РУС ENG 

Деятельность по господдержке малого и среднего бизнеса недостаточно эффективна и малорезультативна

23 Мая 2014 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования субъектами Российской Федерации субсидий в 2012 и 2013 гг. на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), а также обоснованности критериев, используемых при распределении между субъектами Российской Федерации указанных субсидий». С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

Согласно выводам проверки, в настоящее время создана достаточная нормативная правовая база, регламентирующая процесс предоставления субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП). Вместе с тем в ходе мероприятия было выявлено множество системных проблем и недостатков, которые не позволяют использовать средства федерального бюджета максимально эффективно.

Главные недостатки: бюджетные средства доводятся до регионов в конце года; применяются необоснованные критерии в ходе конкурсных процедур; отсутствуют взаимосвязи между результативностью мероприятий и целями и объемами финансирования. По мнению аудитора, в этом просматриваются признаки формального освоения бюджетных средств в серьезных масштабах.

«Бюджетные средства перечисляются субъектам Российской Федерации во втором полугодии, по мероприятиям капитального строительства – в 4 квартале, - отметил Сергей Агапцов. - В 2013 году заседания конкурсных комиссий начинались в мае и заканчивались в декабре. В ряде случаев на освоение федеральных средств у субъектов Российской Федерации оставалось меньше 10 дней. Кто может объяснить, каким образом за эти несколько дней субъект должен не только освоить выделенные средства, но и достигнуть установленных показателей результативности? Мы аргументированных ответов на данный вопрос от коллег из Минэкономразвития России, к сожалению, так и не получили».

Подобная ситуация, по его мнению, говорит о сугубо формальном подходе к вопросу выделения субсидий и контролю их использования. «Отдельно отмечу Волгоградскую область, где субсидии в размере 70 млн. рублей использовались в течение 8 лет без достижения результата, а затем в 2014 году были возращены в федеральный бюджет», - пояснил он.

Согласно результатам проверки, на сегодняшний момент деятельность Минэкономразвития РФ по государственной поддержке МСП в рамках распределения субсидий регионам РФ представляется недостаточно эффективной и малорезультативной. Ведомством не обеспечен достаточный уровень контроля за порядком использования субсидий, которые предоставляются регионам, несмотря на имеющуюся задолженность по возврату неиспользованных средств в федеральный бюджет.

Ряд регионов в течение нескольких лет не выполняли свои обязательства по возврату средств федерального бюджета. Так, несмотря на задолженность перед федеральным бюджетом с 2011 г. в 97 млн. рублей, Оренбургской области в 2013 г. по итогам конкурсного отбора были выделены новые субсидии 
в объеме 90,8 млн. рублей.

Используя существующую методику, невозможно оценить реальный охват субъектов малого и среднего бизнеса мерами господдержки, так как одно юридическое лицо может быть учтено несколько раз. При этом в 2013 году более половины предпринимателей не были осведомлены о реализуемых мерах господдержки.

Кроме того, отмечаются недопустимо низкие темпы ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. Причем данная ситуация продолжается на протяжении нескольких лет. В частности, из 10 объектов капитального строительства, подлежащих вводу в 2012 г., введено в эксплуатацию только 5 объектов, в 2013 году 3 из 9. Почти половина бюджетных средств (40 %; 720,2 млн. рублей), выделенных в 2013 году на софинансирование строительства объектов капитального строительства, регионами не была освоена.

По мнению аудитора, механизм предоставления субсидий, регламентированный постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178, требует серьезной доработки. Необходимо повысить качество бюджетного планирования, усовершенствовать систему оценки мероприятий и их результативности, а также нарастить уровень контроля порядка использования субсидий регионами. По мнению Счетной палаты, существующий подход Минэкономразвития России является формальным, начиная с установления плановых показателей и распределения субсидий, вплоть до оценки эффективности реализованных мероприятий.

В соответствии с госпрограммой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 гг.» федеральные субсидии региональным бюджетам предоставлялись, в том числе, на софинансирование поддержки кредитования малых форм хозяйствования; поддержку начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ; оформление земельных участков в собственность КФХ.

Как отмечается в отчете аудитора, реализация целевых программ на селе позволила повысить заинтересованность сельского населения в предпринимательстве, стимулировать рост потребительского спроса на ресурсы для развития сельского хозяйства, в том числе на сельхозтехнику и животных. Кроме того, эти программы позволили в 2012 г. дополнительно создать свыше 11 тыс., а в 2013 г. – 6 тыс. постоянных рабочих мест.

В то же время, результаты проверок свидетельствуют о том, что система поддержки МСП в агропроме требует дальнейшего развития. Объем кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования в сельском хозяйстве, в 2012 году (с учетом переходящих кредитов и займов прошлых лет) составил 100,6 млрд. рублей. Что в общем объеме кредитов и займов, направленных на развитие сельхозпроизводства составило 11,9%. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных КФХ, личными подсобными хозяйствами, сельхозкооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности, в 2012 году составил 76,3 млрд. рублей, или 12% от всего объема субсидируемых кредитов и займов. Между тем малыми формами хозяйствования производится более половины всей отечественной сельхозпродукции, в том числе 25,5% зерновых и зернобобовых культур, 89% картофеля, 83,7% овощей, 33% скота и птицы на убой, 54,2% молока.

Что же касается оформления земельных участков в собственность, то, как сообщил Минсельхоз, средства по этому направлению в полном объеме не освоены из-за отсутствия у регионов потребности в данном виде господдержки. По данным ведомства, полностью отказались от субсидий по этому виду поддержки 9 регионов страны.

По мнению Счетной палаты, это свидетельствует о низком качестве планирования и управления Минсельхозом финансовыми ресурсами при формировании бюджетных проектировок на соответствующий финансовый год по данному виду господдержки. К тому же, по этому мероприятию не был выполнен ее целевой показатель: при плане в 240 тыс. га, оформленных в собственность КФХ, фактически в 2013 году было оформлено лишь 159 тыс. га, или 66,3%.

Из-за отсутствия разработанной Минсельхозом РФ отчетности по выполнению установленных целевых показателей по производству скота и птицы на убой в живом весе в крестьянских (фермерских) хозяйствах, заложенных в ведомственных целевых показателях, оценить их выполнение в 2012-2013 гг. не представляется возможным.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма Первому заместителю главы Правительства РФ И.Шувалову, министру экономического развития А.Улюкаеву, министру сельского хозяйства Н.Федорову. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Совет Федерации и Госдуму.

Дополнительную информацию можно узнать из видеосюжета


Ключевые факты

  1. В 2012 г. регионами РФ не освоены субсидии в размере 7,9 млрд. рублей, в 2013 г. – 4,8 млрд. рублей. 
  2. Главные недостатки: бюджетные средства доводятся до регионов в конце года; применяются необоснованные критерии в ходе конкурсных процедур; отсутствуют взаимосвязи между результативностью мероприятий и целями и объемами финансирования.
  3. Существующая методика не позволяет оценить реальный охват субъектов малого и среднего бизнеса мерами господдержки, так как одно юридическое лицо может быть учтено несколько раз.
  4. Механизм предоставления субсидий требует серьезной доработки, существующий подход является формальным. Необходимо повысить качество бюджетного планирования, усовершенствовать систему оценки мероприятий и их результативности, а также нарастить уровень контроля порядка использования субсидий регионами. 
  5. Система поддержки МСП в агропроме требует дальнейшего развития. Реализация целевых программ на селе позволила в 2012 г. дополнительно создать свыше 11 тыс., а в 2013 г. – 6 тыс. постоянных рабочих мест. Однако объем кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования в общем объеме кредитов и займов, направленных на развитие сельхозпроизводства, составил 11,9%. 

Материалы по теме

Наверх