РУС ENG 

Счетная палата видит значительные ресурсы для пополнения дорожных фондов

13 Декабря 2016 г.

Митя Алешковский/ ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела в форме видеоконференции с 85 субъектами Российской Федерации результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов субъектов Российской Федерации» (с учетом ранее проведенных по данной тематике контрольных мероприятий в Воронежской, Калужской, Московской, Саратовской и Ярославской областях). В видеоконференции приняли участие представители контрольных органов и органов исполнительной власти субъектов.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Актуальность тематики обусловлена значительной протяженностью автодорог регионального значения не соответствующих нормативным требованиям и большим количеством ДТП. По состоянию на 1 января 2016 года протяженность автодорог регионального значения составила 515 762 км, из которых не соответствуют нормативным требованиям 62 %. «На 1 ноября текущего года в целом по стране произошло 142 437 ДТП. При этом шокирует статистика смертности в результате аварий – 16 766 человек», - подчеркнул Валерий Богомолов.

Счетной палатой в текущем году проведен опрос граждан о состоянии дорожной деятельности, результат которого показал, что 36,6% считают, что ремонт принимается плохого качества, более 66% респондентов отметили о несоответствии реальным потребностям перечня строительства и реконструкции дорог.

В докладе аудитор отметил, что в 2012 году Президентом Российской Федерации была поставлена задача по удвоению строительства и реконструкции автомобильных дорог к 2022 году. Для этого, в первую очередь, следует качественно спланировать дорожную деятельность. Вместе с тем анализ госпрограмм субъектов показал несбалансированность запланированных показателей по вводу автодорог.

Так, в госпрограмме Республике Чувашия определено, что в 2013 – 2017 годах будет введено 127 км, а в 2018 – 2022 более 2 000 км. В Вологодской области в соответствии с госпрограммой в период 2013 – 2020 годов запланирован ввод 56 км, а в последующие 2 года – 433 км.

За 8 месяцев текущего года введено 308 км, или 18,5 % от планового показателя 2016 года. Следует отметить, что в 2015 году 17 субъектами Российской Федерации ввод объектов после строительства и реконструкции не осуществлялся.

В настоящее время всеми регионами приняты законы о дорожных фондах, а также утвержден порядок их формирования и использования. В большинстве регионов дорожные фонды формируются за счет 7 и более источников, при этом основными являются только 3 – акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и межбюджетные трансферты.

Прогнозирование поступления доходов от акцизов и транспортного налога осуществляется на низком уровне. В 2015 году прогнозные значения по указанным источникам составили 268,6 млрд рублей, фактически поступило 400 млрд рублей, или на 49% больше. Наибольшее отклонение фактического от прогнозного показателя сложилось в следующих регионах: Санкт-Петербург – 8,1 млрд рублей; Омская область – 3,4 млрд рублей; Саратовская область – 3,2 млрд рублей.

Бюджетным кодексом, а также законами субъектов о дорожных фондах определено, что неиспользованные в текущем году бюджетные ассигнования дорфондов направляются на их увеличение в очередном году. Так, например, в нарушение указанной нормы на 2016 год не было направлено 76,7 млрд рублей, в том числе Саратовской областью – 1,35 млрд рублей, Кемеровской областью – 1,4 млрд рублей.

Одним из основных вопросов увеличения объемов дорожных фондов является повышение качества администрирования транспортного налога. Однако задолженность по его уплате ежегодно только увеличивается. По состоянию на 1 января 2016 года задолженность составила 99,7 млрд рублей, увеличившись за 2015 год на 18 млрд рублей. Так, в г. Москве задолженность – 21,8 млрд рублей, в Краснодарском крае – 3,6 млрд рублей; в Самарской области – 3,1 млрд рублей.

Аудитор отметил низкое кассовое исполнение утвержденных объемов дорожных фондов. В 2015 году, как и в 2014 исполнение сложилось на уровне 86%. Из предусмотренных 708 млрд рублей кассовый расход составил 610,2 млрд рублей. В 21 субъекте отмечено исполнение ниже 80%, в том числе в 6 регионах менее 60%. «Как следствие, где низкий уровень исполнения дорожных фондов, там, как правило, достаточно высокая доля автодорог, несоответствующих нормативным требованиям», - добавил аудитор.

Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета также остается на низком уровне. В 2015 году регионами использовано 120 млрд рублей, или 81,6%. По данным на 7 декабря текущего года кассовый расход субъектами средств федерального бюджета составил только 59,5% (80,9 млрд рублей).

Федеральным законом об автомобильных дорогах установлено, что формирование расходов бюджета субъекта на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с нормативами финансовых затрат.

Вместе с тем до настоящего времени шестью субъектами Российской Федерации данные нормативы не утверждены. Кроме того, четырьмя субъектами нормативы утверждены на уровне нормативов для федеральных автодорог, без учета реальных финансовых возможностей. Так, в Карачаево-Черкесской Республике в 2015 году нормативные затраты на содержание 1 км автодороги – 872,0 тыс. рублей, а фактические – 23,0 тыс. рублей.

Аудитор подчеркнул, что даже у регионов, имеющих общие границы и практически одинаковые климатические условия, нормативные затраты значительно отличаются друг от друга. Например, в Республике Северная Осетия нормативные затраты на содержание 1 км автодороги V категории составляет 185 тыс. рублей, а в Кабардино-Балкарской Республике 493 тыс. рублей. Как показала проверка, в Саратовской и Ярославской областях нормативы были утверждены, однако, практически не применялись. Так, в 2015 г. нормативная потребность в содержании автодорог в Саратовской области составляла 9,8 млрд руб. Региональным законом о бюджете было предусмотрено 2,3 млрд руб. В Ярославской области соответствующие показатели составили 5,4 млрд руб. и 1,6 млрд руб.

Проверка Счетной палаты выявила ряд нарушений и недостатков при использовании Саратовской и Ярославской областями средств на осуществление дорожной деятельности.

Так, в ходе проверки выполнения условий госконтрактов на содержание автомобильных дорог Ярославской области установлены факты, свидетельствующие о наличии признаков нецелевого использования бюджетных средств Ярославской области государственным заказчиком – Ярдорслужбой на общую сумму 176,1 млн руб. Анализ актов выполненных работ по 3 контрактам показал, что подрядной организацией выполнялись работы по ремонту автодорог, а не по их содержанию, как это было предусмотрено предметом госконтрактов.

Также в Ярославской области были установлены факты, свидетельствующие о причинении ущерба региональному бюджету. «При определении начальной цены контрактов заказчиком по ряду работ применялись расценки, разработанные коммерческой организацией. При применении территориальных единичных расценок начальные цены 2 госконтрактов могли быть ниже на 1,3 млн руб.», - пояснил Валерий Богомолов.

Минтрансом Саратовской области без проведения конкурентных процедур был заключен госконтракт по устройству объездной дороги в обход аварийного моста с единственным поставщиком в нарушение Федерального закона № 44-ФЗ. В обосновании заключения контракта Министерством приведены доводы об аварийной ситуации, произошедшей 14 марта 2016 г. Однако еще в сентябре 2007 г. было установлено, что мост имеет неисправности и необходима его реконструкция.

Проверкой установлены факты принятия бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением Бюджетного кодекса.

По установленным фактам в Саратовской и Ярославской областях составлено по 5 протоколов об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения результатов экспертно-аналитического мероприятия Коллегия приняла решение направить информационное письмо Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковичу, информационные письма Главе Удмуртской Республики и Губернатору Пермского края, а также отчет в палаты Федерального Собрания. По результатам проверки Саратовской и Ярославской областей – обращение в Генеральную прокуратуру; представление Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, информационные письма Губернатору Саратовской области и временно исполняющему обязанности Губернатора Ярославской области, а также в Федеральную антимонопольную службу; отчет о результатах контрольного мероприятия - в палаты Федерального Собрания.


Ключевые факты

  1. Протяженность автодорог регионального значения составляет 515 762 км, из которых не соответствуют нормативным требованиям - 62%.
  2. На 1 ноября 2016 г. в России произошло 142 437 ДТП. Смертность в результате аварий – 16 766 человек.
  3. В госпрограмме Республике Чувашия определено, что в 2013 – 2017 гг. будет введено 127 км, а в 2018 – 2022 более 2 000 км. В Вологодской области в соответствии с госпрограммой в период 2013 – 2020 гг. запланирован ввод 56 км, а в последующие 2 года – 433 км.
  4. За 8 месяцев 2016 г. введено 308 км, или 18,5% от планового показателя 2016 г. Следует отметить, что в 2015 г. 17 субъектами Российской Федерации ввод объектов после строительства и реконструкции не осуществлялся.
  5. В большинстве регионов дорожные фонды формируются за счет 7 и более источников, при этом основными являются только 3 – акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и межбюджетные трансферты.

Материалы по теме

Наверх