Механизм ОЭЗ по-прежнему неэффективен для российской экономики

Пресс-релиз
22 октября 2018
6577 просмотров
Share

My default image

Автор фото: Смертин Павел

Счетная палата провела анализ работы особых экономических зон. Несмотря на усилия Правительства, контрольный орган вновь пришел к выводу, что принимаемых мер для того, чтобы механизм ОЭЗ стал эффективным, недостаточно. На сегодняшний день все еще существует ряд проблем, связанных как с созданием, так и с работой ОЭЗ.

В период с 2005 по 2017 гг. на основании постановлений Правительства РФ было создано 36 особых экономических зон (ОЭЗ) на территориях 31 региона.

Одна из важнейших проблем - документ стратегического планирования по единому механизму создания и функционирования инструментов развития территорий России не утвержден. «Его отсутствие является причиной непроработанных управленческих решений, приводящих в ряде случаев к использованию бюджетных средств без достижения требуемого результата», - заявил на Коллегии аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. В результате в 2010-2017 годах в связи с неэффективностью функционирования ОЭЗ и непроработанными управленческими решениями досрочно прекращена деятельность 11 ОЭЗ, на финансирование которых из федерального бюджета было направлено более 4,5 млрд руб. Получается, что указанные средства были использованы без достижения требуемого результата.

По состоянию на 1 сентября 2018 г. на территориях 22 регионов существуют 25 особых экономических зон (ОЭЗ).

В период с 2006 по 2018 г. общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 201,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 131,4 млрд рублей и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 69,8 млрд рублей.

Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры на 1 января 2018 г. за счет всех источников оценивается в 491,9 млрд руб., в том числе за счет бюджетных средств – в 254 млрд рублей.

При этом не определены источники финансирования строительства объектов на сумму 197,8 млрд руб. «Существуют риски их финансирования в последующем за счет средств федерального бюджета», - пояснил аудитор. По сравнению с 2017 г. стоимость объектов инфраструктуры, необеспеченных финансированием, увеличилась в 2,6 раза.

>

По словам аудитора, одной из причин сложившейся ситуации является ненадлежащее исполнение Минэкономразвития, органами исполнительной власти регионов, а также управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению ОЭЗ. Так, (на 1 июля 2018 г.) перечни объектов инфраструктуры не утверждены по 12 из 20 ОЭЗ, по которым заключены соглашения о передаче полномочий по управлению субъектам Российской Федерации. Создание и развитие ОЭЗ осуществлялось достаточно медленно, в том числе затягивались сроки строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ, что в ряде случаев приводило к росту стоимости строительства.

На 1 июля 2018 г. порядок компенсации затрат органам исполнительной власти регионов на создание инфраструктуры ОЭЗ не утвержден. Созданные объекты инфраструктуры в ряде случаев не эксплуатируются в основном по причине невозможности обеспечить необходимую нагрузку, соответствующую проектной мощности указанных объектов. Доля загрузки объектов инфраструктуры ОЭЗ ориентировочно составляет 48%.

Доля используемых резидентами земельных участков в общей полезной площади особых экономических зон также достаточно низкая и составляет по состоянию на 1 января 2018 г. ориентировочно 38%, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении со стороны управляющих компаний и регионов.

За 12 лет общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 292,1 млрд руб. В то же время наибольший объем (66,7%) привлечен резидентами трех ОЭЗ: в Республике Татарстан («Алабуга»), в Липецкой области, в г. Санкт-Петербурге.

С учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета с общим объемом привлеченных инвестиций до сих пор нельзя признать эффективными 10 из 25 действующих ОЭЗ, в том числе: ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ПОЭЗ «Ульяновск», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ ТВТ «Иннополис», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа». Объем средств федерального бюджета, направленных на их финансирование - 55,1 млрд руб., объем привлеченных инвестиций – 7,6 млрд руб.

«Условно эффективными можно признать деятельность только некоторых ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой, в г. Санкт-Петербурге, так как в основном по данным зонам объем осуществленных резидентами инвестиций существенно превысил объем вложенных средств федерального бюджета. Однако данные ОЭЗ изначально создавались в субъектах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом», - отметил Сергей Агапцов.

По мнению Счетной палаты, Правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ требуют доработки, так как исходя из используемых Минэкономразвития показателей невозможно оценить рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, доступность санаторно-курортной сферы, рост новых видов продукции и технологий за счет механизма ОЭЗ. Плановые и фактические показатели отчета Минэкономразвития об оценке эффективности функционирования особых экономических зон не соответствуют госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика».

По результатам проверок установлены и иные недостатки и нарушения, связанные с созданием и функционированием особых экономических зон.

Коллегия приняла решение направить информационные письма Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Алексей Кудрин: наши инициативы поддержит все мировое сообщество аудиторов

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин встретился с Президентом Счетного суда Австрийской Республики и по совместительству Генеральным секретарем ИНТОСАИ Маргит Кракер и рассказал ей о планах Счетной палаты в качестве президента ИНТОСАИ.

1 д назад
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

Исполнение бюджета вновь отметилось антирекордами: в 2019 г. зафиксирован самый низкий уровень расходов за 11 лет

Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь – декабрь 2019 года.

11 февраля 2020
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

План проверок Счетной палаты на 2020 год

Счетная палата публикует в открытом доступе перечень проверок на 2020 год.

10 февраля 2020
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

В Счетной палате прошла стратегическая сессия «О приоритетах развития Северного Кавказа»

Обеспечение экономической стабильности в СКФО - важная часть совершенствования государственной политики страны. Северный Кавказ - уникальный историко-культурный регион, обладающий большим экономическим потенциалом и рядом конкурентных преимуществ, в том числе по демографическому ресурсу и климатическим условиям.

7 февраля 2020
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

Проведение удаленных аудитов с использованием единых информационно-аналитических систем

В журнале ИНТОСАИ вышла статья директора Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Михаила Петрова, начальника отдела Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Ксении Косташ и и.о. директора-начальник управления Федерального казенного учреждения «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий» Счетной палаты РФ Александра Чистобородова «Проведение удаленных аудитов с использованием единых информационно-аналитических систем». С переводом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Алексей Кудрин: в течение 2 лет процент стратаудита в проверках Счетной палаты увеличится до 15-20%

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин обсудил с послом США Джоном Салливаном состояние российско-американских отношений. Стороны отметили усиление сотрудничества между контрольными ведомствами двух стран, в том числе благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании в сентябре прошлого года.