РУС ENG 

Бюджетные средства, выделенные Фонду развития моногородов, значительно превышали реальные потребности

10 Января 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014 – 2016 гг.

Объекты контрольного мероприятия: Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов», Правительство Республики Карелия.

Проверяемый период деятельности: 2014-2016 гг.

С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

В 2014 г. Президент дал поручение Правительству предусмотреть на 2015-2017 гг. субсидии в размере 32 млрд руб. регионам на софинансирование строительства и реконструкции инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением. Минэкономразвития совместно с Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции был предложен механизм реализации мер государственной поддержки моногородов через специализированный фонд Внешэкономбанка. Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» создана на основании решения единственного учредителя – Внешэкономбанка, взнос которого составил лишь 16,4 млн руб.

В настоящее время финансирование Фонда осуществляется из федерального бюджета на основании Правил предоставления из федерального бюджета в 2014-2017 гг. субсидии Фонду развития моногородов. Постановление Правительства утвердило возможность расходования этих средств не только на строительство и реконструкцию инфраструктуры в моногородах, как было изначально поручено Президентом, но и на содержание Фонда, предоставление займов юридическим лицам, обучение управленческих команд моногородов. «Механизм предоставления бюджетных средств на реализацию мероприятий, направленных на диверсификацию экономики и создание рабочих мест в моногородах через негосударственную некоммерческую организацию, не являющуюся участником бюджетного процесса, вывел за пределы бюджетного законодательства регулирование правоотношений, возникающих у этой организации при использовании полученных из федерального бюджета средств», - заявил аудитор. По его словам, такой механизм не позволяет в полной мере обеспечить исполнение установленных Бюджетным кодексом принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, а также применение бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В 2014-2015 гг. в Фонд из федерального бюджета в виде субсидий направлено 7,5 млрд руб. В текущем году - 7,2 млрд руб. На финансирование «Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Минэкономразвития предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления субсидии Фонду на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг. в общей сумме 15,9 млрд руб. При этом в Минэкономразвития при обосновании бюджетных ассигнований отсутствовала информация о сметной стоимости инвестиционных проектов, наличии проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, решениях о предоставлении земельных участков под строительство, а также об объемах финансового обеспечения проектов за счет средств региональных бюджетов. В результате средства, выделенные Фонду из федерального бюджета в 2014-2015 гг., по мнению Счетной палаты, значительно превышали его реальные потребности и могли быть предоставлены в более поздние сроки. Объем неиспользованной субсидии на 16 ноября 2016 г. составлял 2,2 млрд руб. До 1 января 2016 г. субсидия перечислялась на расчетный счет Фонда во Внешэкономбанке. На условиях, что остаток субсидии на расчетном счете Фонда будет неснижаемым, Внешэкономбанк начислял проценты в размере от 8,75 до 10,75%. За два года доходы Фонда от размещения в банке свободных денежных средств составили почти 260 млн руб.

Слайд1.jpg

В 2015-2016 гг. Фондом было заключено 16 соглашений* с регионами о софинансировании расходов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах на сумму 10,5 млрд руб., из них 8,2 млрд руб. софинансируются Фондом. Закончено строительство объектов инфраструктуры только по 3 соглашениям (в г. Анжеро-Судженск и Юргинском городском округе Кемеровской области, в г. Набережные Челны Республики Татарстан). По 4 соглашениям было перечислено 531,9 млн руб., но по различным причинам Фондом было приостановлено предоставление средств.

Фондом заключены соглашения о софинансировании расходов регионов на строительство инфраструктуры в 6 промышленных парках: в Свердловской, Владимирской, Вологодской, Кировской областях и в Республике Татарстан. Однако актуальная информация о намерениях инвесторов, готовых осуществить строительство производственных мощностей на территориях строящихся парков, на момент проверки отсутствовала в Свердловской, Владимирской и Кировской областях. В связи с этим, существуют риски, что построенная инфраструктура не будет востребована инвесторами. При этом ее общая стоимость строительства составляет 2,1 млрд руб., из которых средства Фонда - 1,5 млрд руб.

За счет субсидий Фонд осуществляет расходы на обучение «команд, управляющих проектами развития моногородов». В 2015 – 2016 гг. обучение проходило в негосударственном образовательном учреждении «Московская школа управления «Сколково». Стоимость обучения за одного слушателя составила 846,2 тыс. руб. «Фондом планируется направить на обучение команд, управляющих проектами развития моногородов, еще 1,3 млрд рублей, стоимость обучения одного слушателя – 900 тыс. рублей, что более чем в 11 раз превышает среднюю стоимость обучения по аналогичным программам, предлагаемым ведущими образовательными организациями Российской Федерации», - отметил аудитор. По его словам, выборочный анализ деятельности уже обученных членов «команд, управляющих проектами развития моногородов» показал, что в дальнейшем большинство из них не связывает свою трудовую деятельность с работой в моногородах.

Проверкой установлено, что из семи представителей от пгт Надвоицы Республики Карелия, прошедших обучение в МШУ «Сколково» по программе обучения команд, управляющих проектами развития моногородов, только двое имеют отношение к реализации инвестиционных проектов в пгт Надвоицы.

За счет субсидии также осуществляются расходы на содержание Фонда, которые за период 2015-2016 гг. составили 410,6 млн руб. В структуре административно-хозяйственных расходов Фонда наибольшую статью расходов составляли расходы на заработную плату. В 2015 г. среднемесячная заработная плата составила 279,6 тыс. руб. Согласно штатному расписанию Фонда в штате предусмотрено 57 единиц. Фактический фонд оплаты труда штатной единицы «Генеральный директор» за 2015 г. - 9 месяцев 2016 г. составил 20,6 млн руб. Уровень заработной платы работников Фонда, выплачиваемый за счет средств федерального бюджета, со стороны Минэкономразвития не ограничивался.

Согласно Отчету Фонда о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии (совокупности субсидий) на 1 октября 2016 г. количество созданных рабочих мест в получивших поддержку моногородах составило 1 506 единиц. Это превышает плановые значения более, чем в 6 раз. Объем привлеченных инвестиций в моногорода, получившие поддержку за счет субсидии, составил почти 13 млрд руб. при плановом значении целевого показателя всего 500 млн руб. При этом из 7,5 млрд руб. субсидий не было израсходовано более 4 млрд руб., или 54%. Существенное перевыполнение плановых значений целевых показателей может свидетельствовать как о занижении плановых значений целевых показателей, так и о слабой взаимоувязке показателей с финансированием мероприятий при реализации соглашений.

Министерство не осуществляло должный контроль за использованием субсидий и полученных доходов от размещения временно свободных денежных средств. На момент проверки отчетность Фонда об использовании субсидий не была приведена в соответствие с Правилами предоставления субсидий.

«Проверка показала, что социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры со стороны государства, ухудшается, при этом бюджетные расходы увеличиваются. В целом существующая система государственной поддержки моногородов характеризуется формализмом и отсутствием исполнительной дисциплины, а также отсутствием ответственности за принятые решения и их последствия», - резюмировал Сергей Агапцов.

Итоги контрольного мероприятия будут учтены в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке моногородов».

Коллегия приняла решение направить представления Минэкономразвития России и в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов», а также информационное письмо – в Федеральное казначейство и отчет – в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

Слайд2.jpg


Ключевые факты

  1. Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» создана на основании решения единственного учредителя – Внешэкономбанка, взнос которого составил лишь 16,4 млн руб.

  2. В 2014-2015 гг. в Фонд из федерального бюджета в виде субсидий направлено 7,5 млрд руб. В текущем году - 7,2 млрд руб.
  3. Объем неиспользованной субсидии на 16 ноября 2016 г. составлял 2,2 млрд руб. До 1 января 2016 г. субсидия перечислялась на расчетный счет Фонда во Внешэкономбанке.
  4. За два года доходы Фонда от размещения в банке свободных денежных средств составили почти 260 млн руб.

  5. За счет субсидии осуществляются расходы на содержание Фонда, которые за период 2015-2016 гг. составили 410,6 млн руб.

Материалы по теме

Наверх