Задача обеспечения жильем детей-сирот эффективно не решается

Press center
January 23, 2019
7442 views
Orlova Svetlana Yurevna
Orlova Svetlana Yurevna

Share

My default image

Счетная палата по поручению Совета Федерации провела мониторинг эффективности расходования средств на предоставление жилья детям-сиротам. Он показал, что, несмотря на принимаемые меры, темпы предоставления жилья сиротам по-прежнему не успевают за темпами роста числа нуждающихся. На 1 января 2018 г. численность детей-сирот, стоящих на учете на получение жилья, составила более 258 тысяч человек, из них 65% – старше 18 лет.

«Еще по итогам проверки 2016 года Счетная палата отмечала крайне низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот. Прошло три года, а ситуация только ухудшилась. Если в 2015 году право на жилье не реализовали 79% детей-сирот, то в 2017 году – почти 83%. При этом непредоставление своевременно жилья молодым гражданам препятствует развитию институтов семьи и росту рождаемости», - отметила в ходе выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Казалось бы, законодательство гарантирует предоставление жилья детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет. Однако срок, в течение которого ребенок-сирота должен быть обеспечен жильем, не установлен. В результате длительность ожидания жилья в отдельных регионах достигает 10 и более лет (в Кемеровской области – 12 лет, Забайкальском крае – 14 лет). «Забайкальский край в этом отношении вообще вопиющий пример. В 2016 году при числе очередников в 5 тысяч человек, и несмотря на выделение дополнительных средств из федерального бюджета, жилыми помещениями было обеспечено всего 19 детей-сирот, то есть в 260 раз меньше потребности», - подчеркнула Светлана Орлова.

Отдельная проблема – низкое качество предоставляемого сиротам жилья, а также его приобретение по завышенным ценам. Так, Контрольно-счетная палата Кировской области выявила покупку 131 квартиры для детей-сирот по ценам выше рыночных на общую сумму 30 млн руб. Из выданных квартир – 22 являлись аварийными. А на сумму завышения можно было купить еще 47 квартир.

По-прежнему на низком уровне ведется учет жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами. А в пяти регионах (республики Мордовия и Татарстан, Пермский край, Тульская, Сахалинская области) он вообще не ведется.

За 9 лет (2009-2017 гг.) количество судебных исков в связи с непредоставлением жилья сиротам, достигшим 18-летнего возраста, возросло в 18 раз. По информации Федеральной службы судебных приставов, в 2017 г. число неисполненных исполнительных производств увеличилось на 5%. Рост судебных разбирательств привел к тому, что в 2016 г. в 6-ти регионах жилье предоставлялось исключительно по судебным решениям, а в 2017 г. - уже в 9-ти регионах.

Одна из причин сложившейся ситуации – недостаточность финансирования. Несмотря на то, что ежегодно на эти цели выделяется более 30 млрд руб. из бюджетов всех уровней, в некоторых регионах потребность в средствах превышает выделяемые объемы. В ходе мониторинга на недостаточность средств указали более 30% регионов. По оценке Счетной палаты, на текущий момент для обеспечения жильем всех очередников в короткие сроки потребуется около 168 млрд руб., то есть в 5 раз больше, чем выделяется ежегодно.

Однако даже если выделить эти деньги, проблема устранена не будет из-за отсутствия комплексного подхода к ее решению и согласованных действий ответственных органов власти. Так, до настоящего времени не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку и реализацию государственной политики в сфере обеспечения жильем детей-сирот. Функции Минпросвещения сводятся к распределению субсидии и сбору отчетности. Причем даже эти полномочия за министерством не закреплены. «В результате отсутствие четкой компетенции и единой продуманной политики в сфере обеспечения жильем детей-сирот не позволяет понять, как и когда очередь может быть ликвидирована», - констатировала Светлана Орлова.

Об отсутствии комплексного подхода свидетельствует и тот факт, что в 2017 г. более половины построенного и приобретенного жилья для детей-сирот пришлось на 16 регионов (Республика Башкортостан, Красноярский и Пермский края, Астраханская, Владимирская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Челябинская области, г. Москва). При этом в них проживает только треть «очередников».

Кроме того, даже в тех регионах, где ведется активное строительство жилья для сирот, существуют проблемы с трудоустройством. Например, в Кировской области из-за отсутствия работы и возможности обучения не используются 270 квартир, выданных детям-сиротам.

По итогам мониторинга Счетная палата повторно* рекомендовала Правительству определить на федеральном уровне уполномоченный орган, который будет обеспечивать общее нормативно-правовое регулирование вопросов обеспечения жильем детей-сирот. В свою очередь этому органу необходимо проработать вопрос о подготовке ведомственного проекта, целевым ориентиром которого должно стать формирование (в плановом или опережающем режиме) спецжилфонда для своевременного предоставления жилья сиротам. Кроме того, уполномоченному органу предлагается совместно с регионами разработать специальные программы мобильности, содействующие добровольной миграции детей-сирот в иную местность для получения образования, жилья и последующего трудоустройства.

Счетная палата также предложила Правительству оценивать деятельность первых лиц регионов на основании конкретных результатов в сфере предоставления жилья детям-сиротам.

Присутствующая на Коллегии замминистра просвещения Татьяна Синюгина согласилась с выводами Счетной палаты о неэффективности действующего механизма жилищного обеспечения сирот и рассказала о том, что именно министерство планирует делать для скорейшего решения этой проблемы. «Мы сосредоточимся на двух направлениях. Первое – это контроль за сохранностью того жилья, которое имеет ребенок, оставшийся без попечения родителей (унаследованное или предоставленное). И второе – это работа над поиском новых эффективных механизмов, которые приведут к уменьшению очереди», - подчеркнула она.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Минпросвещения России, отчет – в палаты Федерального Собрания.

*Ранее Счетная палата проверяла жилищное обеспечение детей-сирот в 2016 году