РУС ENG 

Мероприятия Союзного государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы не покрывают потребности наиболее пострадавших территорий

2 Июля 2018 г.

Фото: shutterstock.com

Управление Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года не было организовано должным образом. Необходимый контроль за ходом ее реализации не осуществлялся. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки использования средств бюджета Союзного государства, направленных на преодоление последствий чернобыльской катастрофы и соцподдержку населения России и Белоруссии, подвергшегося радиационному воздействию.

Программы Союзного государства по чернобыльской проблематике последовательно реализуются с 1998 года. Рассмотренная в ходе проверки Программа – четвертая по счету. Общий объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств союзного бюджета составил 1,3 млрд руб., из них 60% – расходы по российской части.

Несмотря на социальную значимость проблемы, Программа разрабатывалась более двух лет (с 2011 г.) и была утверждена только в декабре 2013 года. «Проблема длительного согласования отмечается Счетной палатой при каждой проверке союзных программ. Вместе с тем сложившаяся практика «затягивания» приводит к тому, что поставленные цели и задачи становятся неактуальными к моменту завершения программ», - подчеркнул в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Александр Жданьков.

Согласно полученным в ходе проверки данным, Программа в целом реализована в полном объеме, целевые показатели достигнуты.

Вместе с тем в ходе проверки использования выделенных на Программу средств были выявлены многочисленные нарушения на общую сумму 58,6 млн руб., в том числе при проведении закупочных процедур, исполнении и управлении госконтрактами, а также факты, свидетельствующие о неэффективном и нецелевом расходовании средств.

Так, затраты ФМБА России на приобретение оргтехники на сумму свыше 1 млн руб. не были заложены ни в ТЭО Программы, ни в госконтракте.

Рослесхоз потратил более 13 млн руб. на разработку семи методических документов, которые на момент проверки утверждены не были и в практической деятельности не использовались. В интересах Минсельхоза исполнителями разработано пять методических документов на сумму 9,1 млн руб. При их анализе установлено, что половина была переписана из других источников.

Отдельные результаты, полученные в ходе реализации госконтрактов, не соответствовали условиям их техзаданий. Так, Программой предусматривались расходы ФМБА России в объеме 54 млн руб. для оказания медпомощи более 500 пациентам. Однако по условиям заключенного госконтракта помощь оказана 240 больным за те же деньги. При этом изменения в Программу не вносились.

Претензионная работа, несмотря на нарушения условий контрактов, госзаказчиками не проводилась, работы принимались и оплачивались в полном объеме.

Не отслеживалось госзаказчиками и внедрение результатов Программы. Так, большинство научного материала, созданного Минздравом и ФМБА России, фактически не используется. При этом затраты на их создание составили почти 30 млн руб.

Кроме того, проверка показала, что фактически оказанная в рамках мероприятия комплексная медицинская помощь российским гражданам не покрыла потребность территорий, наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы. Более того, установленная квота для оказания медицинской помощи (до 1 500 чел. в год) МЧС России и Минздравом России в полном объеме не использовалась. Так, в 2016 г. медпомощь была оказана только 963 пациентам, в 2017 г. – 1 102 пациентам. При этом в 2016 г. неиспользованные остатки по мероприятию у Минздрава составили почти 19 млн руб.

Аналогичная проблема отмечается и в отношении мероприятия по лечению и оздоровлению детей, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях. «Количество детей, направляемых ежегодно на лечение и оздоровление, в целом оказалось на 28% ниже заявленной потребности», - констатировал аудитор.

По его словам, в настоящее время разрабатывается Концепция пятой «чернобыльской» Программы на период 2019-2022 гг. «Почти половина предусмотренных проектом программы расходов предусматривается на проведение НИОКР, что более чем в 10 раз превышает соответствующий показатель Программы, реализованной в 2016 году. При этом мероприятия по оказанию гражданам медицинской помощи и реабилитации не предусмотрены вовсе», - подчеркнул аудитор.

По итогам проверки принято решение направить представления в МЧС, Минздрав, Минсельхоз, ФМБА, Рослесхоз, Роспотребнадзор и Постоянный Комитет Союзного государства; а также информационные письма - в Совет Министров Союзного государства, Постоянный Комитет Союзного государства, Росимущество и Росстат. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Совет Министров Союзного государства.


Материалы по теме

Наверх