РУС ENG 

В 2015 г. в бюджеты стран-участниц ЕАЭС поступило $10,6 млрд

30 Ноября 2016 г.

Высшие органы финансового контроля России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии провели совместное заседание Коллегии в формате видеоконференции.

На заседании, которое впервые прошло в пятистороннем формате, были рассмотрены результаты проверки соблюдения в 2015 г. уполномоченными органами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (далее – Протокол).

Выступая с приветственным словом на открытии заседания пятисторонней Коллегии, глава российского контрольного ведомства отметила, что в настоящее время сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза является одним из главных приоритетов и инструментов экономической политики входящих в него государств. «Союз уверенно развивается. Достигнуты определенные успехи в развитии договорно-правовой базы. Вскоре ожидается подписание нового Таможенного кодекса ЕАЭС, что позволит перейти к единому таможенному регулированию и вывести механизмы администрирования на качественно новый уровень», – подчеркнула Татьяна Голикова.

При этом Председатель Счетной палаты России с сожалением констатировала, что до настоящего времени Евразийской экономической комиссией не утверждено Соглашение о проведении высшими органами финансового контроля совместных контрольных мероприятий по проверке соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин. «В связи с этим, осуществляя в этом году впервые проверку в пятистороннем формате, мы вынуждены были опираться на отработанную практику проведения подобных аудитов в рамках Таможенного союза. Безусловно, с учетом повышения уровня развития интеграции это решение нельзя назвать идеальным», - отметила Татьяна Голикова.

С докладами на Коллегии выступили представители контрольных ведомств пяти стран, от российской стороны – аудитор Сергей Штогрин.

Стороны были едины в оценке результатов проверки, констатировав, что в 2015 году уполномоченные органы государств – членов ЕАЭС в целом обеспечили соблюдение порядка распределения ввозных таможенных пошлин. Ввозные таможенные пошлины распределялись в соответствии с установленными нормативами* для каждой Стороны.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших в 2015 г. в бюджеты Сторон, составила $10,6 млрд.

«По сравнению с 2014 годом в целом наблюдается снижение поступлений таможенных пошлин на $8,8 млрд или на 45,4%», - отметил в ходе своего выступления аудитор российского контрольного ведомства Сергей Штогрин.

В национальной валюте в бюджет Российской Федерации поступило 556,5 млрд рос. рублей, в бюджет Республики Армения – 35,6 млрд драм, в бюджет Республики Беларусь - 8,6 трлн бел. рублей, в бюджет Республики Казахстан - 188,5 млрд тенге, в бюджет Кыргызской Республики – 3,1 млрд сом.

Вместе с тем в ходе совместной проверки были выявлены отдельные проблемные вопросы и недостатки, в том числе связанные с зачислением сумм поступивших таможенных пошлин на нераспределяемые счета. «При том, что объем поступления таких пошлин от года к году должен постепенно снижаться, в 2015 году произошло его резкое увеличение. Например, в Республике Казахстан объем таких поступлений увеличился в 7,7 раз, составив 4,3 млрд тенге», - отметил Сергей Штогрин.

При этом, как и в предыдущем году, значительная часть нераспределенных в Республике Казахстан поступлений (664,7 млн тенге) связана с таможенным оформлением товаров компаниями, деятельность которых связана с недропользованием и подпадает под ст. 372 Таможенного кодекса Таможенного союза**. Однако, согласно полученной информации от Евразийской комиссии по итогам проработки данного вопроса, таможенное законодательство регламентирует только вопросы, связанные с уплатой (взиманием) таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом оно не распространяется на вопросы, связанные с их дальнейшим зачислением и распределением. Порядок их зачисления и распределения определен соответствующим Соглашением от 20 мая 2010 г.***, а с 1 января 2015 г. – Протоколом, которые регулируют вопросы межбюджетных отношений государств-членов ЕАЭС и включают казначейские аспекты взаимодействия. Исходя из этого, с 1 сентября 2010 г. таможенные пошлины, в том числе уплаченные организациями, работающими в рамках ст. 372 ТК, подлежат распределению между бюджетами государств-членов ЕАЭС.

В Кыргызской Республике на нераспределямый счет необоснованно были зачислены ввозные таможенные пошлины в сумме 22,1 млн сом (76,8% от общей суммы выбранных для проверки поступлений). Нарушение устранено, в 2016 г. указанные средства были распределены.

Отчеты об исполнении государственного бюджета за 2015 год Республики Армения и Кыргызской Республики были сформированы без учета норм Протокола в части полноты отражения сумм ввозных таможенных пошлин: в указанной отчетности не были учтены соответственно 2,8 млн драм и 1,1 млн сом пошлин, поступивших за последний рабочий день календарного года.

На момент проведения совместного контрольного мероприятия технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, решением Коллегии ЕЭК не утверждены.

До настоящего времени не регламентирован механизм зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Договора о ЕАЭС, с учетом присоединения к процессу распределения этих пошлин Армении и Кыргызстана.

Как отметил присутствовавший на заседании совместной Коллегии представитель Евразийской экономической комиссии, в настоящее время ЕЭК проводит активную работу по устранению отмеченных недостатков и урегулированию проблемных вопросов. В частности, он сообщил, что технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие, уже утверждены Коллегией ЕЭК. Также в рамках работы по совершенствованию положений Договора о ЕАЭС, Комиссией было инициировано решение вопроса, касающегося порядка зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Договора. По итогам проведенных обсуждений была согласована единая позиция по данному вопросу. В настоящее время ведется работа по выработке и согласованию соответствующих изменений в Протокол.

Относительно Соглашения о проведении высшими органами финансового контроля стран-участников ЕАЭС совместных контрольных мероприятий по проверке соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин представитель Комиссии сообщил, что проект направлен сторонам на внутригосударственное согласование. При этом он выразил надежду, что этот важный документ будет подписан в самое ближайшее время.

По итогам заседания участники совместной Коллегии приняли решение направить отчет по проверке в правительства Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Счетная палата Российской Федерации также направит отчет по проверке в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Евразийскую экономическую комиссию.

В заключение стороны еще раз отметили важность скорейшего подписания Соглашения, которое будет регламентировать работу высших органов финансового контроля при проведении совместных проверок. По мнению участников заседания, это позволит не только избежать тех сложностей, с которыми они столкнулись в ходе проведения проверки, но и повысить эффективность и уровень межведомственного взаимодействия.

Татьяна Голикова также предложила своим коллегам подписать обновленные редакции двусторонних Соглашений о сотрудничестве, которые будут соответствовать современным международным реалиям, в том числе нормативной-правовой базе ЕАЭС в части, касающейся взаимодействия ВОФК.

Справочно:

*Протоколом установлены нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена: с 01.10.2015 – Республика Армения – 1,11%, Республика Беларусь – 4,56%, Республика Казахстан – 7,11%, Кыргызская Республика – 1,9% и Российская Федерация – 85,32%.

**Статьей 372 ТК предусмотрено, что к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан и Российской Федерации до вступления в силу Таможенного кодекса и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствии с которым действуют соответствующие контракты, а в части, не урегулированной этими таможенными законодательствами, – положения Таможенного кодекса.

*** Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г.


Материалы по теме

Наверх