РУС ENG 

В 2017 г. в доход государства поступило около $3,3 млрд от реализации СРП

16 Октября 2018 г.

Счетная палата провела очередную проверку деятельности органов государственной власти и компаний-операторов по реализации действующих соглашений о разделе продукции (СРП) за 2017 год.

В настоящее время в России реализуется 3 соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское СРП»).

За весь период их реализации добыто почти 179 млн тонн нефти с конденсатом, 249,5 млрд кубометров газа, произведено около 92 млн тонн сжиженного газа. Объем выручки от реализации углеводородов в сравнении с 2016 г. вырос на 27,7% и составил $10,6 млрд за счет роста котировок нефти. Совокупные затраты с начала работ составили порядка $77 млрд, из которых $3,8 млрд - затраты 2017 г. Все затраты, подлежащие возмещению, с начала работ составили $69,6 млрд, из них за 2017 г. – $3,5 млрд. «Доход государства за весь срок действия проектов составил $41,3 млрд. Из них $24,9 млрд поступили в федеральный бюджет, $16,4 млрд - в региональные. В 2017 г. государство в целом получило около $3,3 млрд», - сообщил в ходе выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты Александр Жданьков.

Счетная палата неоднократно обращала внимание на наличие ряда системных проблем в области реализации СРП. Многие рекомендации Счетной палаты были учтены, и часть проблем уже постепенно решается, в том числе вопрос передачи в собственность государства имущества, созданного при выполнении СРП.

«По Сахалину-1 государству передано право собственности по 10 объектам. Сейчас идет процесс передачи прав на 45 объектов недвижимости. По Харьягинскому СРП 81 объект недвижимости передан в собственность государства еще в 2016 году. По Сахалину-2 передача имущества возможна только после 2021 г., так как сейчас оно находится в залоге», - отметил аудитор.

Кроме того, по рекомендации Счетной палаты Минэнерго совместно с заинтересованными госорганами и операторами разработало соответствующие порядки передачи в федеральную собственность имущества, созданного в результате реализации проектов, а также порядки выбытия федерального имущества из пользования операторов отдельно по каждому проекту. Однако указанные порядки достаточно продолжительное время находятся на согласовании во многом из-за недостаточного межведомственного взаимодействия.

Также Счетная палата в очередной раз обратила внимание на недостаточное участие в реализации СРП российских специалистов и организаций. Согласно отчетности операторов СРП, в 2017 г. доля российских подрядных организаций в общем объеме заключенных контрактов составила: по проекту «Сахалин-1» - 48,9%, по проекту «Сахалин-2» - 67,3%, по проекту «Харьягинское месторождение» - 93%. Однако проверкой установлено, что субподрядные работы по контрактам зачастую выполняют иностранные учредители российских подрядчиков или их аффилированные лица. В результате прибыль от контрактов достается иностранным исполнителям, а значит и налоги уходят за рубеж.

Несмотря на то, что по итогам 2017 г. число российских специалистов оператора «Сахалин-1» выросло, большинство руководящих должностей по-прежнему занимают иностранцы. В таких ключевых областях, как бурение и геология, российскими специалистами занято всего от 14% до 20% должностей. При этом ежегодно за счет возмещаемых затрат происходит обучение российского персонала, однако замещение иностранного руководящего персонала на российских работников движется медленно.

Отдельное внимание в ходе проверки Счетная палата уделила расходам, рекомендуемым к исключению из возмещаемых затрат по итогам прошлых контрольных мероприятий. «Из $113,4 млн, которые Счетная палата предлагала к исключению из возмещаемых затрат по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 за 2012-2016 годы, исключены всего $15 млн. Отложено рассмотрение еще $22,3 млн. Остальные $76,1 млн приняты к возмещению. За 2017 год по итогам проверки мы рекомендуем к исключению из возмещаемых затрат по трем проектам порядка $1,2 млн», - сообщил аудитор.

По итогам проверки принято решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минэнерго России, Минприроды России, Росимущество, ФТС России, Роспатент, Правительство Сахалинской области, Администрацию Ненецкого автономного округа и компании-операторы проектов, а также обращение – в ФАС России.


Материалы по теме

Наверх