РУС ENG 

В долгосрочной перспективе фактор КГН не влечет уменьшения поступлений в бюджет

4 июля 2014 г.

М.Стулов/fotoimedia/Фото ИТАР-ТАСС

Счетная палата Российской Федерации и ФНС России провели анализ результативности администрирования уплаты налога на прибыль консолидированными группами налогоплательщиков (КГН). Одновременно Счетная палата завершила контрольное мероприятие «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков». По итогам указанных мероприятий были сделаны следующие выводы.

В 2012 г. в консолидированный бюджет РФ поступил налог на прибыль 2,4 трлн. руб., или 103,7% к уровню поступлений 2011 г., а в 2013 г. – 2,1 трлн. руб., или 88% к уровню 2012 г. При этом налогоплательщики, входящие в КГН, в 2013 г. в консолидированные бюджеты регионов заплатили 348,2 млрд. руб., что на 145,7 млрд. руб., или на 29,5% меньше уровня 2012 г.

На снижение поступления налога на прибыль от КГН в 2013 г. оказали влияние несколько факторов:

- замедление темпов роста экономики и другие факторы, например, индексация налоговых ставок. Недопоступления оцениваются в размере 61,1 млрд. руб.

- рост расходов по амортизационным отчислениям. В связи с вводом в эксплуатацию объектов по крупным инвестиционным проектам недопоступило 68,2 млрд. руб.

- за счет консолидации убытков внутри КГН недопоступило 16,4 млрд. рублей, или 11,2% от общего объема снижения.

При этом в 2013 г. от влияния КГН в 62 регионах поступления налога на прибыль увеличились, в том числе в 17 субъектах – более, чем на 1 млрд. руб. А в 20 регионах уменьшились, из них в 11 – более, чем на 1 млрд. руб.

В бюджет г. Москвы платежи налога в 2013 году в связи с образованием КГН сократились на 34,3 млрд.руб., при этом сокращение произошло почти по всем КГН, участники которых или их подразделения находятся на территории города.

Вместе с тем, введение КГН позволило более справедливо перераспределить налог на прибыль из субъектов - «центров прибыли» (место нахождения головных организаций холдингов) в регионы, где сосредоточено основное производство. Однако в ряде субъектов, не являющихся «центрами прибыли» - Белгородской, Волгоградской, Нижегородской областях и Пермском крае - за 2012 и 2013 годы общие потери доходов от влияния КГН составили более 5 млрд. руб. Аналогично в Республике Карелия и Самарской области потери в 2013 году составили более 1 млрд. руб.

Следует отметить, что фактор КГН не влечет уменьшения платежей в целом в бюджетную систему РФ, если оценивать её на длительном отрезке времени. Так, суммирование прибыли и убытка участников уменьшает консолидированную налоговую базу КГН и налог текущего периода. Без вхождения в КГН организации, получившие эти же убытки, уменьшили бы на них налоговую базу в последующие годы, то есть применили механизм переноса убытков на будущее.

Кроме того, снижение поступлений по налогу на прибыль в значительной степени связано с применением пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов РФ. Такие ставки применялись участниками 8 КГН, в результате налог на прибыль в бюджеты регионов был понижен за 2012 г. на 20,4 млрд. руб., за 2013 г. – на 18, 6 млрд. рублей.

Два года деятельности КГН – недостаточный срок для проведения всестороннего анализа их влияния на доходы бюджетов регионов и национальную экономику в целом. Так в ряде регионов – в республиках Марий Эл, Ингушетия, Дагестан и Калмыкия, в Рязанской, Ивановской и Псковской областях было выявлено снижение поступлений от деятельности КГН в 2012 г., а уже в 2013 г. имело место увеличение платежей. А в Мурманской области поступления в 2013 г. значительно превысили потери в 2012 г.

Счетная палата считает необходимым предложить Правительству инициировать рассмотрение на Трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям вопрос о выделении Белгородской, Волгоградской, Нижегородской и Самарской областям, Пермскому краю и Республике Карелия целевой финансовой помощи в связи со значительными потерями доходов от налога на прибыль организаций и уровнем бюджетной обеспеченности ниже среднероссийского показателя.

  

Справка

С 1 января 2012 г. действуют положения Налогового кодекса, введенные Федеральным законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ, которые позволяют консолидировать взаимозависимых налогоплательщиков для уплаты налога на прибыль.

Целью принятия данного закона являлось:

- снижение негативных эффектов, связанных с перемещением налоговой  базы между субъектами РФ;

- создание для участников КГН преференции, заключающейся в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников групп при исчислении налога на прибыль организаций;

- демотивация применения трансфертных цен по сделкам внутри холдингов в целях минимизации налога на прибыль.

В 2012 г. было создано 11 КГН, объединявших 197 организаций. В 2013 - ещё 4 группы, объединивших во всех 15 КГН 313 организаций. С 1 января 2014 г. образованы 2 КГН, и одна КГН ликвидирована. Сейчас действует 16 КГН, куда входит 398 участников.


Материалы по теме

Наверх