РУС ENG 

Бюллетень Счетной палаты №9 (сентябрь) 2018 г.

Бюллетень Счетной палаты №9 (сентябрь) 2018 г.

 

Содержание

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных на реализацию региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров»   М.А.МЕНЬ


Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах»   А.В.ПЕРЧЯН


Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг внедрения в Российской Федерации патентной системы налогообложения»   С.И.ШТОГРИН


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении бюджетного процесса, целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов (выборочно), а также эффективности мер, направленных на сокращение объемов незавершенного строительства в Новгородской области, в 2016-2017 годах» Ю.В.РОСЛЯК


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования субсидий, предоставленных в 2017 году и истекшем периоде 2018 года бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта, на проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений и иных объектов недвижимого имущества»   В.Н.БОГОМОЛОВ


Рассмотрено Коллегией



ОТЧЕТ
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Оценка эффективности использования средств бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, направленных на реализацию региональных
программ и мероприятий по модернизации
здравоохранения, в части строительства и ввода
в эксплуатацию перинатальных центров»

Основание для проведения мероприятия: План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год (пункты 2.6.0.2, 2.6.0.2.1, 2.6.0.2.2, 2.6.0.2.3) (переходящее из Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год, пункт 2.4.1).

Предмет экспертно-аналитического мероприятия

1. Нормативные правовые акты и распорядительные документы, регламентирующие порядок реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров.

2. Документы, обосновывающие выделение и подтверждающие использование средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров. Распорядительные документы, обосновывающие операции с бюджетными средствами, платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение операций с бюджетными средствами.

3. Разрешительные документы на строительство и документы, обосновывающие объемы финансовых средств, направляемых на проведение проектных и изыскательских работ, а также на строительство перинатальных центров.

Цели экспертно-аналитического мероприятия

1. Оценить эффективность нормативного правового регулирования реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров.

2. Осуществить мониторинг объема и структуры финансового обеспечения реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров, полноту поступлений, целевого и эффективного использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

3. Оценить результаты региональных программ модернизации здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров.

Объекты экспертно-аналитического мероприятия

Органы исполнительной власти Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Карелия, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Республики Хакасия, Кабардино-Балкарской Республики, Алтайского, Краснодарского, Красноярского (2 центра) и Ставропольского краев, Архангельской, Белгородской, Брянской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской (2 центра), Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областей; государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (г. Москва) (далее - ГК «Ростех»); общество с ограниченной ответственностью «РТ-СоцСтрой» (г. Москва) (далее - ООО «РТ-СоцСтрой»).

Исследуемый период: 2013-2017 годы и истекший период 2018 года.

Срок проведения экспертно-аналитического мероприятия: декабрь 2016 года - август 2018 года.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия

1. Оценка эффективности нормативного правового регулирования
реализации региональных программ и мероприятий по модернизации
здравоохранения в части проектирования, строительства
и ввода в эксплуатацию перинатальных центров

1.1. В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ с 2013 года начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 года № 2302-р (далее - Программа), предусматривает строительство 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2890-р в связи с переносом срока окончания реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров с 2016 года на 2017 год в Программу внесены изменения.

С учетом внесенных изменений реализация Программы осуществлялась в 2013-2017 годах в 3 этапа:

- I этап (ноябрь 2013 года - июль 2014 года) - организационный (разработка технического задания, проектной документации, выбор подрядчика, разработка программы подготовки и переподготовки медицинского персонала);

- II этап (август 2014 года - июль 2017 года) - строительство перинатальных центров, реализация программы подготовки и переподготовки медицинских кадров;

- III этап (август-декабрь 2017 года) - ввод в эксплуатацию перинатальных центров и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в перинатальных центрах.

Ответственным исполнителем Программы является Минздрав России, участниками - Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Целями Программы являются обеспечение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, снижение материнской и младенческой смертности.

ГК «Ростех» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 года № 46-рп выполняет функции заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства региональных перинатальных центров, а также обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию этих центров в следующих 15 субъектах Российской Федерации: в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Саха (Якутия), Архангельской, Брянской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областях.

В республиках Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайском, Краснодарском, Красноярском (2 центра) и Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Липецкой, Московской (2 центра), Нижегородской, Самарской, Сахалинской и Челябинской областях строительство перинатальных центров обеспечивается органами исполнительной власти самостоятельно.

В связи с несвоевременным вводом перинатальных центров в эксплуатацию Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» срок реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров продлен до конца 2017 года.

Однако по состоянию на 1 июня 2018 года из 32 перинатальных центров работы по строительству были завершены и введены в эксплуатацию только 27 перинатальных центров в республиках Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайском, Красноярском (г. Ачинск) и Ставропольском краях, Белгородской, Брянской, Калужской, Липецкой, Московской (2 перинатальных центра), Архангельской, Псковской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областях.

Более подробная информация о вводе перинатальных центров в эксплуатацию приведена в разделе 3 настоящего отчета.

Несмотря на продолжение мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, изменения в Федеральный закон № 326-ФЗ, иные нормативные и нормативные правовые акты в части переноса срока окончания реализации региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров с 2017 года на 2018 год не вносились.

Так, Правила финансового обеспечения в 2011-2017 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 85 (далее - Правила финансового обеспечения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 1525 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 85» внесены изменения в Правила финансового обеспечения, касающиеся переноса срока окончания реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров с 2016 года на 2017 год.

Изменения в Правила финансового обеспечения после 1 января 2018 года не вносились.

1.2. Распределение субсидий из бюджета ФОМС по субъектам Российской Федерации в общем объеме 52655,7 млн. рублей утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 1873-р (с изменениями).

Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренный на реализацию мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, на 1 июня 2018 года установлен трехсторонними соглашениями в размере 31062,8 млн. рублей и составляет 37,1 % от предусмотренного финансирования.

1.3. В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона № 326-ФЗ условием предоставления ФОМС средств на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2013-2017 годах является наличие заключенных соглашений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с Минздравом России и ФОМС.

Минздравом России, ФОМС и высшими исполнительными органами государственной власти 30 субъектов Российской Федерации в период с 27 января по 16 апреля 2014 года заключены соглашения о финансовом обеспечении мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию 32 перинатальных центров (далее - трехсторонние соглашения), которыми установлены обязательства сторон. Срок действия трехсторонних соглашений установлен до 31 декабря 2017 года.

Дополнительные соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых мероприятия по вводу перинатальных центров в эксплуатацию не завершены, о продлении сроков реализации мероприятий региональных программ модернизации системы здравоохранения по состоянию на 1 июня 2018 года не заключены.

1.4. Пунктом 3 части 6 статьи 50 Федерального закона № 326-ФЗ в отношении перинатальных центров, строительство которых осуществляется ГК «Ростех», установлено, что средства, предусмотренные в бюджете ФОМС на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий, которые, в свою очередь, предоставляются бюджету субъектов Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов для последующего их предоставления в соответствии со статьей 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде субсидий ГК «Ростех».

В данной связи между высшими органами исполнительной власти 15 субъектов Российской Федерации и ГК «Ростех» заключены:

- соглашения о проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию перинатальных центров;

- соглашения (договоры) о порядке и условиях предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в ГК «Ростех».

В связи с продлением сроков реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения с 2016 на 2017 год соответствующие изменения (по срокам реализации мероприятий и срокам предоставления субсидий) в соглашения (договоры) с ГК «Ростех» внесены 9 субъектами Российской Федерации в период с ноября 2016 по май 2017 года (Ульяновская, Ленинградская, Архангельская, Псковская, Брянская области, республики Бурятия, Саха (Якутия), Ингушетия, Карелия). По остальным субъектам Российской Федерации изменения были внесены в июле-августе 2017 года после направления ГК «Ростех» представления Счетной палаты Российской Федерации.

В соответствии с решением правления ГК «Ростех» от 23 мая 2013 года (протокол № 33) в целях организации строительства перинатальных центров, родильных домов и детских стационаров в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Российской Федерации ГК «Ростех» выступила учредителем ООО «РТ-СоцСтрой» (ГК «Ростех» владеет 100-процентной долей участия в уставном капитале).

Между ГК «Ростех» и ООО «РТ-СоцСтрой» заключены 15 договоров на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров на общую сумму 36384,4 млн. рублей.

В результате на 1 июня 2018 года ООО «РТ-СоцСтрой» в целях проведения строительных работ (без учета проектирования) заключило 34 договора с подрядными организациями на общую сумму 31963,2 млн. рублей (более подробно информация представлена в приложении к отчету, приложения в Бюллетене не публикуются).

Таким образом, ГК «Ростех» создана многоступенчатая схема реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

2. Осуществление мониторинга объема и структуры финансового
обеспечения реализации региональных программ и мероприятий
по модернизации здравоохранения в части проектирования,
строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров, полноту поступлений,
целевого и эффективного использования средств бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования

2.1. В соответствии с трехсторонними соглашениями объем расходов на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию 32 перинатальных центров составляет 83718,5 млн. рублей, из них:

- за счет субсидии из бюджета ФОМС - 52655,7 млн. рублей, или 62,9 % от общей суммы финансового обеспечения;

- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 31062,8 млн. рублей, или 37,1 % от общей суммы финансового обеспечения.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечено увеличение финансирования мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 714,7 млн. рублей в связи с ростом стоимости строительства перинатальных центров: в Кабардино-Балкарской Республике - на 194,4 млн. рублей; в Сахалинской области - на 16,6 млн. рублей; в Республике Саха (Якутия) - на 503,8 млн. рублей.

Из общего объема финансового обеспечения, предусмотренного трехсторонними соглашениями, объем расходов в части перинатальных центров, в отношении которых функции заказчика осуществляет ГК «Ростех», составляет 39483,7 млн. рублей, в том числе: субсидии из бюджета ФОМС - 29234,9 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 10248,8 млн. рублей; в отношении перинатальных центров, строящихся субъектами Российской Федерации самостоятельно, - 44234,9 млн. рублей, из которых субсидия ФОМС составила 23420,8 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 20814,1 млн. рублей.

Таким образом, по объектам, строительство которых обеспечивается ГК «Ростех», 74 % от общего объема финансирования приходится на субсидии из бюджета ФОМС и 26 % - средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а по объектам, строящихся субъектами Российской Федерации самостоятельно, - 53 % - субсидия ФОМС и 47 % - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

2.2. По данным Минздрава России и ФОМС, представленным в соответствии с запросом Счетной палаты Российской Федерации от 29 мая 2018 года № ЗИ 12-57/12-03, использование средств, выделенных на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров, за счет всех источников финансирования на 1 июля 2018 года составило 79854,7 млн. рублей, или 95,4 % от размера финансового обеспечения программы, из них по ГК «Ростех» использование средств составило 37437,63 млн. рублей, или 94,8 % от размера финансового обеспечения программы.

2.3. В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В 20 субъектах Российской Федерации субсидии ФОМС использованы в полном объеме.

2.4. В соответствии с пунктом 19 Правил финансового обеспечения, в случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, не соответствует установленному уровню софинансирования из бюджета ФОМС, размер субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит возврату в бюджет ФОМС в объеме, необходимом для достижения соответствующего уровня софинансирования.

В январе 2018 года согласно данным, представленным Минздравом России, установлено, что субъектами Российской Федерации, в которых введены в эксплуатацию перинатальные центры (Липецкая, Московская, Сахалинская, Челябинская, Тамбовская, Ульяновская области, республики Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, Башкортостан), не исполнены обязательства в части уровня финансового обеспечения расходных обязательств на мероприятия программы модернизации по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, установленные подпунктом 4.1 пункта 4 трехсторонних соглашений.

В данной связи в адрес ФОМС было направлено письмо Счетной палаты от 26 января 2018 года № 12-26/12-03 о представлении сведений о планируемых мерах по привлечению к ответственности представителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, допустивших неисполнение обязательств, установленных подпунктом 4.1 пункта 4 трехсторонних соглашений.

Письмом ФОМС от 6 февраля 2018 года № 1190/26/628 указанные нарушения были подтверждены. В целях устранения выявленных бюджетных нарушений ФОМС направлены письма в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации о возврате средств в бюджет Федерального фонда в размере, необходимом для достижения установленного в соглашениях уровня расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Кроме того, ФОМС были направлены письма в Федеральное казначейство об оказании содействия в возврате средств в бюджет ФОМС в сумме, необходимой для достижения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного соглашением.

На основании указанного письма Федеральным казначейством в субъектах Российской Федерации начато проведение контрольных мероприятий.

По данным ФОМС (письмо от 1 июня 2018 года № 6611/26/3190), по состоянию на 1 июня 2018 года в бюджет ФОМС частично возвращены средства из бюджетов Республики Дагестан (1,8 млн. рублей), Липецкой области (4,7 млн. рублей) и Московской области (73,55 млн. рублей) с целью достижения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного трехсторонними соглашениями.

По данным, представленным ФОМС в ходе контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год» в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (г. Москва), также частично возвращены средства из бюджетов Тамбовской области (41,3 млн. рублей), Ульяновской области (1,7 млн. рублей) с целью достижения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного трехсторонними соглашениями.

По Республике Ингушетия, Тамбовской и Ульяновской областям ГК «Ростех» не выполнены обязательства по завершению расчетов за мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, в связи с чем ФОМС не может провести окончательную оценку подлежащего возврату в бюджет ФОМС объема средств.

В данной связи на текущий момент ФОМС не завершены мероприятия по возврату в свой бюджет средств в полном объеме, необходимых для достижения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного в подпункте 4.1 пункта 4 трехсторонних соглашений, в отношении Сахалинской, Челябинской, Тамбовской, Ульяновской областей, республик Ингушетия, Башкортостан и Кабардино-Балкарской Республики.

2.5. Кроме того, в ходе проведенного в 2017 году промежуточного контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных на реализацию региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров» установлено, что ООО «РТ-СоцСтрой» в качестве обеспечения по договорам подряда были приняты банковские гарантии и перечислены авансовые платежи. В дальнейшем подрядные организации прекратили строительные работы на объектах (перинатальные центры в Тамбовской, Архангельской, Ленинградской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Саха (Якутия) и Бурятия), договоры с ними прекращены.

В результате объем неотработанных авансов, сомнительных к взысканию, в рамках расторгнутых договоров, а также по договору с подрядчиком, имеющим отрицательную историю работы с ООО «РТ-СоцСтрой», составлял на 1 июня 2017 года 3053,32 млн. рублей, или 48,8 % от общей суммы неотработанных авансов (6250,95 млн. рублей), и являлся потенциальным ущербом, нанесенным подрядчиками при строительстве, осуществляемом в рамках Программы развития перинатальных центров.

В отношении подрядных организаций, представивших банковские гарантии и не выполнивших своевременно обязательства по договорам, ООО «РТ-СоцСтрой» были направлены соответствующие претензии и поданы иски в суд. В настоящее время в производстве арбитражных судов находятся 10 дел с общей суммой исковых требований в размере 4333,3 млн. рублей. В отношении банков-гарантов ПАО «Бинбанк» и АО «Гринфилдбанк» ООО «РТ-СоцСтрой» поданы соответствующие исковые заявления о взыскании задолженности по банковской гарантии.

Обязательства ОАО «Трест Мордовпромстрой» (предыдущий подрядчик строительства перинатального центра в г. Архангельске) перед ООО «РТ-СоцСтрой» в соответствии с условиями договора цессии от 2 февраля 2017 года № 37-ЦЕС-АРХ взяты на себя новым подрядчиком ООО «СМУ № 1», завершающим строительство указанного объекта.

Финансовое обеспечение мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в настоящий момент осуществляется за счет дополнительных доходов ГК «Ростех» в размере 2076,01 млн. рублей, полученных в результате банковских операций со средствами, полученными на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров.

2.6. В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что положительные заключения государственной экспертизы на проектную документацию, включая смету, получены на все 32 перинатальных центра. В период 2013-2017 годов были внесены изменения в проектно-сметную документацию на строительство перинатальных центров 26 субъектов Российской Федерации.

По итогам корректировки проектно-сметной документации общая сметная стоимость строительства на настоящий момент составила 80867,9 млн. рублей, что на 1390,97 млн. рублей больше, чем на начало строительства, за счет расходов, оплата которых осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что разница в стоимости строительно-монтажных работ и оборудования по ряду перинатальных центров связана с тем, что центры имеют различную фондовооруженность, а также различаются функциональными особенностями оказания медицинской помощи: различным числом родильных залов, операционных, реанимационных коек, наличием или отсутствием консультативно-диагностических или поликлинических отделений.

В отношении перинатальных центров, строительство которых субъектами Российской Федерации обеспечивается самостоятельно, увеличение стоимости строительства составило 721,9 млн. рублей (по Красноярскому краю и Самарской области).

Так, при корректировке проектной документации строительства перинатального центра Красноярского края в ее состав включены дополнительные работы (ранее не учтенные) в части монтажа и приобретения устройств навесных фасадных систем, систем инженерно-технического обеспечения, электрооборудования и электроосвещения, теплотехнических расчетов для железобетонной стены и блоков. В результате сметная стоимость строительства увеличилась на 277,84 млн. рублей. Получено положительное заключение государственного автономного учреждения «Красноярская краевая государственная экспертиза» от 25 ноября 2015 года № 24-1-3-0075-15.

По Самарской области увеличение сметной стоимости строительства произошло за счет замены материалов, оборудования и увеличения объема работ.

По 15 перинатальным центрам, функции заказчика в отношении которых осуществляет ГК «Ростех», сметная стоимость объектов составляет 38388,5 млн. рублей, что на 669,15 млн. рублей больше, чем на начало строительства.

В сметную документацию по строительству перинатального центра в Смоленской области:

- включены работы по монтажу дымовой трубы для котельной, из стоимости котельной исключены затраты на пусконаладочные работы;

- исключены учтенные дважды работы по остеклению витражей;

- приведены в соответствие с государственной элементом сметной нормой состав работ и расценки на работы с земляными массами;

- состав и объемы работ на вертикальную планировку приведены в соответствие с картограммой и уточненной ведомостью земельных масс;

- стоимость ограждения центра приведена в соответствие с типом панелей, разработанным в проекте.

В результате сметная стоимость строительства увеличилась на 4,47 млн. рублей. Получено положительное заключение областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы по Смоленской области» от 29 декабря 2016 года № 67-1-0126-16 на корректировку проектно-сметной документации.

В проектно-сметную документацию по строительству перинатального центра в Республике Саха (Якутия) внесены изменения и дополнения в разделы: схема планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, конструктивные решения, проект организации строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, и в подразделы: отопление и вентиляция, система водоснабжения, система водоотведения, система газоснабжения, технологические решения. В результате сметная стоимость строительства увеличилась на 216,0 млн. рублей. Получено положительное заключение государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы по проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)» от 2 мая 2017 года № 0120-14-17/ГЭ РС (Я).

3. Оценка результатов региональных программ модернизации
здравоохранения в части проектирования, строительства
и ввода в эксплуатацию перинатальных центров

3.1. В настоящее время введены в эксплуатацию и получены лицензии на осуществление медицинской деятельности по 27 перинатальным центрам, в том числе:

- 15 перинатальных центров, строительство которых обеспечивали субъекты Российской Федерации самостоятельно, в республиках Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайском, Красноярском (г. Ачинск) и Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Липецкой, Московской (2 центра), Нижегородской, Самарской, Сахалинской и Челябинской областях;

- 12 перинатальных центров, строительство которых обеспечивала ГК «Ростех», в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Архангельской, Брянской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Тамбовской, Ульяновской областях.

Не введены в эксплуатацию 5 перинатальных центров: в Краснодарском крае (г. Сочи), Красноярском крае (г. Норильск), строительство которых обеспечивали субъекты Российской Федерации самостоятельно, а также в Смоленской, Ленинградской областях и Республике Карелия, строительство которых обеспечивает ГК «Ростех».

По данным ФОМС (письмо от 1 июня 2018 года № 6611/26/3190) и минздрава Краснодарского края (письма от 25 мая 2018 года № 48-6424/18-10-11, от 1 июня 2016 года № 48-6763/18-10-11), основными причинами неввода в эксплуатацию перинатального центра в г. Сочи (Краснодарской край) являются смена подрядной организации, а также невозврат предыдущим подрядчиком (ООО «СК «Кубань») закупленного (оплаченного), но не поставленного на объект медицинского оборудования, а также продолжающиеся судебные споры между подрядными организациями.

Кроме того, на настоящий момент проектной организацией АО «ГИПРОЗДРАВ» не завершены корректировка проектно-сметной документации и приведение ее в соответствие с фактически выполненными работами, в данной связи возможность ввода объекта в эксплуатацию до сентября 2018 года вызывает сомнение.

В части строительства перинатального центра в г. Норильске (Красноярский край) задержка в проведении строительно-монтажных работ, по данным правительства Красноярского края (письмо от 23 мая 2018 года № 3-05341), обусловлена сложными климатическими условиями, возникшими сложностями при устройстве свайного фундамента из-за специфической геологии вечномерзлых грунтов г. Норильска, а также сменой подрядной организации.

По перинатальным центрам, где функции заказчика осуществляет ГК «Рос-тех», ежегодно отмечались нарушение ООО «РТ-СоцСтрой» графика строительных работ и несоблюдение сроков строительства в связи с ненадлежащим исполнением субподрядными организациями своих обязательств.

В рамках исполнения представления Счетной палаты Российской Федерации от 21 июля 2017 года № ПР 12-181/12-03 ГК «Ростех» 5 февраля 2018 года направлена претензия в адрес ООО «РТ-СоцСтрой» об оплате неустойки на общую сумму 258,8 млн. рублей за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам подряда на проведение работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в городах Оренбург, Уфа, Махачкала, Назрань, Пенза, Тамбов, Ульяновск, Якутск. Копия претензии представлена в Счетную палату письмом ГК «Ростех» от 6 февраля 2018 года № РТ-47-1431.

На текущий момент не завершены работы по вводу в эксплуатацию перинатальных центров:

- в Ленинградской области (г. Гатчина) (по причине смены двух подрядных организаций АО «Инженерный центр ЕЭС» и ЗАО «Рант», новый подрядчик ООО «СПК-А» фактически смог приступить к достройке объекта в апреле 2017 года при общей его готовности на тот момент менее 30 %, а также в связи с несоответствием фактически проведенных работ проектной документации, что не позволяет получить положительное заключение комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на объект);

- в Республике Карелия (из-за смены подрядной организации АО «Инженерный центр ЕЭС»);

- в Смоленской области (из-за неисполнения в полном объеме предписаний департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области, отсутствия положительного заключения государственной экспертизы откорректированной проектной документации, незавершения монтажа магнитно-резонансного томографа, отсутствия ввода в эксплуатацию оборудования центрального стерилизационного отделения, незавершения работ по перекладке наружной сети бытовой канализации, незавершения работ по благоустройству территории).

По данным ГК «Ростех» (письмо от 1 июня 2018 года № РТ47-6454), на сроки строительства перинатального центра повлияли решения главного архитектора Смоленской области о применении на объекте импортных отделочных материалов по устройству фасада, в отношении которых поставщиками установлен длительный срок поставки. При этом администрация Смоленской области не поддержала предложение ООО «РТ-СоцСтрой» о применении облицовочных материалов отечественного производства, в связи с чем фактически облицовочный материал был поставлен на объект только в декабре 2017 года.

Кроме того, обращает на себя внимание, что на момент проверки не получена лицензия на медицинскую деятельность по перинатальному центру в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия), где функции заказчика осуществляет ГК «Ростех» и по которому 13 апреля 2018 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию № 04-302000-14-2018.

Объект капитального строительства «Перинатальный центр по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мощностью 120 коек» передан в государственную собственность Республике Бурятия по акту приема-передачи недвижимого имущества от 25 июля 2018 года на основании договора № РТ/1847-18940 пожертвования недвижимого имущества, находящегося в собственности ГК «Ростех» от 17 июля 2018 года.

Также задержка с оформлением лицензии на медицинскую деятельность выявлена и в отношении перинатального центра в г. Пскове (Псковская область), где, по данным Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации (письмо от 5 июня 2018 года № ЗД-02-1648), ООО «РТ-СоцСтрой» не завершены работы по устранению замечаний Управления Роспотребнадзора по Псковской области, по формированию документов по передаче имущества в собственность Псковской области.

3.2. В соответствии с Программой целью реализации мероприятий по строительству перинатальных центров является снижение материнской и младенческой смертности.

При этом анализ данных Росстата свидетельствует, что, несмотря на ввод в 2016-2017 годах в эксплуатацию перинатальных центров, отмечается рост младенческой смерти в январе-апреле 2018 года по сравнению с январем-апрелем 2017 года в Калужской, Тамбовской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Челябинской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Хакасия, что требует дополнительного анализа со стороны Минздрава России.

Выводы

1. Нормативно-правовое регулирование реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, в том числе вопросов их финансового обеспечения, в целом позволяет осуществлять проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров.

2. В связи с несвоевременным вводом перинатальных центров в эксплуатацию Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части 1, 2 и 9 статьи 50 Федерального закона № 326-ФЗ внесены изменения, согласно которым срок окончания реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров перенесен с 2016 года на 2017 год.

Однако по состоянию на 1 июля 2018 года из 32 перинатальных центров работы по строительству были завершены и введены в эксплуатацию только 27 перинатальных центров в республиках Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайском, Красноярском (г. Ачинск) и Ставропольском краях, Белгородской, Брянской, Калужской, Липецкой, Московской (2 перинатальных центра), Архангельской, Псковской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областях.

Несмотря на продолжающиеся в 2018 году мероприятия по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, изменения в части переноса срока окончания реализации региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров с 2017 года на 2018 год в статью 50 Федерального закона № 326-ФЗ, Программу и в Правила финансового обеспечения не вносились.

3. Минздравом России, ФОМС и высшими исполнительными органами государственной власти 30 субъектов Российской Федерации в период с 27 января по 16 апреля 2014 года заключены соглашения о финансовом обеспечении мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию 32 перинатальных центров, которыми установлены обязательства сторон. Срок действия трехсторонних соглашений установлен до 31 декабря 2017 года.

Дополнительные соглашения о продлении сроков реализации мероприятий региональных программ модернизации системы здравоохранения между Минздравом России, ФОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых мероприятия по вводу перинатальных центров в эксплуатацию не завершены, по состоянию на 1 июня 2018 года не заключены.

4. В связи с продлением сроков реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения с 2016 на 2017 год соответствующие изменения (по срокам реализации мероприятий и срокам предоставления субсидий) в соглашения (договоры) с ГК «Ростех» внесены 9 субъектами Российской Федерации в период с ноября 2016 по май 2017 года (Ульяновская, Ленинградская, Архангельская, Псковская, Брянская области, республики Бурятия, Саха (Якутия), Ингушетия, Карелия). По остальным субъектам Российской Федерации изменения были внесены в июле-августе 2017 года после направления ГК «Ростех» представления Счетной палаты Российской Федерации.

5. В соответствии с решением правления ГК «Ростех» от 23 мая 2013 года (протокол № 33) в целях организации строительства перинатальных центров, родильных домов и детских стационаров в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Российской Федерации ГК «Ростех» выступила учредителем ООО «РТ-СоцСтрой» (ГК «Ростех» владеет 100-процентной долей участия в уставном капитале).

Между ГК «Ростех» и ООО «РТ-СоцСтрой» заключены 15 договоров на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров на общую сумму 36384,4 млн. рублей.

В результате на 1 июня 2018 года ООО «РТ-СоцСтрой» в целях проведения строительных работ (без учета проектирования) заключило 34 договора с подрядными организациями на общую сумму 31963,2 млн. рублей.

Таким образом, ГК «Ростех» создана многоступенчатая схема реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

6. В соответствии с трехсторонними соглашениями объем расходов на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию 32 перинатальных центров составляет 83718,5 млн. рублей, из них:

- за счет субсидии из бюджета ФОМС - 52655,7 млн. рублей, или 62,9 % от общей суммы финансового обеспечения;

- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 31062,8 млн. рублей, или 37,1 % от общей суммы финансового обеспечения.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечено увеличение финансирования мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 714,7 млн. рублей в связи с ростом стоимости строительства перинатальных центров: в Кабардино-Балкарской Республике - на 194,4 млн. рублей; в Сахалинской области - на 16,6 млн. рублей; в Республике Саха (Якутия) - на 503,8 млн. рублей.

7. Из общего объема финансового обеспечения, предусмотренного трехсторонними соглашениями, объем расходов в части перинатальных центров, в отношении которых функции заказчика осуществляет ГК «Ростех», составляет 39483,62 млн. рублей, в том числе: субсидии из бюджета ФОМС - 29234,8 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 10248,7 млн. рублей; в отношении перинатальных центров, строящихся субъектами Российской Федерации самостоятельно, - 44234,8 млн. рублей, из которых субсидия ФОМС составила 23420,5 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 20814,1 млн. рублей.

Таким образом, по объектам, строительство которых обеспечивается ГК «Ростех», 74 % от общего объема финансирования приходится на субсидии из бюджета ФОМС и 26 % - средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а по объектам, строящихся субъектами Российской Федерации самостоятельно, - 53 % - субсидия ФОМС и 47 % - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

8. По данным Минздрава России и ФОМС, представленным в соответствии с запросом Счетной палаты Российской Федерации, использование средств, выделенных на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров, составило 79854,7 млн. рублей, или 95,4 % от размера финансового обеспечения программы, из них по ГК «Ростех» использование средств составило 37437,63 млн. рублей, или 94,8 % от размера финансового обеспечения программы.

9. За 2016-2017 годы в бюджет ФОМС возвращены 349 млн. рублей остатков субсидий, выделенных на перинатальные центры, введенные в эксплуатацию в 2016 и 2017 годах.

10. В январе 2018 года согласно данным, представленным Минздравом России, Счетной палатой было установлено, что субъектами Российской Федерации, в которых введены в эксплуатацию перинатальные центры (Липецкой, Московской, Сахалинской, Челябинской, Тамбовской, Ульяновской областями, республиками Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, Башкортостан), не исполнены обязательства в части финансового обеспечения расходных обязательств на мероприятия программы модернизации по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, установленные подпунктом 4.1 пункта 4 трехсторонних соглашений.

По данным ФОМС (письмо от 1 июня 2018 года № 6611/26/3190), по состоянию на 1 июня 2018 года в бюджет ФОМС возвращены средства для достижения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного трехсторонними соглашениями, из бюджетов Республики Дагестан (1,8 млн. рублей), Липецкой области (4,7 млн. рублей) и Московской области (73,55 млн. рублей).

На текущий момент ФОМС не завершены мероприятия по возврату в свой бюджет средств в сумме, необходимой для достижения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного в подпункте 4.1 пункта 4 трехсторонних соглашений, в отношении Сахалинской, Челябинской, Тамбовской, Ульяновской областей, республик Ингушетия, Башкортостан и Кабардино-Балкарской Республики.

11. В 2017 году в ходе проведенного контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных на реализацию региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров» установлено, что ООО «РТ-СоцСтрой» в качестве обеспечения по договорам подряда были приняты банковские гарантии и перечислены авансовые платежи. В дальнейшем подрядные организации прекратили строительные работы на объектах (перинатальные центры в Тамбовской, Архангельской, Ленинградской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Саха (Якутия) и Бурятия), договоры с ними прекращены.

В результате объем неотработанных авансов, сомнительных к взысканию, в рамках расторгнутых договоров, а также по договору с подрядчиком, имеющим отрицательную историю работы с ООО «РТ-СоцСтрой», составлял на 1 июня 2017 года 3053,32 млн. рублей, или 48,8 % от общей суммы неотработанных авансов (6250,95 млн. рублей), и являлся потенциальным ущербом.

В соответствии с информацией, представленной ООО «РТ-СоцСтрой» (письмо от 27 февраля 2018 года № 855), на текущий момент сумма неотработанных авансов сокращена на 443,6 млн. рублей, или на 14,5 % (составляет 2609,8 млн. рублей), резерв по сомнительным долгам снижен на 640,4 млн. рублей, или на 21,8 % (составляет 2287,7 млн. рублей).

В отношении подрядных организаций, представивших банковские гарантии и не выполнивших своевременно обязательства по договорам, были направлены соответствующие претензии и поданы иски в суд. В настоящее время в производстве арбитражных судов находятся 10 дел с общей суммой исковых требований в размере 4333,3 млн. рублей.

Обязательства ОАО «Трест Мордовпромстрой» (предыдущий подрядчик строительства перинатального центра в г. Архангельске) перед ООО «РТ-СоцСтрой» в соответствии с условиями договора цессии от 2 февраля 2017 года № 37-ЦЕС-АРХ взяты на себя новым подрядчиком ООО «СМУ № 1», завершающим строительство указанного объекта.

Финансовое обеспечение мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в настоящий момент осуществляется за счет дополнительных доходов ГК «Ростех» в размере 2076,01 млн. рублей, полученных в результате банковских операций со средствами, полученными на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров.

12. Положительные заключения государственной экспертизы на проектную документацию, включая смету, получены на все 32 перинатальных центра. В период 2013-2017 годов были внесены изменения в проектно-сметную документацию на строительство перинатальных центров 26 субъектов Российской Федерации.

По итогам корректировки проектно-сметной документации общая сметная стоимость строительства на настоящий момент составила 80867,9 млн. рублей, что на 1390,97 млн. рублей больше, чем на начало строительства, за счет расходов, оплата которых осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В отношении перинатальных центров, строительство которых субъектами Российской Федерации обеспечивается самостоятельно, увеличение стоимости строительства составило 721,9 млн. рублей (по Красноярскому краю и Самарской области).

По 15 перинатальным центрам, функции заказчика в отношении которых осуществляет ГК «Ростех», сметная стоимость объектов составляет 38388,5 млн. рублей, что на 669,15 млн. рублей больше, чем на начало строительства.

13. Не введены в эксплуатацию 5 перинатальных центров: в Краснодарском крае (г. Сочи), Красноярском крае (г. Норильск), где строительство центров осуществляется самостоятельно, а также в Смоленской, Ленинградской областях и Республике Карелия, строительство которых обеспечивает ГК «Ростех».

Основными причинами неввода в эксплуатацию перинатальных центров являются:

- смена в ходе строительства подрядных организаций (по всем 5 перинатальным центрам);

- судебные споры между подрядными организациями (перинатальный центр в г. Сочи);

- низкое качество первоначально разработанной проектно-сметной документации (перинатальные центры в г. Норильске, г. Смоленске, г. Сочи), что потребовало ее корректировки.

По данным ГК «Ростех» (письмо от 1 июня 2018 года № РТ47-6454), на сроки строительства перинатального центра в г. Смоленске также повлияли решения главного архитектора Смоленской области о применении на объекте импортных отделочных материалов по устройству фасада, в отношении которых поставщиком установлен длительный срок поставки. При этом администрация Смоленской области не поддержала предложение ООО «РТ-СоцСтрой» о применении облицовочных материалов отечественного производства, в связи с чем фактически облицовочный материал был поставлен на объект только в декабре 2017 года.

Кроме того, обращает на себя внимание, что на текущий момент не получена лицензия на медицинскую деятельность по перинатальному центру в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия), заказчиком строительства которого является ГК «Ростех» и по которому 13 апреля 2018 года получено разрешение на ввод перинатального центра в эксплуатацию № 04-302000-14-2018.

Согласно информации Министерства здравоохранения Республики Бурятия (письмо от 6 июня 2018 года № 10-01-10-и3384/18), по состоянию на 1 июня 2018 года ООО «РТ-СоцСтрой»:

- продолжались проведение монтажных работ вентиляционных коробов и обвязка вентиляционных установок;

- на объекте отсутствовало постоянное электроснабжение в связи с выявленным в ходе монтажа заводским браком главного распределительного щита, который на настоящий момент устраняется поставщиком оборудования;

- медицинское оборудование находилось на объекте в упакованном виде в помещениях перинатального центра, его распаковка планировалась только после пусконаладочных работ по электроснабжению объекта.

Объект капитального строительства «Перинатальный центр по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мощностью 120 коек» передан в государственную собственность Республики Бурятия по акту приема-передачи недвижимого имущества от 25 июля 2018 года на основании договора № РТ/1847-18940 пожертвования недвижимого имущества, находящегося в собственности ГК «Ростех» от 17 июля 2018 года.

14. В соответствии с Программой целью реализации мероприятий по строительству перинатальных центров является снижение материнской и младенческой смертности.

При этом анализ данных Росстата свидетельствует, что, несмотря на ввод в 2016-2017 годах в эксплуатацию перинатальных центров, отмечается рост младенческой смерти в январе-апреле 2018 года по сравнению с январем-апрелем 2017 года в Калужской, Тамбовской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Челябинской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Хакасия, что требует дополнительного анализа со стороны Минздрава России.

15. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что Минздравом России и ФОМС ненадлежащим образом выполняются полномочия, предусмотренные частью 15 статьи 50 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пунктами 2.2 и 3.2 трехсторонних соглашений, в части контроля за реализацией программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства перинатальных центров и соблюдения установленных сроков.

Предложения

1. Направить информационные письма Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, Министру здравоохранения Российской Федерации и руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Направить информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации   М.А.МЕНЬ



ОТЧЕТ
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ осуществления мер государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах»


Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год (пункт 2.4.6.2, переходящее из Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год, пункт 2.4.6.2).

Предмет экспертно-аналитического мероприятия

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие осуществление мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП);

деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер государственной поддержки МСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

бюджетная отчетность, первичные и иные документы, подтверждающие операции по использованию бюджетных средств на государственную поддержку МСП, отчетность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Цели экспертно-аналитического мероприятия

1. Оценить состояние нормативно-правового регулирования государственной поддержки МСП.

2. Оценить результаты реализации мер государственной поддержки МСП.

3. Оценить ход реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

4. Оценить влияние мер государственной поддержки на достижение целей, установленных в стратегических документах Российской Федерации.

5. Оценить качество показателей документов стратегического планирования в области развития и поддержки МСП, а также их влияние на рост экономики в субъектах Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

Исследуемый период: 2014-2017 годы.

Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: с июля 2017 года по август 2018 года.

Отчет о результатах настоящего экспертно-аналитического мероприятия подготовлен с учетом результатов параллельных контрольных мероприятий «Проверка реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2016 годах и прошедшем периоде 2017 года, в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) и «Проверка реализации в 2015-2017 годах мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (с контрольно-счетными органами Республики Башкортостан, Красноярского края, Новосибирской и Тюменской областей)» (далее - контрольные мероприятия).

Кроме того, в отчете отражены результаты анализа информации, полученной по запросу Счетной палаты Российской Федерации от федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минсельхоза России, Минпромторга России), Банка России, органов исполнительной власти 85 субъектов Российской Федерации, контрольно-счетных органов 83 регионов, 3 кредитных организаций, акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - АО «Корпорация «МСП»), Фонда развития промышленности, Фонда содействия инновациям, АО «Деловая среда», 23 организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, а также по 236 субъектам МСП.

Краткая характеристика проверяемой сферы

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 сентября 2016 года Президент Российской Федерации уточнил, что к 2018 году численность работников, занятых в малом и индивидуальном предпринимательстве, должна вырасти до 20 млн. человек.

За период 2015-2017 годов количество хозяйствующих субъектов МСП в Российской Федерации выросло с 4531,3 до 6039,2 тыс. единиц. При этом в течение 2017 года положительная динамика замедлилась.

По состоянию на 10 января 2018 года численность занятых в сфере МСП составила 19328,3 тыс. человек. Цель, обозначенная Президентом Российской Федерации, не достигнута.

Более 95 % субъектов МСП составляют микропредприятия, при этом на них приходится только 41 % от общего количества занятых в сфере МСП.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года определил развитие малого предпринимательства как один из масштабных резервов экономического роста. К 2024 году вклад малого предпринимательства в ВВП страны должен составить 40 %, число занятых в МСП - 25 млн. человек.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации показатель, отражающий вклад МСП в ВВП, не формируется и, соответственно, в официальной публикуемой статистике отсутствует. Вместо него Минэкономразвития России использует непубликуемый показатель «Доля валовой добавленной стоимости МСП в ВВП»[1], рассчитываемый Росстатом с временным лагом около года после завершения отчетного периода. Согласно данным Росстата данный показатель составил в 2014 году 19 %, в 2015 году - 19,9 %, в 2016 году - 21,6 %, данные за 2017 год отсутствуют.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия

1. Оценка нормативно-правового регулирования организации
и осуществления государственной поддержки МСП

Нормативное правовое регулирование развития МСП в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

1.1. Основными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере развития МСП, на федеральном уровне являются: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки; Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», являющееся основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ поддержка субъектов МСП - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственн