РУС ENG 

Регионы не обеспечены техникой и оборудованием, необходимым для осуществления охраны лесов от пожаров

18 Декабря 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» мероприятий по охране лесов от пожаров в 2015 ‒ 2016 годах и истекшем периоде 2017 года» и контрольного мероприятия «Проверка полноты, своевременности и эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года на охрану лесов от пожаров в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы».

Экспертно-аналитическое мероприятие проводилось совместно с 9 контрольно-счетными органами регионов.

Объекты анализа: Минприроды России; региональные органы государственной власти в области лесных отношений (72 региона).

Объекты контроля: Федеральное агентство лесного хозяйства (камерально); ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана»; Департамент лесного хозяйства Свердловской области; Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Проверяемый и исследуемый периоды: 2015-2016 гг. и истекший период 2017 г.

С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На Коллегии было отмечено, что изменения, внесенные в 2015-2016 гг., в том числе по итогам исполнения представлений Счетной палаты, в Лесной кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, позволили исключить ряд правовых пробелов в области охраны лесов от пожаров.

Так, за федеральным уровнем были закреплены полномочия по выполнению взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществлению мероприятий по искусственному вызыванию осадков, что позволило установить государственное задание ФБУ «Авиалесоохрана» на выполнение указанных государственных работ. По отзывам регионов при их выполнении была показана хорошая эффективность.

Вместе с тем, результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что государственное управление в области охраны лесов от пожаров осуществляется недостаточно эффективно.

Согласно полученным в ходе анализа данным, в 2015 г. не был достигнут ни один из 4 показателей Государственной программы «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 гг.», характеризующих  охрану лесов от пожаров, в 2016 г. не достигнуто 3 показателя.

В 2015 г. лесными пожарами было пройдено 2,7 млн га, в 2016 г. - 2,6 млн га, в 2017 г. – 1,3 млн га. В 2015 г. возникло 11324 лесных пожара в 70 регионах страны, в 2016 - 10186 в 66 регионах, в первом полугодии 2017 г. - 6461 пожар в 65 регионах. Удельный вес крупных пожаров в общем количестве возникших пожаров составил на 1 января 2016 г. – 89,9%, на 1 января 2017 г. – 90,7%, на 1 июля 2017 г. – 81,7%. Общий ущерб, нанесенный лесными пожарами, составил в 2015 г. 56,4 млрд руб., в 2016 г. – 23,7 млрд руб., в первом полугодии 2017 г. – 6,6 млрд руб.

Согласно результатам опроса, проведенного Счетной палатой, одна из основных причин возникновения лесных пожаров - неосторожное  обращение граждан с огнем (разведение костров, сжигание мусора). Такой ответ дали 38,4% респондентов.

Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение мероприятий в области охраны лесов от пожаров

Нормативно-правовое регулирование в области охраны лесов от пожаров пока не обеспечивает в полной мере правового решения проблем, влияющих на эффективность реализации противопожарных мероприятий.

Так, Правительством Российской Федерации до настоящего времени не разработаны и не утверждены нормативы обеспеченности региона лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Кроме того, до сих пор не определен уполномоченный орган и источники финансового обеспечения тушения степных пожаров, количество которых в 2015 г. составило 7,4% от общего количества лесных пожаров, в 2016 г. – 4%. При этом из-за высокой скорости распространения степные пожары приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций и имеют серьезные экономические и экологические последствия. Так, только на территории Забайкальского края в 2015 г. возникло 476 степных пожаров, в 2016 г. - 521, что составляет соответственно 25,7% и 45,8% от общего количества природных пожаров.

Фактические расходы на осуществление мероприятий в области охраны лесов от пожаров за счет всех источников финансирования составили в 2015 г. 13,9 млрд руб., в 2016 г. – 14,7 млрд руб., на 2017 г. предусмотрено 13,3 млрд руб.*

В проверяемый период наблюдалась тенденция увеличения расходов арендаторов и иных источников, которые в основном составляли средства от приносящей доход деятельности подведомственных учреждений уполномоченных органов регионов. При этом объемы субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области охраны лесов от пожаров были снижены. Так, по сравнению с 2015 г. расходы на создание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров снижены в 2016 г. и 2017 г. соответственно в 2,2 раза и 1,4 раза; расходы на реконструкцию лесных дорог - в 1,7 раза и 1,6 раза; расходы на проведение профилактического выжигания хвороста - в 1,4 раза и 1,3 раза; расходы на мониторинг пожарной опасности в лесах - на 8,8%. В Иркутской и Свердловской областях снижение объемов финансирования на охрану лесов от пожаров в 2017 г. по сравнению с 2015 г. составило около 30%.

В ходе анализа было установлено, что механизм финансового обеспечения тушения лесных пожаров на основании государственных заданий, доведенных уполномоченными органами регионов до подведомственных учреждений, не в полной мере урегулирован и не учитывает специфики наиболее пожароопасных регионов.

Так, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат. При этом государственная работа «Тушение лесных пожаров» показатели объема и качества выполнения работы не содержит.

В условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов уполномоченные органы регионов (Иркутской области, Забайкальского и Красноярского краев, Республики Бурятия) вынуждены увеличивать размер финансового обеспечения госзаданий подведомственных учреждений на сумму фактических затрат по их тушению в отсутствие установленных лимитов бюджетных обязательств (Иркутская область).

Как следствие, дополнительные расходы регионов на тушение лесных пожаров приводят к образованию кредиторской задолженности, которая на 1 января 2016 г. составила 665,3 млн руб., на 1 января 2017 г. – 387,7 млн руб. До настоящего времени задолженность за 2016 г. в полном объеме не погашена, что в ряде регионов привело к судебным разбирательствам.

Основные недостатки регионов при проведении противопожарных мероприятий

Лесные планы Красноярского края, Свердловской, Иркутской, Томской областей и Республики Бурятия не содержат актуальной информации о состоянии лесов и объемах  планируемых  противопожарных  мероприятий.

Сводные планы тушения лесных пожаров предоставлялись на согласование в Рослесхоз с нарушением установленного срока (в 2015 г. сроки нарушили 18 регионов, в 2016 г. – 35, в 2017 г. – 22). При этом сводные планы на 2016 г. Амурской, Магаданской, Томской областей не содержали сводной информации о готовности региона к пожароопасному сезону, а сводные планы Красноярского края на 2015, 2016 и 2017 гг. не соответствовали данным планов тушения лесных пожаров на территории отдельных лесничеств.

Проверка также показала, что регионы не обеспечены техникой и оборудованием, необходимым для осуществления охраны лесов от пожаров, включая их тушение. Имеющееся оборудование и противопожарный инвентарь имеют значительный физический износ. Так, доля лесопожарной техники с износом до 100% составляет в Иркутской и Свердловской областях 35% всего парка техники, состоящего на балансе лесопожарных формирований, Республике Алтай - 40,9%, Забайкальском крае – 46%,  Красноярском крае – 55%.

В то же время техника и оборудование общей стоимостью 826,5 млн руб., приобретенные в рамках реализации проекта «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России» (Соглашение между Российской Федерацией и МБРР о займе от 8 июля 2013 г.), до настоящего времени не используются и преимущественно находятся на складах учреждений. Основные причины неэффективного использования полученной в рамках займа техники и оборудования связаны с их предоставлением при отсутствии потребности, несоответствием их технических характеристик условиям регионов, а также отсутствием финансирования, необходимого для его эксплуатации, содержания и ремонта.

Работы по  мониторингу пожарной опасности в лесах осуществлялись регионами при низкой укомплектованности подразделений наземной и авиационной охраны лесов. Так, в  2015 г. штат подразделений наземной охраны лесов в среднем по стране был укомплектован на 72%, в 2016 г. - на 67,8%, в 2017 г.- на 64,2%. Укомплектованность подразделений авиационной охраны лесов в проверяемый период находилась на уровне 82%.

При этом кратность авиационного патрулирования лесов почти во всех регионах, кроме Ханты-Мансийского автономного округа (в 2015-2016 гг.) и Сахалинской области (в 2015 г.), была меньше расчетной, что снижает выявляемость пожаров на ранней стадии возгорания.

Показатели федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого органами исполнительной власти регионов, снизились в 2016 г.: по количеству выданных предписаний на 17,5%, по количеству привлеченных к административной ответственности лиц - на 7,6%, по количеству наложенных штрафов - на 6,6%, по количеству и сумме взысканных штрафов – на 6,2% и 4,7 %. Из наложенных за 2015-2016 гг. и первое полугодие 2017 г. штрафов на сумму 748,9 млн руб. было возмещено 471,3 млн руб. или 62,9%.

По данным государственной инвентаризации лесов, проводимой Рослесхозом, в проверенных регионах было отмечено низкое качество выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров. Так, в Иркутской области в 2015 г. неудовлетворительно выполнены работы на 24 из 48 обследованных лесных участках (50% от общего количества обследованных участков), в Свердловской области на 11 из 80 лесных участков (13,8%).

Отдельные нарушения и недостатки, выявленные на объектах

ФБУ «Авиалесохрана»

В бухгалтерском учете Учреждения не отражено находящееся на балансе имущество на сумму 4,2 млн руб., а также имущество принятое на хранение на сумму 458,7 млн руб.;

Проверкой выявлено неэффективное использование федеральной собственности и иных ресурсов на общую сумму 38,4 млн руб. (не используется по назначению 12 из 25 зданий и сооружений, а также имущество, полученное в рамках международного займа в ходе реализации Проекта «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в Российской Федерации»). Учреждением также получен доход от осуществления деятельности, не предусмотренной уставом, на сумму 8,5 млн рублей.

Кроме того, Учреждением оплачены расходы, не предусмотренные госзаданием, на сумму 24,5 млн руб.

Министерство лесного комплекса Иркутской области:

В отсутствие соответствующих полномочий Министерством заключены госконтракты на сумму 53,4 млн руб.

В 2016 г. субсидии на выполнение госзадания подведомственному учреждению рассчитаны в отсутствии утвержденных нормативов. В 2015-2017 гг. заключены допсоглашения о предоставлении субсидий на выполнение госзаданий сверх пределов бюджетных ассигнований на сумму 206,8  млн руб. На 2017 г. не были утверждены нормативные затраты на выполнение работ.

Лесничествами Иркутской области принимались невыполненные работы, что имеет признаки коррупционных нарушений.

Департамент лесного хозяйства Свердловской области

Департаментом не обеспечивался надлежащий контроль за формированием и выполнением госзаданий.

Так, при уменьшении объема работы по проведению наземного мониторинга пожарной опасности расходы на ее проведение были увеличены на сумму 6,7 млн руб. 

Кроме того, не обеспечено ведение реестра выполненных работ, а также проведение выездных проверок к местам выполнения работ.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минприроды России и ФАС России, представления - в Рослесхоз, Министерство лесного комплекса Иркутской области; Департамент лесного хозяйства Свердловской области и ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана», обращение – в Генеральную прокуратуру. Отчеты о результатах контрольного и экспертно-аналитического мероприятий будут направлены в палаты Федерального Собрания, отчет о результатах совместного экспертно-аналитического мероприятия - в контрольно-счетные органы Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Магаданской, Свердловской и Томской областей и Республики Бурятия.

Справочно:

*Финансирование мероприятия в области охраны лесов от пожаров осуществлялись за счет:

- субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (ФБУ «Авиалесоохрана»);

- субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана уполномоченным органам регионов;

- региональных бюджетов,

- средств арендаторов и иных источников

 

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх