РУС ENG 

Счетная палата проверила реализацию прогнозных планов приватизации федерального имущества

6 Марта 2012 г.
В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты Российской Федерации, заседание которой вёл заместитель Председателя Счетной палаты Валерий Горегляд, рассмотрела результаты проверки подготовки и реализации прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества на 2010 - 2013 годы. С сообщением выступил аудитор Игорь Васильев. 

Проверка показала, что, несмотря на отдельные недостатки, с точки зрения государственных интересов процесс приватизации федерального имущества в 2010-2011 годах в целом соответствовал целям основополагающих документов государственной политики в области приватизации, включая принятие законодательных и нормативно правовых актов о приватизации, направленных на создание комфортных условий для бизнеса.

Доходы от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, прогнозировались на 2010 год в сумме 18,0 млрд. рублей, на 2011 год - 6 млрд. рублей (без учета продажи крупнейших объектов). Фактически в 2010 году в федеральный бюджет поступило 14,9 млрд. рублей (в основном за счет продажи пакетов акций из программ приватизации за предыдущие годы) или 82,7% от прогноза, в 2011 году - 126,1 млрд. рублей (с учетом продажи крупнейших пакетов акций). 

Основные причины невыполнения программ приватизации связаны с отсутствием у большинства организаций документов на объекты недвижимого имущества, оформленных в установленном порядке; отсутствием оформления технической документации и регистрации прав на принадлежащее им имущество; бездействием руководства ФГУП при проведении приватизационных процедур; несоблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми приватизация зданий, строений, сооружений промышленного назначения без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается; не обеспеченностью качественными информационными ресурсами, основанными на использовании единых федеральных информационных систем и баз данных (реестров).

Объективно определить объем средств федерального бюджета, израсходованных на подготовку и реализацию прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества за тот или иной период, не представляется возможным, так как из-за отсутствия инструментария (учета) практически невозможно выделить затраты на приватизацию из общей суммы израсходованных средств федерального бюджета. 

Деятельность Росимущества по формированию вертикально-интегрированных структур (ВИС) требует кардинального улучшения, так как систематическое нарушение сроков, установленных многими указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации в части формирования ВИС, нельзя признать удовлетворительной. Срыв сроков формирования этих структур противоречит самим целям их создания: «развития и повышения эффективности в соответствующих секторах экономики», основополагающим документам государственной политики на современном этапе: «приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики», а также не позволяет задействовать резервы пополнения доходной части бюджета.

Коллегия решила направить представления Счетной палаты в Минэкономразвития России и Росимущество, а также информационное письмо - в Минфин России. Отчет и информация об основных итогах контрольного мероприятия направляются в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Наверх