РУС ENG 

ФТС не использует программное обеспечение, на разработку которого израсходовано $2,5 млн.

19 Мая 2014 г.

Здание стационарного инспекционно-досмотрового комплекса в г. Новороссийск, построено в 2009 году, стоимость более 200 млн. рублей.

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка полноты, своевременности и достоверности учета, эффективности управления и распоряжения федеральным имуществом с учетом обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, в 2012 году и истекшем периоде 2013 года (при необходимости в более ранние периоды)». С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

Результаты проверки показали, что Федеральная таможенная служба (ФТС) в целом обеспечивает эффективность управления и распоряжения федеральным имуществом с учетом задач, возложенных на таможенные органы.

Однако ФТС не обеспечила внедрение и использование инновационных подходов и решений в программных средствах в деятельность таможенных органов.

«В период 2012-2013 гг. ФТС внедрила в деятельность таможенных органов 34 программных продукта, общие расходы на их создание превысили 590 млн. руб.», - отметил аудитор. Совершенствование программного обеспечения связано с применением системы управления рисками, прогнозированием доходов, контролем деятельности территориальных таможенных органов и электронным декларированием товаров участниками внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем из-за недостатков в работе программ таможенные органы не внедрили в свою деятельность ряд продуктов из состава ИРС «Доход», связанных с учетом штрафов и задолженности участников внешнеэкономической деятельности, применением льгот.

Также они не используют в практической деятельности программу АС «Витязь», которая предназначена для выявления и расследования преступлений. На ее разработку израсходовано $2,5 млн. за счет средств займа между РФ и МБРР. Кроме того, 61,5 млн. руб. было израсходовано на внедрение в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, включая поставку необходимого оборудования и неисключительных прав на использование программного обеспечения.

«Уровень межведомственного взаимодействия является недостаточным, это оказывает негативное влияние на учет и эффективность использования федерального имущества для решения задач таможенных органов», - отметил Сергей Штогрин.

Таможенные органы и территориальные управления Росимущества не соблюдали сроки, связанные с учетом имущества таможенных органов в реестре федерального имущества. Государственная регистрация права собственности РФ на недвижимое имущество осуществляется медленными темпами.

Аудитор высказал замечания в части эффективности использования федеральной собственности: в 2009 г. за счет бюджетных средств в морских портах Новороссийск, Большой порт Санкт-Петербург были построены стационарные инспекционно-досмотровые комплексы контроля крупногабаритных грузов общей стоимостью более 500 млн. руб. Однако они не были переданы на баланс таможенных органов и для проведения досмотров перемещаемых грузов в течение трех лет не использовались. В результате таможенники применяли для таможенного контроля мобильные инспекционные досмотровые комплексы.

Некоторые объекты не достроены и не используются из-за неисполнения контрактов. Их балансовая стоимость и сумма перечисленных авансов по неисполненным контрактам составляет 2,1 млрд. руб. При этом принимаемые меры по взысканию задолженности не приносят результаты.

В течение 18 лет с даты безвозмездной передачи Балтийской таможне Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга не используется двухэтажное здание по адресу: г.Кронштадт, ул.Посадская, д.54. До настоящего времени не решены вопросы, как государственной регистрации прав на объект балансовой стоимостью 50,177 тыс. рублей, так и его использования.

FTS_2.jpg

Неиспользуемое здание в г. Кронштадте

Также проверка выявила неэффективное использование технических средств контроля. С июня 2011 г. по настоящее время в связи с закрытием пункта пропуска «Василеостровский грузовой район» не используются стационарные таможенные системы обнаружения ДРМ «Янтарь» общей балансовой стоимостью 3,9 млн. рублей.

Практически не применяется в Мурманской таможне новое судно, стоимостью 33 млн. рублей, поступившее в таможню в сентябре 2012 года. Судно осуществило в 2012 году 2 выхода, в 2013 году – 6 выходов. Данное судно для таможенного контроля не использовалось.

FTS_3.jpg

Судно ТС-526

В связи с затянувшимся принятием территориальным управлением Росимущества по Москве решения по передаче с баланса предприятия ФГУП «Ростэк» неиспользуемого имущества на период контрольного мероприятия не решены вопросы об эффективном использовании 9 объектов федеральной собственности балансовой стоимостью 10,6 млн. руб.

«С 2011 года не решен вопрос эффективного использования 25 мобильных криминалистических лабораторий балансовой стоимостью 6,9 млн. руб. за единицу», - отметил аудитор. - «Необходимость в них отпала в результате проведенных оргштатных мероприятий, а запланированная передача лабораторий Следственному комитету затянулась».

FTS_4.jpg

Криминалистическая лаборатория на базе Шевроле Kodiak 4500

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство РФ и Росимущество, представление - руководителю ФТС. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в Государственную Думу и Совет Федерации.


Ключевые факты

  1. ФТС не обеспечила внедрение и использование инновационных подходов и решений в программных средствах в деятельность таможенных органов
  2. Недостаточный уровень межведомственного взаимодействия оказывает негативное влияние на учет и эффективность использования федерального имущества
  3. В 2012-2013 гг. ФТС внедрила в деятельность таможенных органов 34 программных продукта, общие расходы на их создание превысили 590 млн. руб.
  4. Не используется программа АС «Витязь», предназначенная для выявления и расследования преступлений. На ее разработку израсходовано $2,5 млн.

  5. Некоторые объекты не достроены и не используются из-за неисполнения контрактов. Их балансовая стоимость и сумма перечисленных авансов по неисполненным контрактам составляет 2,1 млрд. руб. 

Материалы по теме

Наверх