РУС ENG 

Реализация программы «Жилье для российской семьи» составила 3,3% от запланированного объема

14 Апреля 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка и анализ деятельности акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года за период 2014 – 2015 годов и истекший период 2016 года» и экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи» и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Объекты проверок: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Правительство Республики Татарстан; Правительство Республики Башкортостан; Администрация Костромской области; АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АО «АИЖК»); АО «Агентство финансирования жилищного строительства» (АО «АФЖС»).

Проверяемый период деятельности: 2014-2016 гг.

С докладами выступили аудиторы Андрей Перчян и Юрий Росляк.

Программа «Жилье для российской семьи» реализуется в рамках Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. Основная цель Программы - ввод в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв. метров жилья экономического класса. Счетной палатой был проведен анализ данных по 70 регионам – участникам Программы, в том числе с выездом в республики Татарстан и Башкортостан.

Проверка показала, что Программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и ресурсов, и фактически представляет собой «декларацию о намерениях», обусловленных набором дополнительных показателей в Госпрограмме, реализация которых не обеспечивается эффективными мероприятиями.

По состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. метров жилья экономического класса, или 3,3% объема, предусмотренного Госпрограммой. При этом сама Программа сформирована только на 77,6%.

В Республике Татарстан введено в эксплуатацию 0,063 млн кв. метров жилья экономического класса, или 4,2% запланированного показателя (1,5 млн кв. м), в Республике Башкортостан - 0,042 млн кв. м, или 7% (0,6 млн кв. м).

При запланированном показателе в 463 тыс. семей, общее количество семей в сводных по регионам реестрах граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, составило 74 тыс. семей, или 16%. При этом количество семей, которые приобрели жилье экономического класса, составило 26,3 тыс. семей, или только 5,7%.

Для строительства жилья экономического класса в рамках Программы было предоставлено 56 земельных участков, или 7,7% общего количества участков, отобранных регионами. Проведенный анализ показал, что все земельные участки, выбранные для вовлечения в оборот Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, не соответствовали критериям отбора и не были предоставлены для реализации Программы. В 2016 году АО «АИЖК» отказалось от 277 земельных участков и готовит предложения по отказу от 54 земельных участков общей площадью 5,3 тыс. га (26,9%). При этом расходы Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на их вовлечение в оборот составили 64,7 млн руб.

Отсутствие должной подготовки реализации Программы, контроля за отбором в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АО «АИЖК» не позволило снизить стоимость жилья на 20%. Основная цель Программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы. В результате, прежний целевой показатель по строительству экономического жилья был исключен из основных условий реализации Программы в связи со сложной экономической ситуацией и снижением платежеспособности населения.

Проверка показала, что Правительство России не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд руб. в целях реализации Программы.

Финансовые средства для поддержки застройщиков в виде предоставления льготного кредитования в рамках программы АО «АИЖК» (программа Стимул) были предоставлены АО «АИЖК» банкам в размере 12,4 млрд руб. для реализации только 4,6% проектов в рамках Программы, при этом 5,7 млрд руб. (45,9%) были возвращены банками в АО «АИЖК» из-за отсутствия должной предварительной проработки с застройщиками вопросов кредитования. Строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.

Кредитная линия Внешэкономбанка в объеме 14 млрд руб. на финансирование обязательств по выкупу объектов инженерно-технического обеспечения АО «АИЖК» не была предоставлена.

Меры управления рисками, отвечающие требованиям Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, разработаны не были. В частности, отсутствовала количественная оценка и меры правового регулирования, направленные на управление рисками.

«Соглашения по реализации мероприятий Программы, заключенные между Минстроем России, АО «АИЖК» и регионами, фактически носили формальный характер, в том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей Программы», - сообщил Юрий Росляк.

Также Счетной палатой была проведена проверка деятельности АО «АИЖК» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года.

По состоянию на 1 января 2017 года государством обеспечена ресурсная база АИЖК в размере 283,6 млрд руб. (уставный капитал в размере 100,1 млрд руб., государственные гарантии, предоставленные в обеспечение облигационных займов АИЖК в размере 143,5 млрд руб., а также кредитная линия ВЭБа в объеме 40 млрд руб., предоставленная за счет средств Фонда национального благосостояния).

Ни одна из Стратегий АИЖК не была завершена в срок. Новые стратегии принимались в связи с изменением целей и задач АИЖК, а также с динамикой нормативно-правового регулирования указанной сферы. В ходе проверки АО «АИЖК» были установлены нарушения и недостатки выполнения конкретных показателей эффективности. Так, плановое значение показателей «объем построенного жилья для найма, профинансированного АИЖК» на 2014 и 2015 годы составило только 22,7% от плана.

АИЖК нарушило методику расчета КПЭ «Количество ипотечных кредитов, предоставленных гражданам из числа определенных социально-приоритетных категорий» и в 2015 году включило свои условные обязательства по выкупу закладных у Банка России (более 6 тыс. штук по продукту «Военная ипотека») в расчет количества выданных социальных ипотечных кредитов.

На 2016 год АИЖК включило эти условные обязательства в расчет КПЭ «финансирование ипотечного рынка». Эти обязательства фактически означают поддержку банкам, которые заинтересованы в получении ликвидности Банка России под залог закладных, но не являются формой прямого участия АИЖК в ипотечном рынке, поскольку не влияют на объем предоставленных ипотечных кредитов.

Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года относит к стратегическим целям деятельности АО «АИЖК» создание механизмов предоставления специальных ипотечных кредитов для социально приоритетных категорий населения по ставке не выше инфляции на 2,2% к 2018 году. Доля выкупа АО «АИЖК» ипотечных кредитов, предоставленных социально-приоритетным категориям населения, в общем объеме выкупа закладных в 2014 составила 52,3%, в 2016 году – 42,2%.

В рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» перед АИЖК была поставлена задача по организации коллективных инвестиций и реализации пилотных проектов создания арендного жилья в городах-миллионниках. Однако по состоянию на 10 февраля 2017 года правлением АИЖК не принимались решения о включении в состав Фонда проектов, реализация которых могла бы содействовать развитию рынка арендного жилья в крупнейших российских городах и способствовать усилению внутренней трудовой миграции.

АО «АИЖК» не обеспечило эффективное использование и вовлечение в экономический оборот государственных гарантий в объеме 56,3 млрд руб. (по состоянию на 1 января 2017 года), предоставленных Минфином России для финансирования ипотечного жилищного кредитования. При этом указанные объемы государственных гарантий увеличивают государственный внутренний долг Российской Федерации.

Присутствующие на Коллегии представители Минстроя России сообщили о намерении выйти с предложением об исключении из Госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» программы «Жилье для российской семьи», показавшей свою неэффективность в условиях финансово-экономического кризиса (с учетом отсутствия бюджетного финансирования). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. Программа «Жилье для российской семьи» из Госпрограммы исключена.    

Решать проблему увеличения объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса Минстрой России и АО «АИЖК» планируют в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» путем выделения субсидий регионам (в том числе в 2017 году 33 регионам в размере 20,0 млрд. рублей, большая часть из которых являлась участниками Программы) на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Реализация таких проектов, по замыслу Минстроя России, должна стимулировать застройщиков к увеличению объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса, а граждан – к его приобретению.

По результатам проверок Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчеты в палаты Федерального Собрания, а также информационные письма в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Правительство Республики Башкортостан, губернатору Костромской области и в АО «АИЖК».



Материалы по теме

Наверх