РУС ENG 

Значительные объемы водных биоресурсов экспортируются по контрактам с офшорами

4 августа 2014 г.

С.Холявчук/interpress/Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, организации таможенного контроля в целях обеспечения полноты поступления таможенных платежей в отношении водных биологических ресурсов, продукции из них, судов и оборудования для их добычи и переработки, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (Таможенного союза) в 2013 году и истекшем периоде 2014 года». С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

«Предприятия рыбодобывающей отрасли активно участвуют во внешней торговле водными биологическими ресурсами», - отметил докладчик.

В 2013 году российские пользователи добыли во всех районах Мирового океана и внутренних водах 4,3 млн. тонн водных биоресурсов, что на 10,7 тыс. тонн выше уровня 2012 г. При этом общий объем импорта рыбной продукции в РФ составил 1 млн. тонн, на 7,3% больше, чем в 2012 г. Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы России составил 1,9 млн. тонн, что на 12,6% превышает уровень 2012 г.

В рамках ВТО Россия взяла обязательства к сентябрю 2015 года поэтапно снизить таможенные пошлины с 5% до 0% на основные виды экспортируемой рыбы (минтай, лосось, сельдь, треска, пикша и др.) С 10 сентября 2013 года ставка установлена в размере 3,75% от таможенной стоимости. «Однако ФТС не установила порядок контроля таможенной стоимости товаров при экспорте», - отметил он.

Сергей Штогрин сообщил, что в целом условия работы и стоимость услуг в портах негативно влияют на ввоз водных биоресурсов в РФ, фактически стимулируют экспорт продукции.

«Значительные объемы водных биоресурсов экспортируются по контрактам с лицами, зарегистрированными в офшорах», - подчеркнул аудитор. В 2013 г. доля такого экспорта составила 37,5% в стоимостном и 40,6% в весовом выражении. В 1 квартале 2014 г. эти показатели - 42,7% и 41,8% соответственно. Внешнеторговые контракты с офшорами носят формальный характер – при экспорте практически все товары поступают из РФ не в офшорные территории, а в третьи страны. Уровень цен при этом занижается по сравнению с внешнеторговыми контрактами, заключаемыми напрямую.

«Недобросовестные лица используют пробелы законодательства», - отметил Сергей Штогрин. – «Перечень стратегически важных товаров и ресурсов, за контрабанду которых предусмотрена уголовная ответственность, включает водные биоресурсы, но не включает продукты их переработки. Например, на Дальнем Востоке при обороте трепанга дополнительная обработка позволяет избежать уголовного преследования».

В отчете отмечается, что есть проблемы в информационном взаимодействии Росрыболовства и ФТС. Так, обмен данными с агентством осуществляют не все таможенные органы.

Кроме того, проверкой выявлено, что в проверяемом периоде на Мурманской таможне не применялось морское судно ТС-526 стоимостью 33 млн. руб., что является неэффективным расходованием бюджетных средств.

Аудитор сообщил, что в рыбохозяйственном комплексе эксплуатируется 2276 единиц судов рыбопромыслового флота. В то же время в РФ зарегистрировано 121 рыболовное судно, которые были приобретены, прошли модернизацию, переоборудование, ремонт или межрейсовое техническое обслуживание за границей и не заходящие в российские порты из-за необходимости оплаты НДС и таможенной пошлины («незаходные» суды).

По данным Росрыболовства, при ввозе всех таких судов в российские морские порты ориентировочная сумма подлежащего уплате НДС составит порядка 4,3 млрд. руб., сумма подлежащей таможенной пошлины – 1,3 млрд. руб.

Указанные суда в настоящее время базируются, обслуживаются, снабжаются в иностранных портах преимущественно Норвегии, Малайзии, Канады, Хорватии, оплачивая порядка 7 млрд. рублей в год за услуги в доход иностранных государств и компаний.

«В случае освобождения от таможенных платежей «незаходных» судов ежегодные экономические выгоды от их работы в российских портах могут составить порядка 9,5 млрд. руб, из которых, расчетно, в бюджетную систему может быть уплачено около 3,3 млрд. руб.», - отметил Сергей Штогрин.

Первый заместитель руководителя ФТС Владимир Малинин, принимавший участие в заседании Коллегии, заявил, что по всем отмеченным фактам будут проведены проверки, о результатах которых Счетную палату проинформируют.

По итогам рассмотрения отчета Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление руководителю ФТС, информационное письмо заместителю Председателя Правительства Аркадию Дворковичу, информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации.


Ключевые факты

  1. Объемы добычи, импорта и экспорта водных биоресурсов в 2013 году выросли по сравнению с предыдущим годом.

  2. Условия работы и стоимость услуг в портах негативно влияют на ввоз водных биоресурсов в РФ, фактически стимулирую экспорт продукции.
  3. Значительные объемы водных биоресурсов экспортируются по контрактам с лицами, зарегистрированными в офшорах. Уровень цен при этом занижается по сравнению с внешнеторговыми контрактами, заключаемыми напрямую. В 2013 г. доля такого экспорта составила 37,5% в стоимостном и 40,6% в весовом выражении. В 1 квартале 2014 г. эти показатели - 42,7% и 41,8% соответственно.

  4. В РФ зарегистрировано 121 рыболовное судно, которые были приобретены, прошли модернизацию, переоборудование, ремонт или межрейсовое техническое обслуживание за границей и не заходящие в российские порты.
  5. В случае освобождения от таможенных платежей «незаходных» судов ежегодные экономические выгоды от их работы в российских портах могут составить порядка 9,5 млрд. руб, из которых, расчетно, в бюджетную систему может быть уплачено около 3,3 млрд. руб.

Материалы по теме

Наверх