РУС ENG 

Автомобили скорой медицинской помощи распределялись без учета потребностей регионов

21 Февраля 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита эффективности расходования Минпромторгом России бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку автомобилей скорой медицинской помощи, а также услуг по их доставке ФМБА России и в субъекты Российской Федерации в 2016 году.

Объекты контрольного мероприятия: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод «ГАЗ», Общество с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг», Общество с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод».

Проверяемый период деятельности: 2016 год.

С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

По данным органов государственной власти 85 регионов, количество автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП), состоящих на балансе подведомственных медицинских организаций, на 1 января 2016 г. составляло 22 329 единиц. В том числе - 7 267 автомобилей класса «А», 13 387 - класса «В», 1 675 - класса «С».

Из них автомобилей со сроком эксплуатации свыше 5 лет и, соответственно, требующих замены - 10 629 единиц (47,6%):

4 331 автомобиль класса «А» (59,6%);

5 697 автомобилей класса «В» (42,6%);

601 автомобиль класса «С» (35,88%).

В разрезе регионов износ автопарка составлял от 6% до 100%. В 14 субъектах Российской Федерации износ автопарка составляет от 70 до 100%; в 31 регионе – от 50 до 60%; в 40 – менее 50%.

В соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Правительству было поручено совместно с региональными органами государственной власти обеспечить обновление санитарного автотранспорта с высокой степенью износа. Выполнение данного поручения осуществлялось в рамках Программы поддержки предприятий автомобильной промышленности на 2016 г.

Учитывая, что мероприятие по закупке АСМП будет продолжено в 2017 г. в рамках перечня мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, необходимо учесть установленные в ходе проверки нарушения и избежать ошибок в будущем.

Всего 2016 г. на обновление парка АСМП из федерального бюджета было выделено 5 млрд руб. Это позволило закупить и поставить 2 267 автомобилей скорой медицинской помощи для регионов, а также 40 автомобилей - ФМБА России. Таким образом, заявленная потребность в автомобилях скорой медицинской помощи класса «В» была удовлетворена на 27,2%, а класса «С» - на 13,6%. Потребность в обновлении автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет удовлетворена: по классу «В» - на 38%, по классу «С» - 18,8%.

Для выполнения этих мероприятий была принята форма закупки у единственного поставщика. Однако требования Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не соблюдались.

Так, в нарушение 44-ФЗ Минпромторгом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка АСМП, медицинского оборудования и изделий медицинского назначения) при обосновании цены контрактов, заключаемых с единственными исполнителями на закупку АМСП, не применялся. Обоснование невозможности его применения отсутствует.

В качестве обоснования цены контрактов Минпромторгом в Правительство были направлены подготовленные единственными исполнителями плановые калькуляции затрат на 2016 г. на закупку АСМП. При этом министерством, как государственным заказчиком, расчет цены контрактов не осуществлялся, что также не соответствует требованиям 44-ФЗ и Методическим рекомендациям, утвержденным Минэкономразвития.

Кроме того, в обосновании выбора единственных исполнителей, направленном Минпромторгом в Правительство, информация о наличии либо отсутствии у крупнейших производителей автомобильной техники специализированных мощностей по выпуску АСМП, а также о том, что конечными производителями являются другие организации, которые осуществляют их доработку, не содержалась.

«Представленные единственными исполнителями плановые калькуляции затрат на АСМП использовались Минпромторгом в качестве обоснования цены контрактов на 3 млрд руб. При этом меры по оптимизации цен, включая возможные скидки и преференции со стороны производителей в связи с увеличивающимся на 2 млрд руб. объемом закупок, не предпринимались», - заявил аудитор.

Минздравом Минпромторгу был предложен перечень медицинского оборудования для оснащения автомобилей скорой медицинской помощи класса «В», не соответствующий Стандарту оснащения станций скорой медицинской помощи.

По расчету Счетной палаты, на приведение единицы автомобиля в соответствие со Стандартом оснащения станции скорой медицинской помощи необходимым оборудованием и медицинскими изделиями субъектам Российской Федерации могут потребоваться денежные средства в размере 418,9 млн рублей.

В январе – мае 2016 г. Минздравом была проведена работа по актуализации потребности регионов в замене изношенного автопарка новыми АСМП. Однако министерством не была обеспечена прозрачность механизма распределения автомобилей, которое в итоге было осуществлено без учета заявленных потребностей и в ряде случаев без учета степени износа автопарка АСМП.

Так, наибольшее количество автомобилей получили Московская область (75 автомобилей или 80,6% от заявленной потребности), Краснодарский край (73 или 34,1%), Саратовская область (71 или 41,5%), г. Санкт-Петербург (63 или 30,9%) и Республика Башкортостан (55 или 12,7%). В таких регионах как Республика Калмыкия, Забайкальский край, Курганская область, Удмуртская Республика, Республика Северная Осетия – Алания и Амурская и Брянская области заявленная потребность была удовлетворена в пределах от 6,8% до 10,9%. При этом, например, в Брянской области степень износа АСМП составляет 82,9%. Приморскому краю, Тульской области, г. Севастополю, Республике Крым и Республике Марий Эл АСМП переданы в количестве, превышающем заявленную потребность.

При анализе уполномоченных получателей АСМП класса «С» выявлено, что 17 уполномоченных получателей не являются медицинскими организациями (24,3%), в связи с чем, требуется дальнейшее подтверждение эксплуатации автомобилей в соответствии с Порядком оказания скорой медицинской помощи. Из 53 уполномоченных получателей, являющихся медицинскими организациями, по данным, размещенным на сайте Росздравнадзора, 5 медицинских организаций в соответствии с имеющимися лицензиями не имеют право на оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю анестезиология-реаниматология (7,14%), 2 медицинские организации не имеют действующую лицензию на медицинскую деятельность (только на оборот наркотических средств). Из 29 подведомственных ФМБА России медицинских учреждений, включенных в перечень учреждений получателей АСМП класса «С», в соответствии с имеющимися лицензиями имеют право на оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю анестезиология-реаниматология 8 медицинских учреждений (27,6%). Передача автомобилей скорой медицинской помощи класса «С» уполномоченным получателям, не имеющими лицензию на медицинскую деятельность, лицензию на оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю анестезиология-реаниматология, формирует риски простоя закупленных АСМП расчетно на общую сумму 117,9 млн рублей.

Анализ распределения полученных АСМП показал, что основное количество автомобилей поставлено в учреждения здравоохранения, расположенные в районных центрах регионов. При этом в отдельных регионах 50 и более процентов полученных автомобилей распределены учреждениям здравоохранения, расположенным в городах - республиканских, областных, краевых центрах. «Таким образом, задача по улучшению медицинского обслуживания населения, проживающего в отдаленных районах, а также сельской местности решена не полностью», - пояснил аудитор.

Как уже отмечалось, реализация мероприятия по закупке автомобилей скорой медицинской помощи осуществлялась в рамках Программы поддержки автомобильной промышленности, основными целями которой являются стимулирование спроса на автомобильную технику, сохранение рабочих мест на предприятиях автомобилестроения и в смежных отраслях, поддержка спроса на российском автомобильном рынке, обеспечение дополнительного выпуска и реализации около 610 тыс. единиц автомобильной техники всех типов. Всего на реализацию 14 мероприятий, включенных в Программу поддержки сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета по состоянию на 1 декабря 2016 г. предусматривались ассигнования в объеме 130,4 млрд руб. Однако проведение оценки эффективности реализации таких мероприятий возможно только после формирования годовой бухгалтерской отчетности.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину, представление в – Министерство промышленности и торговли, информационные письма - в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и Федеральную налоговую службу, а также отчет – в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх