РУС ENG 

Краснодарским краем и Волгоградской областью в 2013 г. в ходе строительства гидросооружений неэффективно использованы 507 млн руб.

29 Ноября 2016 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка использования в 2013 – 2015 годах и истекшем периоде 2016 года государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» и государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на территории Южного федерального округа».

Объекты проверки: Администрация Краснодарского края, Кубанское бассейновое водное управление, Администрация Волгоградской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление.

Проверяемый период деятельности: 2013 - 2016 годы.

С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На заседании Коллегии было отмечено, что территориальным органам Росводресурсов - Кубанскому и Нижне-Волжскому бассейновым водным управлениям (далее - БВУ), осуществляющим свою деятельность на территории Южного федерального округа, в 2013-2015 гг. было предоставлено бюджетное финансирование в объеме 1,4 млрд рублей. Счетной палатой в работе данных терорганов Росводресурсов выявлены недостатки и нарушения.

Было установлено, что Кубанским БВУ в ходе реализации заключенного в 2012 году с ООО «Севкавгеопроектстрой» контракта по объекту «Берегоукрепительные работы на реке Белая» в нарушение действующего законодательства в проектно-сметную документацию были внесены изменения по составу и объемам работ на сумму 10 млн рублей. В свою очередь, Нижне-Волжским БВУ были оплачены фактически невыполненные работы по доработке проекта нормативов допустимого воздействия по бассейнам рек Урал и Волга на общую сумму 1,5 млн рублей.

Кубанским БВУ до настоящего времени не утверждены правила использования 7 водохранилищ и 3 гидроузлов, Нижне-Волжским БВУ - 19 водохранилищ. Тем не менее, данными терорганами Росводресурсов в 2011-2014 гг. на эти цели были использованы средства федерального бюджета в объеме 169 млн рублей. По мнению аудитора, отсутствие утвержденных правил по упомянутым объектам усложняет их использование и увеличивает риски возникновения ЧС. Кроме того, Нижне-Волжским и Кубанским БВУ в Государственный водный реестр не внесено 8 уже введенных в эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Было отмечено, что Росводресурсами в 2013–2015 гг. бюджетам Краснодарского края и Волгоградской области в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» было предоставлено в общей сложности 2,3 млрд рублей на строительство 5 объектов водохозяйственного комплекса региональной и муниципальной собственности.

По Краснодарскому краю (выделено 1,3 млрд рублей на 3 объекта) установлены следующие нарушения. ГБУ Краснодарского края по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений с целью избежать общественного обсуждения при заключении госконтракта на выполнение работ по защите Крымского района Краснодарского края от рек Адагум, Неберджай, Баканка проект был искусственно разделен на 5 частей.

В результате, данным учреждением было заключено 5 контрактов с организациями: ООО «Тоннельдорстрой», ООО «Кавказстройинвест», ООО «Фирма «Искра». Основному подрядчику ООО «Тоннельдорстрой» в 2014 и в 2015 гг. выплачено 1,7 млрд рублей по двум контрактам (из них 1 млрд рублей - средства федерального бюджета). Как показала проверка, 540 млн рублей из этой суммы были выплачены за невыполненные работы, которые в настоящее время числятся в дебиторской задолженности у заказчика. 1,027 млрд рублей выплачены этому подрядчику после признания его в сентябре 2014 года банкротом. В связи с этим срок завершения строительства объекта перенесен с 2016 на 2018 год. Банковская гарантия на 506 миллионов рублей, предоставленная подрядчиком в качестве обеспечительной меры, истребована не была. Требования о взыскании долга заказчиком в суды не направлялись.

Указ Президента Российской Федерации от 17.07.2012 г. № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае» до настоящего времени не выполнен.

По объекту реконструкция «Неберджаевского водохранилища в г. Новороссийске» контракт заказчиком в качестве которого выступало муниципальное казенное предприятие (МКУ) «Управление строительства» города Новороссийск, с подрядной организацией, ОАО «Зарубежводстрой» был заключен в 2011 году на сумму 550 млн руб. с превышением установленного в региональной программе «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011-2015 годы объема финансирования на 362 млн рублей.

При этом, как показала проверка, заказчиком необоснованно оплачены невыполненные работы на сумму 57 млн руб.

Подрядчиком, как это предусмотрено контрактом, в 2013 году реконструкция объекта не завершена и вопрос дальнейшего финансирования реконструкции администрацией Краснодарского края, несмотря на поручение Правительства, до настоящего времени не решен.

Росводресурсами в 2011-2013 гг. в бюджет Краснодарского края были направлены субсидии в сумме 155 млн рублей в целях организации берегоукрепительных работ на реке Псоу в селе Веселое, находящемся на территории Сочинского национального парка. Работы в 2013 году, как это было предусмотрено ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах», завершены не были. По словам аудитора, в настоящее время работы ведутся ОАО «Краснодарводстрой», стоимость исполняемого организацией контракта была определена без проверки достоверности сметной стоимости. Ранее контракты были расторгнуты с ОАО «Научно-производственная инвестиционная компания «Дорстройкомплекс»-Агроресурс» и ООО «ЮПК.Строй» по причине неисполнения ими взятых обязательств.

Помимо этого, в результате предоставления администрацией Краснодарского края в 2013 году информации о завышенном объеме финансирования объекта Росводресурсами была предоставлена субсидия на 60 млн руб. больше, чем предусмотрено условиями софинансирования, установленными Минприроды России.

По Волгоградской области ( выделено 1 млрд рублей на 2 объекта) в рамках реализации госконтракта по осуществлению берегоукрепления правого берега реки Волга в г.Волгограде на общую сумму 2,8 млрд рублей проектной документацией было предусмотрено строительство 2 «видовых площадок» стоимостью 11 млн рублей. Строительство упомянутых объектов по действующему законодательству не относится к гидротехническим сооружениям, поэтому финансирование их строительства за счет субсидии не является обоснованным. Также, в рамках данных работ были установлены факты оплаты заказчиком - ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» невыполненных работ на сумму 33 млн рублей и изменения условий госконтрактов на сумму 24 млн рублей.

На заседании Коллегии было отмечено, что в результате допущенных нарушений администрациями Краснодарского края и Волгоградской области в 2013 году из 3 установленных соглашениями с Росводресурсами показателей результативности предоставления субсидий на капитальное строительство не достигнуто ни одного, сумма неэффективно использованных средств составила 507 млн рублей. При этом Росводресурсами в 2014 году не применялись санкции за невыполнение показателей результативности по капремонту, установленных соглашением с Волгоградской областью.

В отношении использования регионами субвенций на исполнение переданных полномочий в области водных отношений также отмечены нарушения и недостатки. Краснодарским краем и Волгоградской областью в 2013-2015 гг. из 10-ти плановых показателей, установленных соглашениями на предоставление и использование субвенций не обеспечивалось ежегодно достижение до 3-х показателей, в том числе не обеспечено Краснодарским краем поступление в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами в сумме 27 млн рублей.

Аудитор подчеркнул, что объект второго класса опасности Неберджаевское водохранилище в городе Новороссийске Краснодарского края на протяжении последних четырех лет остается не застрахованным.

В Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствует информация примерно на 4837 из 5206 (93%) гидротехнических сооружений, расположенных на территории Волгоградской и Астраханской области. При этом уровень безопасности 1864 таких гидротехнических сооружений оценивается как неудовлетворительный. По данным инвентаризации 2003 года 1118 гидротехнических сооружений на территории Краснодарского Края и Астраханской области являются бесхозяйными. «Отмечу, что с 2013 года Краснодарским краем ремонт и ликвидация бесхозяйных ГТС не осуществляется. Аналогичная ситуация в Республике Адыгее. Кроме того, по шести вновь построенным объектам инженерной защиты в Волгоградской и Астраханской областях и Краснодарском крае, отсутствовали декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию, а четыре из них не были внесены в Российский регистр ГТС. Мероприятия по обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности ГТС в соответствии с законодательством в проверенных нами регионах на должном уровне не реализованы», - сообщил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На заседании Коллегии особое внимание было уделено проблеме организации финансирования мероприятий по обеспечению безопасности береговой линии Черного и Азовского морей. По словам Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, ведомственная принадлежность берегозащитных сооружений, подвергающихся негативному воздействию вод, не определена, их содержание и эксплуатация не осуществляются. Полномочия ликвидированного в 2013 году Министерства регионального развития России до настоящего времени никому не переданы. Таким образом, поручение Президента России о разработке программного документа по сохранению и комплексному развитию Азово-Черноморского побережья не исполнено.

По фактам, имеющим признаки коррупционных нарушений и ущерба, Коллегия Счетной палаты приняла решение направить обращения в Следственный комитет России, Генпрокуратуру и ФСБ России.

Представления об устранении нарушений будут направлены губернаторам Краснодарского края и Волгоградской области, руководителям Кубанского и Нижне-Волжского БВУ, информационные письма в Правительство России, Росприроднадзор и Ростехнадзор, отчет по проверке в палаты Федерального Собрания. В Минфин России будет направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения в отношении Краснодарского края.


Материалы по теме

Наверх