РУС ENG 

На 1 ноября 2016 г. местами в дошкольных образовательных организациях не было обеспечено 65 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет

7 декабря 2016 г.

Валерий Матыцин/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического и контрольного мероприятий «Анализ реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013-2015 годах» и «Проверка реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013-2015 годах в правительстве Воронежской области».

В рамках контрольного мероприятия была осуществлена выездная проверка в Воронежскую область.

Объекты анализа и проверки: Минобрнауки России (по запросу); органы государственной власти 85 регионов (по запросу), правительство Воронежской области (выезд на объект).

Исследуемый период: 2013-2015 гг.

С докладом выступил аудитор Александр Филипенко.

Как показал проведенный анализ, в 2013-2015 гг. на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования из федерального бюджета было выделено 130 млрд рублей, из бюджетов регионов – 82,3 млрд рублей.

По итогам реализации указанных мероприятий создано более 1,1 млн мест, из них за счет федерального бюджета – почти 700 тыс. мест. Плановое значение по созданию мест, предусмотренных Соглашениями о предоставлении субсидий, в 2013 г. перевыполнено на 11%, в 2014 и 2015 гг. – не выполнено на 5 и 10,2%, соответственно. В Воронежской области исполнение составило более 100% от плана.

Вместе с тем задача по обеспечению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленная в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599, в полном объеме пока не выполнена. По итогам 2015 г. доступность дошкольного образования для детей указанной возрастной категории составила 98,97%. «На 1 января 2016 года в очереди стояло 62 тыс. детей. На 1 ноября очередность увеличилась почти до 65 тысяч. Кроме того в очереди находятся более 391 тысячи детей до 3 лет», - сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

Как показал проведенный анализ, сокращение очереди в детские сады в ряде регионов достигалось, в том числе, за счет увеличения наполняемости групп. В результате по сравнению с 2013 г. число детей на 100 мест в дошкольных организациях увеличилось и превысило 100 человек, что является нарушением норм СанПин. В целом по стране в 2015 г. на 100 мест приходилось 109 воспитанников в городских дошкольных организациях и 94 - в сельских. При этом в 2015 г. в 17 регионах сельские дошкольные организации работали с нагрузкой более 100 воспитанников на 100 мест. Например, в Республике Ингушетия и Республики Адыгея - 117 детей, в Чеченской Республике - 130 детей, в Тюменской области, Краснодарском крае и Республике Дагестан - на 100 мест в сельских дошкольных образовательных организациях приходилось более 110 детей. При выезде в Воронежскую область было выявлено, что в нарушение СанПин обеспечение детей местами в детских садах происходило, в том числе, путем сокращения площади групповых комнат. С 2013 по 2015 гг. количество таких детсадов увеличилось на 39 единиц, а групп - на 151 единицу.

Несмотря на ввод новых детских садов, продолжают эксплуатироваться здания, находящиеся в аварийном состоянии или требующие капитального ремонта. Если в 2013 г. в аварийном состоянии находилось 67 детсадов, то в 2015 г. – уже 150. Более 3 тыс. зданий требуют капремонта.

По данным регионов, более 60 тыс. сельских населенных пунктов (с численностью населения до 5 тыс. человек), где проживает почти 400 тыс. детей дошкольного возраста, не имеют детских садов, а из-за отсутствия транспортной доступности многие дети, проживающие в сельской местности, дошкольные организации вообще не посещают.

Следует также отметить, что с 1 января 2014 г. действует Федеральный стандарт дошкольного образования. При этом он не конкретизирует требования к материальной базе, условиям реализации образовательных программ: кадровым, финансовым и иным, что не позволяет рассчитать нормативы затрат и соответственно объем выделяемых средств на финансовое обеспечение государственного задания.

В нарушение действующего законодательства 10,3 тыс. работников детсадов не имеют среднего профессионального и высшего образования, из них 3,7 тыс. человек – в сельской местности. Аналогичная ситуация и в Воронежской области – соответствующего образования нет у 51 работника.

Проведенный анализ также показал, что Соглашения с регионами о предоставлении субсидий из федерального бюджета заключались с нарушениями Правил их предоставления. Например, с рядом регионов Соглашения были заключены в отсутствие предусмотренного Правилами утвержденного Комплекса мероприятий. Кроме того, утвержденные регионами Комплексы мероприятий не содержали всех мероприятий, предусмотренных Правилами. В основном в Комплексах мероприятий отсутствовали мероприятия по поддержке развития негосударственного сектора дошкольного образования. При том, что Указом Президента № 599 было поручено развивать частные дошкольные образовательные учреждения, в настоящее время, по данным статистики, частный сектор дошкольного образования составляет менее 2%. При этом в ряде регионов частных садов вообще нет.

Не все детские сады осуществляют образовательную деятельность, часть – только присмотр и уход. При этом статистические данные об их деятельности отсутствуют. В законодательстве отдельно форма присмотра и ухода за детьми не урегулирована, так как только при ведении образовательной деятельности может осуществляться присмотр и уход. «Считаем, что для развития присмотра и ухода она должна быть самостоятельно закреплена в законодательстве, и это особенно актуально для сельской местности» - пояснил аудитор А.В.Филипенко.

Как было отмечено на Коллегии, за весь период реализации мероприятий по модернизации системы дошкольного образования так и не была утверждена методика по определению стоимости создания одного места в детских садах за счет всех форм создания (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, покупка зданий). С 2014 г. Минстроем рассчитана и действует только средняя сметная стоимость строительства детских садов по регионам. При этом установленная Минстроем средняя сметная стоимость была превышена в 2014 и 2015 гг. 3 и 2 регионами, соответственно. Однако меры по указанным фактам Министерством не применялись.

Как было установлено в ходе анализа, в 2015 г. стоимость создания 1 места превысила расчетные показатели, предусмотренные в Соглашениях: за счет строительства - в 8 регионах, за счет остальных форм ввода мест - в 2. В Воронежской области фактическая стоимость создания 1 места за счет строительства почти на 300 тыс. рублей превысила установленную. При этом изменения в Соглашения не вносились.

Счетная палата также обратила внимание на разницу в стоимости создания одного места в дошкольных образовательных учреждениях за счет одинаковых форм ввода в различных регионах, сходных по географическому признаку.

Так, в 2015 г. стоимость ввода одного места за счет строительства варьировалась от 503,1 тыс. рублей в Республике Хакасии до 879,9 тыс. рублей в Республике Бурятия; за счет реконструкции - от 56,9 тыс. рублей в Республике Северная Осетия - Алания до 229,3 тыс. рублей в Республике Дагестан; за счет приобретения - от 20 тыс. рублей в Республике Северная Осетия - Алания до 635 тыс. рублей в Ставропольском крае; за счет капитального ремонта - от 90,2 тыс. рублей в Чукотском автономном округе до 467,8 тыс. рублей в Республике Саха (Якутия).

Кроме того, в ходе проверки были установлены случаи, когда создание одного места в дошкольных образовательных организациях за счет реконструкции и приобретения зданий было более дорогостоящим, чем за счет строительства. Так, в 2014 и 2015 гг. средняя стоимость одного места, созданного за счет приобретения, превысила стоимость одного места, созданного путем строительства, в 13 регионах, за счет реконструкции – в 3-х. Например, в Воронежской области стоимость создания одного места за счет приобретения на 37% выше, чем за счет строительства.

В ходе проверки также установлено, что в 2015 г. при 100% освоении субсидии из федерального бюджета 8 регионов не ввели 1,7 тыс. мест, предусмотренных Соглашениями. Например, в Архангельской области не введены 400 мест, в Забайкальском крае - 150 мест, в Приморском крае - 280 мест. В результате 569 млн рублей использованы без достижения результата, при этом в очереди в указанных регионах находится 17,9 тыс. детей от 3 до 7 лет и 34,3 тыс. детей до 3-х лет.

По состоянию на 1 ноября 2016 г. не выполнены запланированные работы по 172 объектам на 20,2 тыс. мест, что составляет 2,3% от общего количества объектов.

Кроме того, без согласования с Минобрнауки России 20 регионами была произведена замена 44 образовательных объектов общей мощностью 5,8 тыс. мест на сумму 1,2 млрд рублей, первоначально включенных в заявки, что говорит о низком уровне планирования мероприятий. Это стало возможным, так как в Правилах отсутствуют требования к наличию в соглашении перечня объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества.

Еще одна проблема, на которую обратила внимание Счетная палата по итогам проведенного анализа, – это отсутствие установленных критериев со стороны Минобрнауки к тем зданиям, которые приобретаются для размещения дошкольных учреждений. В результате приобретенные здания к размещению детей не приспособлены. Например, в Красноярском крае было приобретено здание, которое не функционировало по причине несоответствия установленным нормам. В результате на его ремонт из бюджета региона было дополнительно затрачено 9 млн рублей.

Кроме того, не эксплуатируются 18 приобретенных и построенных объектов почти на 1,9 тыс. мест стоимостью 1,5 млрд рублей в связи с отсутствием документов на соответствие зданий под размещение дошкольных образовательных организаций.

В ходе выездной проверки в Воронежскую область было установлено, что в ряде детских садов отсутствуют договоры на реагирование наряда полиции, контроль доступа на территории учреждений и система видеонаблюдения.

Двум детсадам Воронежской области лицензия на осуществление образовательной деятельности была выдана при отсутствии у них правоустанавливающих документов на здание.

Среди других нарушений, выявленных в ходе выездной проверки в Воронежскую область, на Коллегии были отмечены нарушения законодательства о контрактной системе, в частности, необоснованное увеличение сроков исполнения муниципального контракта на поставку оборудования для детского сада на 1 год и 1 месяц, а также оплата работ, не предусмотренных условиями контракта. По данным нарушениям будут направлены соответствующие обращение в Генпрокуратуру и письмо в антимонопольную службу Воронежской области.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, Минобрнауки России, представление - Губернатору Воронежской области, обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчеты о результатах экспертно-аналитического и контрольного мероприятий будут направлены в палаты Федерального Собрания.


Ключевые факты

  1. В 2013-2015 гг. на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования из федерального бюджета было выделено 130 млрд рублей, из бюджетов регионов – 82,3 млрд рублей. 

  2. По итогам реализации указанных мероприятий создано более 1,1 млн мест, из них за счет федерального бюджета – почти 700 тыс. мест. 
  3. По итогам 2015 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составила 98,97%. На 1 ноября 2016 г. местами в дошкольных образовательных организациях не было обеспечено 65 тыс. детей. Кроме того, в очереди находились более 391 тыс. детей до 3 лет.

     

  4. В 2015 г. при 100% освоении субсидии из федерального бюджета 8 регионов не ввели 1,7 тыс. мест, предусмотренных Соглашениями. Так, в Архангельской области не введены 400 мест, в Забайкальском крае - 150 мест, в Приморском крае - 280 мест. В результате 569 млн рублей использованы без достижения результата
  5. По состоянию на 1 ноября 2016 г. не выполнены запланированные работы по 172 объектам на 20,2 тыс. мест, что составляет 2,3% от общего количества объектов. 


Материалы по теме

Наверх