РУС ENG 

Центры спортивной подготовки сборных команд России не используются на полную мощность

27 Сентября 2018 г.

Станислав Красильников/ТАСС

Счетная палата проверила деятельность федеральных спортивно-тренировочных центров подготовки сборных команд России* и установила, что задачи по обеспечению российских спортсменов необходимой тренировочной инфраструктурой и эффективному использованию спортивных объектов в полном объеме не решены.

«В 2015-2017 годах фактическая загруженность 5 федеральных тренировочных центров в среднем составляла не более 60% их годовой мощности, что говорит о неэффективном использовании имеющейся тренировочной инфраструктуры и недостатках планирования Минспортом России тренировочных процессов», - заявил на Коллегии аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.

Материально-техническое оснащение 5 федеральных центров обеспечивает подготовку сборных команд России по 74 олимпийским и паралимпийским видам спорта - 76% от общего числа видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. Это на 8 процентных пунктов ниже, чем установлено Госпрограммой «Развитие физической культуры и спорта».

Доля олимпийских и паралимпийских видов спорта, по которым спортсмены сборных команд России обеспечены тренировочной инфраструктурой для акклиматизации в условиях Черноморского побережья и Прибайкалья, в 2017 г. составила 61%. Это в 1,5 раза превышает показатель Госпрограммы. Однако все эти спортивные объекты расположены только в зоне Черноморского побережья.

Общий объем расходов федеральных центров спортивной подготовки за 2015-2017 гг. составил 9,6 млрд руб., в том числе за счет субсидий из федерального бюджета (на госзадание и иные цели) – 7,8 млрд руб. и средств от приносящей доход деятельности – 1,8 млрд руб. В рамках государственных заданий проведено более 2-х тысяч тренировочных мероприятий и 28 спортивных соревнований, в том числе международного уровня. Расходы на их выполнение составили 3,9 млрд руб. За счет субсидий на иные цели на проведение капитального ремонта спортивных центров и содержание спортивных объектов, построенных к зимней Олимпиаде 2014 г., направлено 90% целевого финансирования. Расходы на указанные мероприятия составили 3,5 млрд руб.

По итогам проверки Счетная палата обратила внимание на достаточно высокую зависимость спортивных центров от бюджетного финансирования. Так, в общем объеме доходов спортивных центров (с учетом субсидий на выполнение государственных заданий) доля доходов от внебюджетной деятельности ежегодно не превышала 27,7-32,5%. Наибольшая степень зависимости наблюдалась в ФГБУ «Озеро Круглое», у которого доходная база за счет внебюджетных источников в 2015-2017 гг. составляла от 9 до 13% общей суммы доходов. «Низкие темпы развития внебюджетной деятельности не только увеличивают степень зависимости федеральных центров от одного крупного заказчика (в данном случае Минспорт), но и являются сдерживающим фактором развития их материальной базы, внедрения новых технологий, повышения сервиса оказываемых услуг, что в свою очередь приводит к снижению уровня их конкурентоспособности», - констатировал аудитор.

Проверка выявила несоответствие количественных показателей Единого календарного плана, предусматривающего проведение мероприятий на базах спортивных центров, и показателей госзаданий, установленных для этих центров. К примеру, в 2016 г. тренировочному центру «Юг Спорт» государственным заданием запланировано на 12 спортивных мероприятий больше, чем предусмотрено Единым календарным планом, в 2017 г. учебно-тренировочному центру «Новогорск» - на 19 мероприятий больше, чем в Едином календарном плане. Сложившаяся ситуация свидетельствует об отсутствии координации со стороны Минспорта двух взаимосвязанных процессов планирования деятельности тренировочных центров.

Кроме того, Минспорт допустил нарушение условий предоставления субсидии на иные цели, повлекшее риски нецелевого использования бюджетных средств.

Так, в 2016 г. тренировочная база «Ока» направила в Минспорт заявку на получение целевой субсидии для проведения работ по огнезащитной обработке конструкций ледового дворца. Однако Минспорт предоставил учреждению целевую субсидию на проведение капитального ремонта. В 2017 г. тренировочная база «Ока» вновь обратилась в Минспорт с обращением об использования остатка предоставленной целевой субсидии в объеме 2,2 млн руб. на проведение огнезащитной обработки здания ледового дворца. На основании указанного обращения Минспорт дал согласие на использование остатка субсидии на данные работы, несмотря на то, что они не связаны с условием ранее заключенного соглашения. «Таким решением Минспорт не только допустил нарушение условий предоставления целевой субсидии, но и создал риски нецелевого использования бюджетных средств тренировочным центром «Ока»», - подчеркнул аудитор.

Коллегия приняла решение направить представления в Минспорт России и ФГБУ «Тренировочный центр сборных команд России «Озеро Круглое». Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*В настоящее время для подготовки спортивных сборных команд России используются базы 5 федеральных спортивно-тренировочных центров:

- ФГБУ «Тренировочный центр сборных команд России «Озеро Круглое»;

- ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки»;

-ФГБУ «Тренировочный центр спортивной подготовки сборных команд России «Крымский»;

- ФГБУ «Учебно-тренировочный центр «Новогорск»;

- ФГБУ «Республиканская учебно-тренировочная база «Ока» г. Алексин».

 


Материалы по теме

Наверх