РУС ENG 

Выявлены системные нарушения при использовании средств Резервного фонда по предупреждению и ликвидации ЧС

6 Декабря 2016 г.
Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Курсков

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Комплексный анализ обоснованности и эффективности использования бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в 2014 – 2015 годах и прошедшем периоде 2016 года».

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проанализированы и обобщены результаты контрольных мероприятий, проведённых в 2014 – 2016 гг. Счетной палатой в 14 регионах, а также информация, полученная по запросам из 19 регионов, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, и Федерального агентства по государственным резервам.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Итоги мероприятия показали, что всего в исследуемом периоде произошло 60 чрезвычайных ситуаций регионального характера и 4 – федерального (межрегионального). Общий объем бюджетных ассигнований, выделенных по распоряжениям Правительства России из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Резервный фонд), составил в 2014 г. – 12,6 млрд рублей, в 2015 г. – 6,3 млрд рублей, за прошедший период 2016 года – 3,2 млрд рублей. 

Около 90% средств выделены на финансовое обеспечение всего комплекса мероприятий по ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, оставшаяся часть – это мероприятия, связанные с компенсационными выплатами физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта и оказанием гуманитарной помощи иностранным государствам.
Наибольший объем средств из Резервного фонда выделяется на ликвидацию крупномасштабных ЧС федерального значения. В 2014 г. объем выделенных средств на ликвидацию паводка в Сибирском федеральном округе (Алтайский край, Республики Алтай, Тыва и Хакасия) составил 6,5 млрд рублей. На ликвидацию последствий наводнения в Приморском крае в 2016 г. на настоящий момент выделено 1,1 млрд рублей. 

Среди региональных ЧС наибольший объем средств выделен Правительству Омской области на ликвидацию последствий паводков 2015 и 2016 гг., а именно 660,8 млн рублей и 608,4 млн рублей соответственно.

Системные нарушения и недостатки законодательства

В период 2014 – 2016 гг. по результатам контрольных мероприятий Счетной палатой направлены 4 информационных письма в Правительство Российской Федерации с предложениями по совершенствованию механизма нормативно-правового регулирования при использовании средств Резервного фонда. 

Несмотря на устранение Правительством ряда недостатков нормативного правового регулирования при использовании средств Резервного фонда, отдельные предложения Счетной палаты по этому вопросу до настоящего времени не реализованы.

По результатам мероприятия выявлены недостатки, а также системные проблемы законодательства и правоприменительной практики, требующие дополнительной проработки и внесения соответствующих изменений.

Необходимо установить четкие критерии и количественно измеряемые показатели для определения недостаточности в бюджете региона собственных средств для ликвидации последствий ЧС регионального характера. Сейчас вопрос о выделении органам исполнительной власти регионов бюджетных ассигнований из Резервного фонда рассматривается при наличии двух условий. Первое – это недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах регионов для ликвидации ЧС. Второе - превышение объема запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией ЧС, 0,5% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета региона, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Как отмечает аудитор, действующие правила не регламентируют процедуру определения недостаточности у региона собственных средств для ликвидации последствий ЧС с учетом наличия в бюджете региона собственных финансовых резервов, а также нераспределенного остатка указанных резервов. Для проведения необходимых расчетов также не определены временные границы, в которых проводится сравнение, позволяющее сделать вывод о недостаточности собственных ресурсов региона. 

«Указанный правовой пробел ведет к рискам принятия необоснованных решений о выделении или отказе в выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. При этом, определение объема запрашиваемых регионом средств имеет ключевое значение при подготовке решения о выделении бюджетных средств из Резервного фонда», - отмечает Максим Рохмистров.

В ходе проведения мероприятия установлено, что в законодательстве не сформулированы определения случаев оказания единовременной материальной помощи гражданам РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не обозначен круг лиц, которым указанная помощь должна быть оказана. Сейчас Правила выделения средств из Резервного фонда устанавливают только норматив оказания единовременной материальной помощи на человека (10 тыс. рублей). При этом данная помощь может выплачиваться всем гражданам, попавшим в зону ЧС или совершения террористического акта, без учета факта наличия причинения ущерба, так как списки граждан на получение помощи формируются исходя из подтверждения нахождения адресов граждан в указанной зоне.

Также нормативного закрепления требует понятие «имущество первой необходимости» и степень утраты имущества для принятия решения о выплате пострадавшим гражданам финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой ими указанного имущества. 

«Определение степени утраты имущества носит субъективный характер, что в свою очередь, создает основу для формирования коррупционных рисков при оказании финансовой помощи гражданам при утрате имущества, а также может способствовать злоупотреблениям со стороны граждан», - подчеркивает аудитор.

Так с 2014 года увеличилось количество обращений граждан в судебные органы с исками к органам государственной власти региона по вопросу необоснованного отказа включения их в списки на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Также не урегулирован вопрос оказания помощи иностранным гражданам, попавшим в зону чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации. Так, по результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной платой в 2015 году, установлены факты как включения, так и не включения иностранных граждан в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Кроме того, результаты проверок в регионах по вопросам ликвидации последствий ЧС в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Республике Ингушетия показывают, что практически все государственные и муниципальные контракты, связанные с закупкой товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий ЧС, заключались с единственным поставщиком, несмотря на наличие во многих случаях у заказчиков возможности проведения необходимых конкурентных процедур. Согласно Федеральному закону о контрактной системе заключение контрактов с единственным поставщиком допускается только в случае срочной потребности в товарах, работах и услугах, не предусмотренных установленным Правительством перечнем товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При этом, законодательство не дает однозначного понимания, какие затраты по времени могут являться основанием для осуществления закупки указанным способом.

Также итоги экспертно-аналитического мероприятия показали, что имело место систематическое нарушение сроков подготовки и исполнения решений Правительства России по вопросу выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда. При этом, одной из причин нарушения МЧС России сроков подготовки решений Правительства являлось недостаточное качество организации подготовки органами исполнительной власти регионов документов, обосновывающих размер выделяемых бюджетных ассигнований, что в отдельных случаях также приводило к неэффективному использованию бюджетных средств.

Минфином России при предоставлении бюджетам регионов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в исследуемый период систематически не соблюдались сроки исполнения решений Правительства. Нарушение сроков составило от 6 до 176 дней. Следует отметить, что в 2016 году платежная дисциплина несколько улучшилась.

Все отмеченные выше системные нарушения формируют риски несвоевременного принятия мер по оказанию помощи пострадавшим гражданам и проведения необходимых восстановительных работ, приводят к возможности возникновения коррупционных рисков при осуществлении закупок, а также увеличения нагрузки на федеральный бюджет в случае принятия необоснованных решений о выделении средств из Резервного фонда.

По итогам проверок объектам контроля направлено 14 представлений и 6 предписаний для устранения выявленных нарушений и недостатков, по результатам исполнения которых, в доход федерального бюджета возвращено 358,2 млн рублей, использованных с нарушением действующего законодательства, оформлены 13 протоколов об административных нарушениях.
По итогам мероприятия Счетная палата полагает целесообразным предложить Правительству России поручить Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных совместно с Министерством финансов проработать отмеченные предложения по совершенствованию действующего законодательства с целью урегулирования обозначенных проблем и исключения возможности различного толкования норм права, а также внести согласованные предложения в Правительство. Также Министерству экономического развития проработать предложения в части внесения изменений в законодательство о контрактной системе и внести согласованные предложения в Правительство РФ.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство России, а также направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Материалы по теме

Наверх