РУС ENG 

За девять месяцев 2016 г. расселено менее 34% от запланированного к расселению аварийного жилого фонда на 2016 год

8 декабря 2016 г.

Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные итоги экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Исследуемый период: 9 месяцев 2016 г.

Объекты мероприятия: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органы государственной власти 85 субъектов Российской Федерации.

Направлением деятельности представлен доклад.

За девять месяцев 2016 г. было расселено 0,74 млн кв. м. аварийного жилья, или 33,6% показателя, установленного Распоряжением № 1743-р**. Общий остаток аварийного жилья, подлежащий расселению в срок до 1 сентября 2017 г., составляет более 5 млн кв. м.

Проведенный анализ* показывает на сохранение по итогам девяти месяцев 2016 г. негативных тенденций в проблемных регионах***. Продолжает нарастать системная дифференциация выполнения программы. Реального улучшения ситуации пока так и не произошло. Действия со стороны Минстроя и Фонда ЖКХ, несмотря на имеющиеся поручения Правительства, также пока не привели к желаемому результату.

Наиболее критическая ситуация сложилась в Карелии, где расселено только 26% общего объема аварийного жилья, Дагестане (27%), Амурской (30%) и Саратовской (30%) областях, Тыве (3%).

За девять месяцев 2016 г. у 25 регионов выполнение годового целевого показателя по расселяемой площади на 2016 г. составило менее чем 30%. При этом в 10 регионах (Амурская, Ивановская, Саратовская, Тверская, Тульская области, республики Дагестан, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальский край) переселение (по данным на 1 октября 2016 г.) не начато.

Из 23 регионов, не выполнивших целевой показатель на 2015 г. по площади расселенного аварийного жилья, по состоянию на 1 октября 2016 г. так и не достигли установленного показателя 10 регионов (не расселено 203 тыс. кв. м.). Целевой показатель 2015 г. по количеству расселяемых граждан не достигнут в 17 из 26 регионов (не расселено 15,3 тыс. человек)**.

Регионами в целях выполнения мероприятий программ переселения на 1 октября 2016 г. заключены контракты на 4,3 млн кв. м, в том числе по ранее незавершенным этапам - на 2,6 млн кв. м, или около 90% плановых назначений; по завершающему этапу 2016 - 2017 гг. - на 1,7 млн кв. м, или около 63% запланированного показателя. Общая стоимость заключенных контрактов составила 214,5 млрд руб., в том числе за счет средств Фонда ЖКХ – 91,5 млрд руб. и за счет консолидированных бюджетов регионов – 123 млрд руб.

По результатам рассмотрения отчета Счетной палаты за первое полугодие 2016 г. Фондом ЖКХ внесены изменения в порядок перечисления средств в региональные бюджеты, предусматривающие их перечисление по одобренным заявкам в полном объеме, при условии принятия регионом обязательства обеспечить в течение 60 дней заключение контрактов, необходимых для завершения расселения аварийного жилищного фонда. Соответствующие соглашения уже заключили 20 регионов, которым перечислены средства Фонда ЖКХ в размере 8,2 млрд руб.

За оставшийся период 2016 г. и в 2017 г. планируется заключение контрактов общей стоимостью 72,3 млрд руб. (средства Фонда ЖКХ – 34,24 млрд руб. и средства консолидированных бюджетов регионов – 38,02 млрд руб.).

16 регионов не обеспечили в полном объеме заключение контрактов в рамках показателя 2016 г., в Амурской области и республике Тыва заключение контрактов по 2016 году до 1 октября не было начато. Контракты 2017 г. в полном объеме не заключены в 58 регионах, а в 9 регионах (Амурская, Астраханская, Ивановская, Липецкая, Псковская, Самарская, Саратовская области, республики Татарстан и Тыва) к этой работе еще не приступили.

Несвоевременное заключение контрактов на реализацию программ переселения привело к образованию у Фонда ЖКХ значительного остатка временно свободных средств, размещаемых на депозиты кредитных организаций. По состоянию на 1 октября 2016 г. их общий объем составлял 36,4 млрд руб.

В августе 2016 г. Председателем Правительства принято решение об оказании адресной финансовой помощи 15 регионам на общую сумму 6,5 млрд руб., в том числе четырем наиболее проблемным регионам - Республика Карелия, Забайкальский край, Амурская и Саратовская области – 4,6 млрд руб. По состоянию на 15 ноября 2016 г. средства дополнительной финансовой поддержки на общую сумму 1,4 млрд руб., или 21,5% в бюджеты республик Карелия и Тыва, Саратовской, Рязанской и Тульской областей не перечислены.

По данным Фонда ЖКХ, в 2016 г. бюджетная обеспеченность программ средствами консолидированных бюджетов регионов по состоянию на 1 октября 2016 г. составила 94%. Дефицит средств в размере 5,2 млрд руб. отмечается в бюджетах 14 регионов, из них 2,9 млрд руб. приходятся на республики Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия) и Амурскую область, которым в 2016 году уже была оказана дополнительная финансовая поддержка. В 2017 г. общий дефицит по 34 регионам составляет 21,9 млрд руб. С учетом планируемого внесения изменений в бюджеты для полного или частичного погашения дефицита его размер должен составить около 11 млрд руб.

Дополнительная финансовая помощь в виде субсидий через Фонд ЖКХ в размере 5,2 млрд руб. предусмотрена только для Республики Карелия, Забайкальского края, Амурской и Саратовской областей. Оказание финансовой поддержки другим регионам не предусмотрено.

Еще одной острой проблемой является вопрос расселения жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 г. На данный момент это около 31,3 тыс. многоквартирных домов общей площадью 8 млн кв. м, в которых проживает около 483 тыс. человек. При этом только за последние три месяца объем аварийного жилья и количество проживающих в нем человек увеличилось на 0,33 млн кв. м и 19 тыс. человек или на 4,3% и 4,1%. На расселение вновь образованного аварийного жилья по оценке регионов может потребоваться около 420 млрд руб.

Минстроем разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты», определяющего в том числе основные подходы и требования к формированию региональных программ по расселению вновь образованного аварийного жилья, а также меры по финансовому обеспечению реализации данных работ. Однако, по мнению Счетной палаты, всех проблем он не решит.

Так, законопроектом не предусмотрены требования к региональным программам переселения граждан и не конкретизированы возможные механизмы государственной поддержки мероприятий по переселению. Не проведен анализ и не представлены данные в разрезе регионов и муниципальных образований о возможностях потенциальных инвесторов по принятию ими обязательств по сносу или реконструкции аварийного дома или выплаты денежных средств собственникам.

Коллегия приняла решения по промежуточным итогам экспертно-аналитического мероприятия направить отчет в палаты Федерального Собрания и продолжить мониторинг.

Справочная информация:

* Анализ осуществлялся на основании данных, полученных от Минстроя России, Фонда ЖКХ и 85 субъектов. Также использовались результаты интернет-опроса граждан (удовлетворенность процессом переселения и качество предоставляемого жилья), размещенные на портале государственного аудита.

** Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» в срок до 1 сентября 2017 г. необходимо расселить 11,4 млн. кв. метров аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г., в котором проживает около 733 тыс. человек. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 г. № 2288-р в Распоряжение № 1743-р внесены изменения, согласно которым общая площадь, подлежащая расселению в целом по Российской Федерации, уменьшена на 0,26 млн. кв. м (до 11,15 млн. кв. м.) и численность граждан, подлежащих переселению, – на 21,7 тыс. человек (до 711,6 тыс. человек).

*** Установленный показатель 2015 г. по площади аварийного жилья по состоянию на 1 октября 2016 года не был достигнут в Саратовской, Амурской, Тульской, Тверской, Ивановской областях, Забайкальском крае, республиках Коми, Тыва, Дагестан, Карелия; показатель 2015 г. по количеству расселяемых граждан не был достигнут на указанную отчетную дату в Амурской, Саратовской, Тульской, Тверской, Вологодской, Ивановской, Липецкой, Самарской областях, республиках Коми, Тыва, Дагестан, Карелия, Адыгея, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Забайкальском и Приморском краях.


Материалы по теме

Наверх