РУС ENG 

Счетная палата не нашла улучшений в реализации проекта ЦКАД

19 Января 2017 г.

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога».

Объект проверки: Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).

Проверяемый период деятельности: 2016 г.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

В соответствии с Паспортом инвестиционного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)» реализация первой очереди строительства четырех пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) предусматривается в период до 2018 г. Однако в связи с несоблюдением сроков реализации мероприятий инвестиционного проекта в ноябре 2016 г. Президентом Российской Федерации принято решение о переносе сроков окончания строительства пусковых комплексов № 3 и № 4 на 2019 г.

Одним из источников финансирования реализации проекта являются средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). В соответствии с распоряжением Правительства на строительство ЦКАД в апреле 2015 г. направлены средства ФНБ в сумме 21,7 млрд руб.

По состоянию на 1 ноября 2016 г. «Автодором» в общей сложности использовано 14,6 млрд руб., в том числе в текущем году – 2 млрд руб. При этом основная часть (12,6 млрд руб.) ушла в виде аванса подрядчику «Крокус интернешнл» на строительство пускового комплекса № 1. Остаток средств ФНБ на счете ГК в «Газпромбанке» составляет 7,1 млрд руб.

Кроме того, в 2016 г. была предоставлена субсидия на реализацию проекта в размере 11,4 млрд руб., однако ее исполнение составило лишь 2,3 млрд руб.

По словам аудитора, «Автодор» не соблюдал сроки реализации мероприятий, предусмотренные Паспортом проекта ЦКАД, а также Сетевым планом-графиком мероприятий. Концессионное соглашение по строительству Пускового комплекса № 3 заключено только в сентябре 2016 г. с превышением установленного срока более чем на 1 год. «По пусковому комплексу № 4 концессионное соглашение до сих пор не заключено», - заявил Валерий Богомолов.

Аудитор отметил низкий уровень исполнения работ уже по заключенным долгосрочным инвестиционным соглашениям. Так, по состоянию на 1 декабря 2016 г. стоимость принятых работ по пусковому комплексу № 1 составляет 1 млрд руб. или 2 % от объема работ, предусмотренных соглашением. По пусковому комплексу № 5 – 2,9 млрд руб. или 6,8%. «В период проведения контрольного мероприятия был осуществлен выезд на строящиеся объекты, результаты которого показали, что фактический объем выполненных работ превышает объем принятых работ», - добавил аудитор.

По пятому пусковому комплексу остаток аванса, перечисленного подрядчику «Кольцевая магистраль», на 1 ноября 2016 г. составил 8,5 млрд руб. Это 76% от суммы, предоставленной компании еще в декабре 2014 г. и мае 2015 г. Аналогичная ситуация сложилась и по пусковому комплексу №1. Дебиторская задолженность АО «Крокус Интернешнл» составляет 12,4 млрд руб., сократившись с начала года только на 250 млн руб. «Хочу напомнить, что сумма аванса превышала на 4,8 млрд рублей объем финансирования подрядных работ на 2015 и 2016 годы, предусмотренный календарным графиком. Кроме того, представление аванса сверх необходимой потребности не позволило получить Госкомпании процентный доход и дополнительно направить его на строительство ЦКАД», - пояснил Валерий Богомолов.

Счетная палата провела сравнительный анализ стоимости выполнения отдельных видов работ, предусмотренных инвестиционным соглашением на строительство первого пускового комплекса. Контрольный орган пришел к неутешительным выводам – субподрядные организации получают в два раза меньше, чем предусмотрено долгосрочным инвестиционным соглашением между ГК и «Крокус Интернешнл».

19012017.jpg

Подрядчиком по разработке проектной документации ОАО «Союздорпроект» на строительство ЦКАД не были учтены особенности территорий, планировавшихся под строительство пускового комплекса № 4. В результате была необходима корректировка проектной документации по отдельному участку автомобильной дороги. С учетом изменений начальная максимальная цена увеличилась на 2 млрд руб. или на 4%. При этом на выполнение дополнительных работ ГК за счет субсидии из федерального бюджета выплатил «Союздорпроекту» 93 млн руб. По мнению Счетной палаты, это является неэффективным использованием средств федерального бюджета.

Согласно Паспорту проекта в 2014 – 2016 гг. предусмотрено привлечение средств инвесторов и концессионеров в сумме 28,1 млрд руб. Однако частный капитал «Автодором» не привлекался. Таким образом, риски по реализации проекта по-прежнему полностью лежат на государстве.

Коллегия приняла решение направить представление в ГК «Автодор», информационное письмо – в Министерство транспорта Российской Федерации, а также отчет и информацию об основных итогах контрольного мероприятия – в палаты Федерального Собрания.

Учитывая значимость проекта ЦКАД, а также его финансирование за счет средств ФНБ, в 2017 г. Счетная палата продолжит контроль за его реализацией.


Ключевые факты

  1. В соответствии с распоряжением Правительства на строительство ЦКАД в апреле 2015 г. направлены средства ФНБ в сумме 21,7 млрд руб.

  2. По состоянию на 1 ноября 2016 г. «Автодором» в общей сложности использовано 14,6 млрд руб., в том числе в текущем году – 2 млрд руб.
  3. Основная часть (12,6 млрд руб.) ушла в виде аванса подрядчику «Крокус интернешнл» на строительство пускового комплекса № 1.
  4. Остаток средств ФНБ на счете ГК в «Газпромбанке» составляет 7,1 млрд руб.

  5. По пусковому комплексу № 1 составляет 1 млрд руб. или 2 % от объема работ, предусмотренных соглашением. По пусковому комплексу № 5 – 2,9 млрд руб. или 6,8%.

Материалы по теме

Наверх