РУС ENG 

В период с 2011 по 2016 гг. госдолг Тверской области увеличился более чем в 2 раза

23 декабря 2016 г.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой совместно с Контрольно-счетной палатой Тверской области рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Анализ формирования и управления государственным долгом Тверской области за 2011 – 2015 годы и истекший период 2016 года».

Объекты проверки: Правительство Тверской области (г. Тверь), Министерство финансов Российской Федерации (камерально).

Проверяемый период деятельности: 2011 – 2015 годы и истекший период 2016 года.

С докладом выступила аудитор Татьяна Мануйлова.

В ходе проверки установлено, что в период с 2011 по 2016 гг. госдолг Тверской области увеличился более чем в 2 раза, а долговая нагрузка на областной бюджет региона выросла c 66,2% в 2011 г. до 71,2% в 2016 г. При этом наибольший рост долговой нагрузки областного бюджета Тверской области наблюдался в 2012-2014 гг.: с 74,1% в 2012 г. до 78% в 2014 г.

Динамика структуры госдолга Тверской области в проверяемом периоде свидетельствует о ее ухудшении в части диверсификации. Доля рыночных обязательств в структуре государственного долга региона в 2011-2016 гг. сократилась в 3 раза с 90,4% на 1 января 2011 г. до 29,1% на 1 октября 2016 г. В настоящее время более 70% госдолга области приходится на бюджетные кредиты, предоставленные бюджету региона из федерального бюджета.

«Такое положение дел свидетельствует о значительной зависимости областного бюджета от федеральной поддержки, что способствует росту рисков невыполнения Тверской областью своих обязательств по погашению и обслуживанию госдолга», - отмечает Татьяна Мануйлова.

В проверяемом периоде общая сумма привлечения Тверской областью кредитов от кредитных организаций составила 65,8 млрд рублей. В основном использовались возобновляемые кредитные линии, открывавшиеся на срок 365 дней.

Доля кредитов от кредитных организаций в совокупном объеме госдолга Тверской области в 2011-2016 гг. сократилась более чем в 2 раза с 35,1% на 1 января 2011 г. до 16,7% на 1 октября 2016 г.

Практически единственным кредитором Тверской области с 2011 по 2015 гг. был ПАО «Сбербанк России», на долю которого приходится 86% общего объема заключенных госконтрактов.

Среднее значение процентной ставки по госконтрактам на получение регионом кредитов от кредитных организаций ежегодно росло: в 2011 г. – 6,64% годовых, в 2012 г. – 7,9%, в 2013 г. - 8,29%, в 2014 г. – 9,61%, в 2015 г. - 11,12% и в 2016 г. – 11,17%.

Расходы на обслуживание кредитов от кредитных организаций занимают наибольшую долю в расходах на обслуживание госдолга области в 2012-2016 гг.: от 52,2% в 2012 г. до 70,7% в 2016 г.

Пиковая нагрузка на областной бюджет региона по погашению госдолга по состоянию на 1 октября 2016 г. приходится на период 2017-2019 гг. в размере 76,4% (18,4 млрд рублей) совокупного объема госдолга (24,1 млрд рублей), 23,6% объема госдолга предстоит погасить в 2023-2034 гг.

Наличие пиковой нагрузки по погашению госдолга Тверской области на областной бюджет в 2017-2019 гг., ухудшение структуры госдолга Тверской области на 1 октября 2016 г. привело к невыполнению основных мероприятий Долговой политики Тверской области на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 17 ноября 2015 г., а именно: не сформирован равномерный график погашения госдолга Тверской области, не сохранена диверсификация инструментов заимствований.

Выполнение Плана мероприятий по совершенствованию политики управления госдолгом Тверской области, сокращению госдолга Тверской области в 2014-2016 гг., утвержденного распоряжением Правительства региона от 30 июня 2014 г., носит формальный характер. Так, досрочное погашение долговых обязательств Тверской области в 2014 г. в размере 91,3%, а в 2015 г. – 54% от общей суммы погашения не привело к сокращению объема госдолга Тверской области. Его размер на конец 2015 г. увеличился на 2 млрд рублей, или на 7,6% по сравнению с началом 2014 г.

При исполнении областного бюджета за 2011 г. не были соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ.* Дефицит бюджета Тверской области превысил показатель 15% по отношению к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и составил 16,6%.

Также в 2011 и 2013 гг. Тверской областью не были соблюдены положения Бюджетного кодекса в части превышения предельного объема заимствований региона.** В 2011 и 2013 годах объем заимствований Тверской области превысил сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств региона, на 2,7% и на 2,8% соответственно, превысив установленную Бюджетным кодексом Российской Федерации норму 100%.

В 2011 – 2015 годах плановые показатели параметров областного бюджета Тверской области ежегодно не исполнялись, что свидетельствует о низком уровне финансовой дисциплины.

Так, по итогам исполнения бюджета Тверской области за 2011-2015 гг. неисполнение по расходам составляет: в 2011 г. – 9,1%, в 2012 г. – 6,3%, в 2013 г. – 7,4%, в 2014 г. - 5,1%, в 2015 г.– 4,8%.

Проверкой установлено, что не были осуществлены в полном объеме расходы на реализацию Указов Президента Российской Федерации в 2013 - 2015 гг.: в 2013 г. расходы на реализацию составили 4,4 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей, или на 19,5% меньше уточненных бюджетных назначений; в 2014 г. – 5,9 млрд. рублей, что меньше на 0,3 млрд. рублей, или на 5,3%; а в 2015 г. – 5,1 млрд рублей, что меньше на 0,4 млрд рублей, или на 7,2%.

В 2013 г. был не исполнен Указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» на 39,8% по сравнению с плановом показателем. Также неисполнение Указов «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» составили (36,1% и 30,6% соответственно.

В 2014 г. не были исполнены Указы «О долгосрочной государственной экономической политике» (19,4%), «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (19%) и «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (14,9%).

В 2015 г. неисполнение Указов «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и «О долгосрочной государственной экономической политике» составили 52,9%, 11,9% и 11,8% соответственно.

Неисполнение бюджетных назначений по расходам повлияло на сокращение дефицита. В период с 2011 по 2014 гг. дефицит уменьшился с 41,1% до 20,3% по сравнению с уточненными плановыми показателями. В 2015 г. сложился профицит в объеме 0,2 млрд. рублей. С одной стороны, это привело к ограничению темпов роста госдолга Тверской области, сокращению расходов на его обслуживание и использованию государственных заимствований в основном на рефинансирование долга. С другой стороны, в условиях замедления темпов роста региональных доходов и дефицита инвестиций Правительство Тверской области не использует государственные заимствования в качестве инвестиционного ресурса с целью повышения эффективности использования заемных средств, что свидетельствует о недостаточно эффективной реализации политики по управлению государственным долгом Тверской области.

Вместе с тем, как отметил губернатор области Игорь Руденя, Правительством в октябре 2016 г. утвержден План мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов консолидированного бюджета региона, а также по сокращению госдолга области на 2016-2019 гг. В проекте закона о бюджете Тверской области на 2017-2019 гг. уделено особое внимание «Бюджету развития», который предусматривает государственную поддержку малого предпринимательства и сельского хозяйства региона.

Коллегия приняла решение направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также направить информационное письмо Губернатору Тверской области.



Справочно:
* в соответствии с пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
** в соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

Материалы по теме

Наверх