РУС ENG 

В период с 2006 по 2016 г. в Республику Куба поставлено 14 российских самолетов

5 Декабря 2016 г.

Ладислав Карпов/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации в рамках реализации проектов поставок российских гражданских самолетов, сопутствующего оборудования и услуг по программам модернизации гражданской авиации Кубы».

Объекты анализа: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, АО «Росэксимбанк»; ОАО «Ильюшин Финанс Ко.».

Исследуемый период: 2014-2015 гг. и истекший период 2016 года.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Александр Жданьков.

Как было отмечено на Коллегии, в настоящее время сотрудничество России и Кубы в сфере авиационной промышленности осуществляется посредством реализации Программы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба на 2012-2020 гг., подписанной по итогам 10-го заседания Российско-кубинской межправительственной комиссии в ноябре 2012 года*.

Экспорт российских воздушных судов и сопутствующего оборудования в Республику Куба обеспечивается государственной гарантийной поддержкой экспорта промышленной продукции, которая предоставляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С 2005 года предельная сумма государственной гарантийной поддержки поставки самолетов на Кубу составила свыше $600 млн.

Общий объем предоставленных долгосрочных кредитов (от 10 до 14 лет), обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, с 2005 года по 2016 год составил $432 млн.

В исследуемом периоде фактов предъявления гарантий к исполнению не было. Просроченной задолженности по возврату кредитов и уплате процентов не имеется. Возврат сумм основного долга и погашение процентов по кредитам осуществляется в полном объеме в соответствии с условиями кредитных договоров и на основании графиков платежей.

На момент проведения проверки все заключенные в период с 2014 года по истекший период 2016 года договоры на поставку воздушных судов и оборудования исполнены.

«Всего за период с 2006 по 2016 год в Республику Куба поставлено 14 воздушных судов, в том числе в 2006-2013 гг. - 3 самолета ИЛ-96, 2 пассажирских самолета ТУ-204, 2 грузовых ТУ-204 и 3 самолета-АН-158; в 2014-2016 гг. - 3 самолета АН-158 (в рамках договоров, заключенных в 2013 г.) и один самолет ИЛ-96-300», - сообщил в ходе своего выступления аудитор Александр Жданьков.

Помимо этого, в рамках сотрудничества в области поставок вертолетной техники в 2016 г. на Кубу поставлены два вертолета Ми-17-1В, а также передан ряд коммерческих предложений, касающихся сервисного обслуживания поставленных вертолетов и поставки ремонтно-конструкторской документации для их капитального ремонта.

Вместе с тем проведенный анализ показал, что ряд вопросов сотрудничества России и Кубы в сфере гражданской авиации пока не решен.

В частности, не создан авиационный учебный центр в Гаване, предусмотренный Программой сотрудничества. В настоящее время, учитывая сложную финансовую ситуацию на Кубе, переговоры приостановлены. При этом переподготовка кубинских специалистов осуществлялась в рамках контрактов на поставку самолетов АН-158: цена каждого из поставляемых самолетов включает переподготовку 17 человек.

Остается актуальной проблема поддержания летной годности поставленных на Кубу самолетов. Обсуждавшаяся с 2010 г. идея создания на Кубе склада запасных частей не реализована.

Еще одна проблема связана с несоблюдением кубинской стороной сроков направления неисправных деталей и отказавших агрегатов в ремонт (по соглашению – 10 дней, по факту период направления в ремонт изделий составлял до 4,5 лет). Российские производители со своей стороны также не могут обеспечить сокращение сроков осуществления ремонта. Длительность циклов изготовления отдельных необходимых кубинской стороне комплектующих изделий составляет от 120 до 270 дней. При этом следует отметить, что в проверяемом периоде сторонами были выработаны меры по обеспечению своевременной поставки запасных частей и агрегатов, позволившие сократить сроки направления отказавших деталей на ремонт с нескольких лет до 1-3 месяцев.

Кроме того, до настоящего времени стороны не согласовали План реализации Программы. «Сроки конкретных проектов и ответственные исполнители не определены, что существенно затрудняет мониторинг реализации Программы», - отметил аудитор.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Председателю российской части Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Д.О.Рогозину. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

В соответствии с Программой в качестве приоритетных задач сотрудничества между Россией и Кубой в области промышленности на период 2012-2020 гг. определены:

- поставка продукции российской гражданской авиационной промышленности в Республику Куба, а также модернизация ранее поставленной техники;

- организация технического сопровождения авиационной техники;

-реализация проекта создания и оснащения авиационного учебного центра в г. Гаване для подготовки кубинских пилотов.


Материалы по теме

Наверх