РУС ENG 

Качество управления госимуществом должно быть существенно повышено

12 Января 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки результативности мер по вовлечению в оборот имущества казны Российской Федерации, за исключением находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в рамках контроля за реализацией государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»), а также результаты анализа эффективности и достаточности мер по оптимизации состава, обеспечению сохранности и вовлечению в оборот имущества казны Российской Федерации, в целом.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Счетная палата пришла к выводу, что сведения информационных систем Росимущества об относящихся к государственной казне Российской Федерации объектов недвижимого и движимого имущества в значительной степени не актуальны. Количество таких объектов недвижимости в ЕГРП Росреестра более чем в 3 раза превышает число учтенных в реестре федерального имущества. Так, выборочной проверкой контрольного органа подтверждено отсутствие в реестре 185 объектов, не подлежавших приватизации в составе имущественных комплексов ФГУП. По словам аудитора, в составе казны* отражаются сведения о выбывших объектах, а также об объектах, закрепленных за правообладателями. Например, об объектах общей площадью 6 тыс. кв. метров, переданных более года назад в хозяйственное ведение ФГУП «Почта России», ФГУП «РТРС» и ФГУП «Росразмещение». Не актуальна информация об обременениях объектов казны. Так, не в полном объеме отражены сведения о передаче имущества в доверительное управление ГК «Автодор».

«Необходимо проведение сплошной инвентаризации имущества казны Российской Федерации, как это предусмотрено Законом о бухгалтерском учете и методическими рекомендациями Минфина России», - заявил Максим Рохмистров.

По его словам, сведения реестра федерального имущества являются основой формирования данных о стоимости нефинансовых активов государственной казны Российской Федерации в отчетности Росимущества и, как следствие, в сводном балансе исполнения федерального бюджета.

При проведении проверки установлено, что стоимость недвижимого имущества казны, учтенного в сводном балансе Росимущества по итогам 2014 и 2015 гг., ежегодно завышалась на 80% от его совокупной стоимости. Причина – некорректное внесение данных о стоимости объектов в реестр федерального имущества.

В первую очередь, речь идет об объектах, расположенных в Республике Казахстан. Они были переданы Российской Федерации и учтены в реестре федерального имущества в апреле 2014 г. на основании межправительственного соглашения. «В составе указанного имущества более 1 700 объектов недвижимости стоимостью около 2,5 млрд руб. В реестре оно стало стоить более чем в 500 раз больше. Это объясняется Росимуществом искажением единицы измерения стоимости ряда объектов при внесении в реестр информации о них», - пояснил Максим Рохмистров.

В тысячу раз завышена стоимость объекта «Памятник погибшим воинам-интернационалистам», расположенного в Москве на Поклонной горе. По данным реестра, его стоимость составляет 20 млрд руб., что не соответствует акту о приемке – передаче объекта, согласно которому памятник стоит 20 млн руб. В общей сложности еще на 20 млрд руб. завышена стоимость десяти объектов недропользования в Ханты-Мансийском Автономном округе – Югре.

В целом, формированию полной и достоверной информации о состоянии нефинансовых активов казны препятствует тот факт, что балансовая стоимость указывается в реестре только в случае принятия объектов от балансодержателей, поэтому значительное количество объектов отражено по нулевой стоимости.

Ведение пообъектного бюджетного учета казны актами Минфина не предусмотрено. А порядок аналитического учета на основе данных реестра федерального имущества до настоящего времени не утвержден. Это также создает предпосылки для искажения данных бухгалтерского учета Росимущества.

Не установлены Минфином и особенности отражения в учете и отчетности органов власти сведений об имуществе казны в случае, когда полномочия, связанные с управлением и распоряжением имуществом, осуществляются несколькими органами власти. Так, сведения об имуществе казны, переданном в доверительное управление ГК «Автодор», отражаются на балансе и Росимущества, осуществляющего полномочия собственника имущества, и Минтранса, который является учредителем доверительного управления. Выборочной проверкой подтвержден факт дублирования в отчетности указанных органов власти сведений о 145 объектах совокупной балансовой стоимостью 36 млрд руб. При этом формирование сводной отчетности Минтранса в части данных об имуществе казны осуществлялось путем включения в нее показателей отдельного баланса ГК «Автодор», не относящегося к числу получателей (распорядителей) бюджетных средств, что привело к нарушению требований статьи 2642 Бюджетного кодекса.

Темпы сокращения и вовлечения имущества в предпринимательский оборот крайне низки. На 15 июня 2016 г. в ИС «Казна» были сформированы данные о виде использования в отношении лишь 32 851 объекта, что составляет 43%. При этом включение в прогнозный план приватизации предусмотрено в отношении крайне малого количества объектов (всего 2% от их общего числа). «Это объясняется Росимуществом необходимостью получения доходов от аренды федерального имущества, что не соответствует задачам Госпрограммы по минимизации объектов федерального имущества»,- пояснил Максим Рохмистров, добавив, что количество объектов имущества казны, которые Росимущество планирует передать в аренду, составляет всего 5%.

Доходы от передачи в пользование и продажи объектов казны в 2014 г. составили 1,4 млрд руб., в 2015 г. – 1,7 млрд руб. При этом доля доходов от приватизации не превышает 3%. В 2015 г. от продажи казны было получено лишь 49 млн руб. План приватизации федерального имущества на 2014-2016 гг. в части продажи иного имущества казны выполнен лишь на 15%.

Практика управления объектами казны на местах проанализирована на примере Воронежской области (территориальное управление Росимущества являлось отдельным объектом проверки). Значительное количество объектов недвижимого имущества казны, расположенных в Воронежской области, необоснованно не вовлечено в оборот. При этом ни один из них не включен в план приватизации федерального имущества. Установлены факты предоставления имущества в пользование третьим лицам без правовых оснований, отчуждения в частную собственность земельного участка под федеральным недвижимым имуществом, предоставления в целях строительства коммерческой недвижимости земельного участка на расстоянии менее 15 км от города Воронеж, что нарушает введенный Правительством мораторий на распоряжение федеральными землями**.

Коллегия приняла решение направить представления Росимуществу, территориальному управлению Росимущества в Воронежской области, а также Министерству транспорта Российской Федерации, письмо – в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и отчет – в палаты Федерального Собрания. Кроме того, комплексные предложения по урегулированию имеющихся проблем будут направлены Правительству Российской Федерации, а также Министерству финансов Российской Федерации.

Справочная информация:

* К казне относится имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления

** Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности».


Ключевые факты

  1. Сведения информационных систем Росимущества об относящихся к государственной казне Российской Федерации объектов недвижимого и движимого имущества в значительной степени не актуальны.
  2. Подтверждено отсутствие в реестре 185 объектов, не подлежавших приватизации в составе имущественных комплексов ФГУП.
  3. Стоимость недвижимого имущества казны, учтенного в сводном балансе Росимущества по итогам 2014 и 2015 гг., ежегодно завышалась на 80% от его совокупной стоимости.
  4. В тысячу раз завышена стоимость объекта «Памятник погибшим воинам-интернационалистам», расположенного в Москве на Поклонной горе.
  5. Доходы от передачи в пользование и продажи объектов казны в 2014 г. составили 1,4 млрд руб., в 2015 г. – 1,7 млрд руб. При этом доля доходов от приватизации не превышает 3%. В 2015 г. от продажи казны было получено лишь 49 млн руб.

Материалы по теме

Наверх