РУС ENG 

Процедура ликвидации НПФ требует доработки

27 Февраля 2019 г.

Рынок негосударственных пенсионных фондов стабилизируется – с середины 2016 года ликвидация НПФ происходит в основном за счет слияния или присоединения к более крупным игрокам. В то же время на момент проверки Счетной палаты* в декабре 2018 года 55 организаций находились в стадии принудительной ликвидации.

Проверка показала, что Центральный банк РФ в основном сформировал нормативную базу по ликвидации НПФ, однако она еще требует доработки. Из 32 нормативных документов, принятие которых предусмотрено федеральными законами, на конец 2018 года действовали только 27. «Не принято 4 документа, причем один из них уже утратил свою актуальность, так как не осталось фондов, к которым его можно применить. Один вопрос урегулирован частично. При этом сроки принятия нормативных документов Банка России неоправданно затягиваются — до 3,5 лет после принятия соответствующих норм законов», - отметил на Коллегии аудитор Андрей Перчян.

Центробанк также медлил с принятием решений по отдельным негосударственным пенсионным фондам. Порой с момента их проверки до отзыва лицензии проходило 3,5 - 7 месяцев, что создавало условия для утраты активов** НПФ.

«Медлительность Банка России при ликвидации недобросовестных пенсионных фондов была связана с попыткой минимизировать ущерб и уменьшить размер дыры в капитале НПФ», – объяснил ситуацию первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов.

Еще один фактор, который влияет на срок ликвидации НПФ – законодательство. В соответствии с ним даже очевидного банкрота нельзя признать несостоятельным, пока не реализовано все его имущество. Поэтому Агентству по страхованию вкладов приходится организовывать торги и только затем АСВ может обратиться в арбитражный суд. Помимо времени, такая процедура требует дополнительных средств. Фактически эта норма не действует, Агентство направляет заявление в арбитраж до полной продажи имущества НПФ.

Не работает и другое положение закона «О негосударственных пенсионных фондах» – о промежуточном ликвидационном балансе. В некоторых случаях этот документ параллельно должны составлять временная администрация и АСВ. Но Банк России этого не требует, чтобы не дублировать работу ликвидатора. Счетная палата предлагает изменить данные нормы или отменить их.

Проверка показала, что в ходе ликвидации НПФ некоторые финансовые вопросы остаются открытыми. В частности, на законодательном уровне нет решения, куда направлять профицит. Речь идет о средствах, которые остаются в некоторых фондах после удовлетворения всех требований кредиторов НПФ. На 1 ноября 2018 года сумма такого профицита составила 598,7 млн рублей, но порядок использования не установлен, и средства просто хранятся на счетах АСВ.

По итогам проверки Счетная палата предложила Банку России совместно с Министерством финансов проработать меры по устранению выявленных недочетов, в том числе по совершенствованию действующего законодательства.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Центральный банк РФ и ГК «Агентство по страхованию вкладов», отчет – в палаты Федерального Собрания.

 

Справочная информация:

*«Проверка реализации в 2014-2017 годах и за истекший период 2018 года мер по ликвидации негосударственных пенсионных фондов, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

**Ценные бумаги, в которые НПФ вложил пенсионные средства, недвижимость и прочее имущество


Материалы по теме

Наверх