РУС ENG 

Счетная палата провела проверку обоснованности и эффективности закупок

29 Января 2018 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством заместителя Председателя Счетной палаты Веры Чистовой рассмотрела результаты проверки обоснованности и эффективности закупок работ (услуг) за 2015 - 2016 годы и первое полугодие 2017 года, осуществляемых органами власти, государственными учреждениями и связанных с исполнением установленных полномочий и предусмотренных государственными заданиями, а также последующего экспертно-аналитического мероприятия.

Объекты проверки (анализа): Минэнерго России, Минпромторг России, ФГБУ «НЦКТП Минтранса России», другие органы госвласти и госучреждения.

Проверяемый период деятельности: 2015 – 2016 гг., первое полугодие 2017 г.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

В настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы объем и случаи привлечения сторонних организаций к деятельности органов власти, в том числе в части реализации их полномочий. Нормативными правовыми актами также не установлены критерии, определяющие возможность осуществления государственными учреждениями закупок работ и услуг, выполнение (оказание) которых предусмотрено для них государственными заданиями.

Президентом РФ в феврале 2016 года поручено Правительству РФ предложить изменения законодательства, предусматривающие установление запрета для органов госвласти осуществлять госзакупки, в случае, если их предметом являются работы, которые непосредственно относятся к функциям соответствующего органа, а также установление критериев, определяющих случаи осуществления учреждениями закупок работ и услуг, выполнение (оказание) которых предусмотрено для них госзаданием. При этом, согласно докладу Правительства РФ, совершенствование законодательства по данным вопросам не требуется. Сложившаяся ситуация была проанализирована Счетной палатой.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях выявлено 1 542 закупок работ (услуг), выполнение (оказание) которых отнесено к полномочиям органов государственной власти (далее – передача полномочий). На федеральном уровне – 1037, на региональном и муниципальном уровнях – 505. Сумма выявленных расходов по фактам передачи полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях составила 8,6 млрд руб. (из них 8 млрд руб. приходятся на федеральный уровень).

Кроме того, передача полномочий в различных формах выявлена и в рамках утверждения госзаданий подведомственных учреждений. На федеральном уровне объем таких субсидий составил более чем 5,7 млрд руб. Например, Роспатент в рамках госзадания ранее фактически передал подведомственному учреждению ФИПС выполнение своих функций по оказанию практически всех государственных услуг.

По фактам передачи полномочий наибольшее количество случаев в количественном и стоимостном выражении установлено в отношении Минпромторга и Минэнерго.

Министерство энергетики Российской Федерации

Так, в Минэнерго как в рамках осуществления закупок, так и утверждения госзаданий подведомственным учреждениям, переданы полномочия на сумму 2 млрд руб. (351 млн – закупки, 1,6 млрд – госзадания).

Минэнерго закупало работы по сбору данных, разработке и сопровождению согласования справочников наилучших доступных технологий, одним из исполнителей которых являлось дочернее общество Газпрома, заплатившего в 2016 г. плату за негативное воздействие на окружающую среду более 800 млн руб. в бюджеты различных уровней. При этом, учитывая что с 2020 г. от платы освобождаются компании, использующие описанные в справочниках технологии, усматриваются возможные риски необъективной оценки той или иной технологии.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

В отношении Минпромторга установлены факты передачи полномочий сторонним организациям в рамках осуществления закупок на общую сумму около 2,9 млрд руб. По словам аудитора, значительный рост объемов таких закупок произошел в 2016 - 2017 гг. Выявлены случаи передачи полномочий в рамках госзаданий.

Установлены случаи разработки нормативных правовых актов в сфере промышленных кластеров и технопарков ассоциациями-объединениями технопарков, то есть напрямую заинтересованными организациями.

В нарушение утвержденных Правительством Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти Минпромторгом закупались услуги на сумму 220 млн руб. при наличии департамента, в компетенцию которого входит указанная деятельность, численностью порядка 120 человек.

Счетной палатой также было выявлено 16 фактов конфликта интересов. Так, Крыловский государственный научный центр, Высшая школа экономики, Институт экономики фактически оказывали Минпромторгу услуги специализированных организаций, а именно услуги по сопровождению закупок Минпромторга и готовили расчеты начальной (максимальной) цены контракта, при этом сами участвовали в данных закупках, признавались победителями и с ними заключались госконтракты.

ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации»

По государственному заданию Минтранса ФГБУ «НЦКТП Минтранса России» осуществляет сопровождение и контроль за Транспортной стратегией, ежегодно получая субсидию 40-50 млн руб. В то же время Центр «зарабатывает» в рамках контрактов с другим подведомственным Минтрансу учреждением. «При этом Центр фактически все отдавал на субподряд. Аналогичные случаи установлены и в отношении двух других подведомственных Минтрансу организаций», - добавил аудитор.

По словам Максима Рохмистрова, подведомственные Минтрансу госучреждения и предприятия по сути выступали организациями-посредниками в расходовании бюджетных средств в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2016-2017 годах, получая за свое участие доход в размере 36,5 млн руб., из них 20 млн руб. - доход Центра.

Потенциальные риски

По мнению Счетной палаты, привлечение органами госвласти сторонних и подведомственных организаций к реализации своих полномочий, носит не эпизодический, а системный характер, что свидетельствует об их значительной интеграции в работу органов власти.

Неурегулированность данной проблемы создает риски двойного расходования бюджетных средств, влияния частных организаций на государственную политику, информационной преференции отдельным организациям, коррупционные риски.

Закупки учреждений в рамках выполнения госзаданий

На различных уровнях Счетной палатой выявлено более 1800 контрактов, заключенных учреждениями, в рамках выполнения госзаданий на общую сумму 5,2 млрд руб.

Так, подведомственное учреждение Минздрава России в рамках выполнения работ в 2015 г. по государственному заданию заключило 25 госконтрактов на сумму 300 млн руб., фактически передав 60% субсидии на субподряд. А около 30% субсидии «ушли» на зарплату работников учреждения.

В рамках проведенного анализа установлено, что отдельные учреждения фактически выступают посредниками между органом власти и бизнесом.

В то же время неспособность отдельных учреждений самостоятельно выполнять госзадание ставит под сомнение целесообразность их создания, а также существования в целом, поскольку закупки в этом случае могут осуществлять органы власти самостоятельно, исключив при этом расходы на содержание таких учреждений.

Предложения Счетной палаты

По результатам проведенных мероприятий Счетной палатой подготовлен комплекс мер, направленных на урегулирование сложившейся проблематики, в том числе путем:

осуществления анализа закрепленных функций (полномочий) органов госвласти и проведение их классификации на «основные», связанные с властно-распорядительными полномочиями, и «обеспечивающие», носящие характер обеспечения их основной деятельности;

формирования перечня конкретных функций (полномочий) органов власти, осуществляемых непосредственно органами госвласти, и возможных к передаче в рамках закупок работ (услуг) или утвержденных госзаданий; а также иные меры.

Материалы направлены

Коллегия приняла решение по итогам контрольного мероприятия направить представления в Минэнерго России, Минпромторг России, ФГБУ «НЦКТП Минтранса России», направить обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, информационные письма в ФАС России, Федеральное казначейство, Минтранс России, а также отчет в палаты Федерального Собрания. По итогам экспертно-аналитического мероприятия: информационное письмо в Контрольное управление Президента Российской Федерации и основную информацию об итогах – в Совет Федерации и Государственную Думу.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх