РУС ENG 

Счетная палата проверила расходование госсредств на воспроизводство минерально-сырьевой базы

16 Июля 2012 г.
6 июля Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности и целесообразности использования недр и иной федеральной собственности, расходов государственных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Российской Федерации в период 2008-2011 годов. С сообщением выступил аудитор Михаил Одинцов.

На Коллегии отмечалось, что минерально-сырьевая база России является главным источником формирования доходной части федерального бюджета и основой экономической безопасности государства. Поступления от использования минерально-сырьевой базы обеспечивают около 60 процентов всех доходов бюджета Российской Федерации и 70 процентов прочих валютных поступлений. 

Российская Федерация обладает достаточно крупным сырьевым потенциалом по большинству полезных ископаемых и относится к мировым лидерам по наиболее ликвидным минеральным сырьевым компонентам. Однако по отдельным, достаточно важным для экономики государства полезным ископаемым, сроки исчерпания рентабельных запасов не выходят за рамки 2013-2025 годов. Причиной сложившейся тенденции является длительная стагнация поисковых и геологоразведочных работ, обусловленная резким снижением их финансирования с 1990 года. Государственные инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы составляют менее половины процента от расходной части федерального бюджета (в зарубежных государствах - от 2 до 5 процентов).

Объем средств, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2008-2011 годах, составил 865,4 млрд. рублей, из которых за счет федерального бюджета - 81,5 млрд. рублей. На цели воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых направлено 23,8 млрд. рублей. Объем бюджетных ассигнований на указанные цели в проверяемом периоде сократился на 23 процента.

В ходе проверки выявлено, что прирост запасов и прогнозных ресурсов получен только по 41 из 150 видов твердых полезных ископаемых (27,3 процента от общего количества), из которых прирост запасов - только по 29 видам. В проверяемом периоде не разведано ни одного месторождения по 41 виду твердых полезных ископаемых, в том числе по 5 стратегическим видам. Уменьшение запасов наблюдается по 90 видам. Сокращение объемов добычи - по 44 видам твердых полезных ископаемых. Запасы по 10-ти из 29 видов стратегических твердых полезных ископаемых уменьшились. По 9 видам стратегических ТПИ имел место незначительный прирост запасов.

Сокращение объемов запасов полезных ископаемых по большинству видов твердых полезных ископаемых не обеспечивает выполнение основных задач геологической отрасли на долгосрочную перспективу.

Кроме того, на Коллегии отмечалось, что предусмотренный статьей Закона Российской Федерации «О недрах» федеральный фонд резервных участков недр не сформирован. Нормативный правовой акт, устанавливающий меры по формированию необходимых и достаточных объемов складских запасов стратегических видов минерального сырья, до настоящего времени не подготовлен.

Коллегия решила направить представления в Роснедра России, ФГУ НПП «Росгеолфонд», ФГУП «Геолэкспертиза», ФБУ «ГКЗ», а также информационное письмо в Правительство России, обращение - в Генпрокуратуру России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Наверх