РУС ENG 

Росморречфлот показал свою неэффективность при заключении и исполнении госконтрактов

26 Апреля 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и другие мероприятия учреждениями, подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта в 2013-2015 гг.

Объекты проверки: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы», Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» с выездом в филиал «Череповецкий район водных путей и судоходства», Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Исследуемый период: 2013-2015 гг.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Протяженность внутренних водных путей страны в настоящее время составляет 101 тыс. км. На них расположено 741 судоходное гидротехническое сооружение, 335 из которых подлежат декларированию безопасности. Объем бюджетных ассигнований в виде субсидий и инвестиций, ежегодно направляемых на содержание и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, составляет около 22 млрд. руб. или 2,7% от общей суммы государственных средств, предусмотренных транспортному комплексу.

Как показала проверка Счетной палаты, полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере внутреннего водного транспорта, Минтрансом России выполняются не в полном объеме. По словам аудитора, в нарушение положений Кодекса внутреннего водного транспорта правила содержания внутренних водных путей и правила содержания судоходных гидротехнических сооружений до сих пор не утверждены. «В связи с отсутствием этих правил администрациями бассейнов внутренних водных путей применяются нормативные правовые акты, утвержденные в основном более 20 лет назад», - рассказал Валерий Богомолов. Несмотря на отсутствие утвержденных правил, определяющих перечень и периодичность подлежащих выполнению работ, постановлением Правительства утверждены нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Переданные Росморречфлотом полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов выполнялись неэффективно. В частности, не была обеспечена своевременная разработка проектно-сметной документации, получение положительных заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России», не начато строительство важнейших этапов инвестиционных проектов подпрограммы «Внутренний водный транспорт».

На основании государственных заданий ФБУ «Администрация «Волго-Балт» в соответствии с 94-ФЗ и 44-ФЗ производилось размещение заказов на проведение работ по капитальному ремонту, основной частью которых являлись дноуглубительные работы. Одним из победителей стал производственный кооператив «Гидротехник». Однако, как показала проверка, ПК «Гидротехник» никаких работ по договорам не выполнял. «Фактически подрядными организациями при исполнении договоров самостоятельно дноуглубительные работы не выполнялись, а заключались субподрядные договоры с филиалами ФБУ «Администрация «Волго-Балт» – Череповецким и Новгородским районами водных путей и судоходства, которые располагали техникой и персоналом для проведения дноуглубительных работ», - рассказал Валерий Богомолов. Стоимость дноуглубительных работ, выполненная указанными филиалами по договорам субподряда, была в целом на 28,8 млн. руб. ниже стоимости указанных работ по договорам на капитальный ремонт, заключенным ФБУ «Администрация «Волго-Балт» с подрядными организациями. Проверка на наличие признаков аффилированности между ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и подрядными организациями по данным информационного ресурса «Спарк» показала, что начальник Новгородского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация «Волго-Балт» В.И. Силкин и Е.Н. Додриков являются учредителями ООО «Транслидер» с долями 33,33 и 33,33% соответственно. При этом Додриков Е.Н., Додриков А.Е., Додриков С.Е. (состоящие в родственных связях) являются учредителями ПК «Гидротехник» и в совокупности владеют 50% долей в уставном капитале.

При выполнении договора по капитальному ремонту (2013 г.) между ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и ООО «НПП «ФОРТЭКС», последним заключен агентский договор с ООО «ОКС-9», которым, в свою очередь заключен договор субподряда с филиалом ФБУ «Администрация «Волго-Балт». При этом по данным информационного ресурса «Спарк» генеральным директором ООО «ОКС-9» значился Протопопов А.О., который был в числе зависимых и аффилированных лиц ООО «НПП «Фортекс» и являлся бывшим генеральным директором и владельцем ООО «ОКС-9» со 100% долей. «В результате применения такой схемы выполнения государственного задания, субсидии в объеме 28,8 млн. рублей в 2013-2014 гг. аккумулировались на счетах коммерческих организаций, которые фактически затраты, связанные с выполнением работ, не несли», - пояснил аудитор.

Росморречфлотом не обеспечен контроль целевого использования бюджетных средств ФГУП «Канал имени Москвы» по договору на предоставление субсидий и соответственно не выполнены полномочия, установленные Бюджетным кодексом. Для обеспечения безопасности судоходства на канале им. Москвы и обеспечения мероприятий по обводнению в 2014 г., Росморречфлотом был заключен договор с ФГУП «Канал имени Москвы» о предоставлении субсидий. Общая их сумма превысила 2 млрд. руб. Однако согласно отчету и данным бухгалтерского учета экономия по целевой статье «Субсидии на обеспечение мероприятий по обводнению в рамках подпрограммы «Морской и речной транспорт» составила 196,8 млн. руб., перерасход по целевой статье «Субсидии на обеспечение безопасности судоходства на канале имени Москвы в рамках подпрограммы «Морской и речной транспорт» - 367,9 млн. руб. Таким образом, из средств федерального бюджета в сумме 852,1 млн. руб., перечисленных Росморречфлотом предприятию в 2014 г. по целевой статье «Субсидии на обеспечение мероприятий по обводнению в рамках подпрограммы «Морской и речной транспорт» 196,8 млн. руб. предприятием направлены на цели, не соответствующие закону «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». «Это может свидетельствовать о признаках нецелевого использования ФГУП «Канал имени Москвы» средств субсидии в сумме 196,8 млн. руб.», - резюмировал аудитор.

Коллегия приняла решение направить представления руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта, руководителю Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей», руководителю Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы», а также информационные письма в Правительство и Министерство транспорта Российской Федерации. В Следственный комитет Российской Федерации будет направлено обращение, а информацию об основных итогах проверки и отчет в палаты Федерального Собрания.


Ключевые факты

  1. Протяженность внутренних водных путей страны в настоящее время составляет 101 тыс. км. На них расположено 741 судоходное гидротехническое сооружение, 335 из которых подлежат декларированию безопасности.
  2. Объем бюджетных ассигнований в виде субсидий и инвестиций, ежегодно направляемых на содержание и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, составляет около 22 млрд. руб. или 2,7% от общей суммы государственных средств, предусмотренных транспортному комплексу.

  3. Росморречфлотом не обеспечен контроль целевого использования бюджетных средств ФГУП «Канал имени Москвы» по договору на предоставление субсидий и соответственно не выполнены полномочия, установленные Бюджетным кодексом.
  4. Из средств федерального бюджета в сумме 852,1 млн. руб., перечисленных Росморречфлотом в 2014 г. по целевой статье «Субсидии на обеспечение мероприятий по обводнению в рамках подпрограммы «Морской и речной транспорт», 196,8 млн. руб. предприятием направлены на цели, не соответствующие закону «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Материалы по теме

Наверх