Реализация госпрограмм на территории Северного Кавказа не обеспечила опережающих темпов развития макрорегиона

Press center
December 27, 2019
188 views
Orlova Svetlana Yurevna
Orlova Svetlana Yurevna

Share

Меры поддержки Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) не обеспечили ему опережающих темпов социально-экономического развития.

Меры поддержки Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) не обеспечили ему опережающих темпов социально-экономического развития. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам оценки выполнения госпрограмм* на территории Северного Кавказа.

«Пока не удалось переломить тенденцию отставания в таких показателях как «индекс промышленного производства», «ВРП на душу населения», «темпы роста жилищного строительства», «уровень безработицы» и «темп роста реальных денежных доходов». Так, ВРП на душу населения по СКФО за 2017 год был меньше среднероссийского в 2,5 раза. Различные преференциальные режимы и льготы, применяемые на территории региона, не обеспечили приток инвестиций и новые рабочие места», - сообщила на Коллегии аудитор Светлана Орлова.

Анализ выявил системные недостатки, препятствующие достижению целей комплексного развития Северного Кавказа.

В частности, недостаточно проработаны «специальные разделы» госпрограмм, которые были сформированы для решения вопросов опережающего развития приоритетной территории Северного Кавказа. Как показал анализ, министерства формально подошли к формированию этих «спецразделов». В результате из 183 показателей «спецразделов» 57 - не позволяют охарактеризовать динамику развития региона, в 74 – нет среднероссийского значения, а по 22 – представлены неполные сведения. Задачи координации деятельности по реализации госпрограмм на территории СКФО Минкавказом не решены.

«Мы понимаем, что этот инструмент работает не многим более года, но уже видно, что комплексного подхода к решению проблем Северного Кавказа он не обеспечивает. Необходимо провести анализ показателей «спецразделов» госпрограмм на объективность и актуальность», - констатировала Светлана Орлова.

Всего в 2018 году на реализацию госпрограмм на территории СКФО было направлено 323,6 млрд рублей, на 23,3% больше чем было в 2017 году. При этом около 77% этих расходов – это средства федерального бюджета. Основной объем этих средств (169,4 млрд рублей) – дотации субъектам Северного Кавказа. Все бюджеты социально ориентированные: свыше 50% составляют расходы на образование и социальную политику. «Несмотря на значительную поддержку из федерального бюджета, кардинальных изменений в структуре доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО не происходит. Необходимо расширять налоговой потенциал, привлекать инвестиции, повышать качество управления региональными финансами», – подчеркнула Светлана Орлова.

Режим особых экономических зон, созданных на территории туристического кластера в СКФО, не оказал существенного влияния на социально-экономическое развитие региона, не обеспечил увеличение инвестиций и создание новых рабочих мест, повышение качества жизни граждан и рост конкурентных преимуществ макрорегиона.

Первый заместитель Министра финансов Леонид Горнин согласился с неэффективностью работы госпрограмм, а также отметил важность развития экономической активности и роста собственного налогового потенциала макрорегиона. «Безусловно, нам нужно вместе с нашими коллегами по новому посмотреть на роль и задачи программ в целом, в том числе и по Кавказскому региону. Может быть, и направления поддержки надо переакцентировать в этом отношении», – отметил он.

На Коллегии также были отмечены недостатки стратегического планирования развития СКФО. Федеральные органы исполнительной власти не организовали работу по координации и корректировке документов стратпланирования. Не была утверждена Стратегия социально-экономического развития, не приняты меры по актуализации Стратегии СКФО и региональных стратегий. «В результате у нас нет стратегического видения развития СКФО и в целом курортов Северного Кавказа», – констатировала Светлана Орлова.

Заместитель Министра экономического развития Сергей Галкин поддержал выводы Счетной палаты о недостатках в работе по подготовке документов стратпланирования и формированию индикаторов «спецразделов» госпрограмм. «Отсюда вытекает проблематика, связанная с механизмами достижения показателей, которые в разных ведомствах находятся в разных комбинациях и пропорциях. Они доводятся до субъектов и, как следствие, получается такое лоскутное одеяло из мер поддержки, направленных на территорию», - подчеркнул Сергей Галкин. Он также отметил, что при подготовке Стратегии макрорегиона замечания Счетной палаты будут учтены.

Еще одна проблема, которая, по мнению Счетной палаты, препятствует экономическому росту в СКФО - отсутствие квалифицированных кадров и достоверных данных о требующихся специалистах. «В целях максимального удовлетворения потребностей экономики СКФО в человеческом капитале необходимо использовать потенциал и опыт профильных ВУЗов России в приоритетных для данного региона секторах – туризме, сервисе, строительстве, сельском хозяйстве», - считает Светлана Орлова.

В Минкавказе с выводами Счетной палаты также согласны и готовы работать над исправлением недостатков. Как отметил присутствующий на Коллегии Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, министерство уже разработало новую Стратегию развития СКФО, сейчас документ находится в Минэкономразвития. «Мы работаем вместе с Правительством, и я думаю, что вместе мы сделаем неплохую стратегию. Причем мы здесь возьмем передовой опыт Счетной палаты. Ваша новая стратегия лаконичная и четкая, все изложено концентрированно. Мы будем к этому стремиться. Выводы Счетной палаты помогут нам улучшить работу», - заявил Сергей Чеботарев.

Справочная информация:

*«Оценка выполнения в 2018 году государственных программ Российской Федерации, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа в целях комплексного решения вопросов, связанных с созданием условий для социально-экономического развития Северного Кавказа (с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа)».