РУС ENG 

Регионы не могут эффективно использовать федеральные субсидии на дорожное строительство из-за их позднего поступления

21 августа 2014 г.

Работы по строительству второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волга

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» за период с 2012 по 2013 гг.». (Далее - Подпрогамма). С Докладом выступил директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство (дорожные фонды) Олег Чернявский.

Проверкой установлено, что  позднее перечисление Росавтодором субсидии региональным бюджетам на софинансирование строительства автомобильных дорог не позволило регионам обеспечить их эффективное использование.

Согласно данным отчета, по состоянию на 1 января 2014 г. объем дебиторской задолженности в части реализации мероприятий Подпрограммы составил 43,5 млрд. рублей или 46,6% от общего объема дебиторской задолженности Росавтодора. При этом просроченная дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с 2012 г. на 377,4 млн. рублей и составила 881,6 млн. рублей или 98% от общего объема просроченной дебиторской задолженности Росавтодора (897,8 млн. рублей).

Как отметил докладчик, в 2012 г. было освоено 28 млрд. рублей или 33% от объема перечисленных субсидий (83 млрд. рублей), в 2013 г. – 9 млрд. рублей или 25% от объема перечисленных средств (36 млрд. рублей). Причина низкого уровня освоения федеральных средств - доведение значительного объема субсидий до региональных бюджетов в декабре 2012-2013 гг.

Кроме того, Росавтодором не обеспечена результативность использования бюджетных ассигнований, выделенных на оплату НИОКР. Сумма неосвоенных средств, предназначенных на указанные цели в 2012-2013 г.г. составила 504,4 млн. рублей или 38,3% от общего объема (1,3 млрд. рублей).

Из 54 этапов разработки НИОКР, предусмотренных к завершению в проверяемом периоде, нарушены сроки сдачи работ по 33 этапам.

В проверенном периоде Росавтодором не обеспечено достижение плановых значений показателей, предусмотренных Подпрограммой.

В 2013 г. не достигнуты плановые значения по показателям: «Прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в отчетном году, ед.» (план – 250, факт – 226); «Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, предусматривающие федеральное софинансирование, км» (план – 678 км, факт – 528,9 км).

Кроме того, Минтрансом России не разработан Порядок взаимодействия между государственным заказчиком – координатором, государственным заказчиком и органом текущего управления реализацией ФЦП «Развитие транспортной системы (2010-2020 гг.)».

Что касается конкретных регионов, то Миндортрансом Волгоградской области не достигнут целевой показатель «Протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог» в размере 11,275 км, предусмотренный соглашением о предоставлении в 2012 г. субсидии на софинансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры в рамках освоения Гремяченского месторождения калийных солей и строительство Второго пускового комплекса. Ни один из трех объектов в 2013 г. в эксплуатацию не введен.

Дороги 3.jpg

Строительство объектов дорожной инфраструктуры в рамках освоения Гремяченского месторождения калийных солей в Волгоградской области

В 2012 г. областным ведомством не достигнут целевой показатель «Прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием». Из трех объектов в эксплуатацию введен только один.

Кроме того, областным Миндортрансом не осуществлялся должный контроль за целевым использованием аванса, перечисленного подрядной организации. В нарушение условий контракта средства федерального бюджета были использованы не по назначению. Как отметил докладчик, согласно контракту аванс может быть использован только на приобретение конструкций и строительных материалов. Вместе с тем из средств аванса в размере 2,8 млрд. рублей Мостоотрадом в 2013 г. приобретено строительных материалов на 660 млн. руб. Оставшаяся часть аванса в размере 2,1 млрд. руб была зачтена сторонами в счет выполненных в 2010-2013 гг. строительно-монтажных работ

По причине необоснованного применения индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал (применяются для формирования начальной цены контракта) при оплате работ, выполненных в 2012-2013 гг., стоимость строительства Второго пускового комплекса увеличилась на 887,6 млн. рублей (в соответствии с условиями контракта работы должны были быть выполнены в 2010 г.).

Часть авансовых средств, перечисленных в декабре 2012 г. - 821,8 млн. рублей - была зачтена Подрядчику за работы, выполненные в предыдущие периоды. В том числе: за 2010 г. - 74,6 млн. рублей, за 2011 г.- 22,1 млн. рублей, за 2012 г. - 725,1 млн. рублей. При этом в бухгалтерском учете Миндортранса Волгоградской области задолженность перед Подрядчиком за выполнение указанных работ не числилась..

В нарушение требований Госстроя России, Миндортранс Волгоградской области изменил условия Контракта в части расчетов за временные здания и сооружения и оплатил в 2013 г. 28,9 млн. рублей без наличия первичных документов, подтверждающих фактические расходы Подрядчика.

Строительство части Второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волга осуществляется на землях лесного фонда (37,4 гектара), которые находятся в федеральной собственности. Назначение земель не предусматривает размещение на них мостовых переходов. Тогда как областным Миндортрансом так и не оформлены правоустанавливающие документы на 81,3 гектара земли или 62,9% от потребности, согласно инженерному проекту строительства Второго пускового комплекса (129,3 гектара).

Миндортрансом Волгоградской области в 2012-2013 гг. не использованы субсидии, выделенные на софинансирование строительства автомобильных дорог общегосударственного и межмуниципального значения на общую сумму 719,4 млн. рублей или 15,3% от выделенной суммы (4,7 млрд. рублей).

Проверкой также установлено, что сроки окончания работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры в рамках освоения Гремяченского месторождения калийных солей сорваны. Средства федерального бюджета на строительство указанных объектов в размере 376,9 млн. рублей, выделенные в виде субсидии бюджету Волгоградской области, в 2014 г. на завершение работ не используются. По состоянию на 30 мая 2014 г. работы на объекте не велись.

В нарушение Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 218+390 - км 231+000, Тверская область (2 и 3 пусковые комплексы)» был принят в эксплуатацию без наличия заключения Ростехнадзора о его соответствии требованиям технических регламентов.

В нарушение российского законодательства ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург» не оформлена госрегистрация права оперативного управления и права собственности Российской Федерации на 6 автомобильных дорог. Также в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» произведены расходы за счет бюджетных средств на оплату проектно-изыскательских работ и обоснования инвестиций в размере 322,3 млн. рублей. Между тем по состоянию на 30 мая 2014 г. результаты указанных проектных работ не использованы, а строительство и реконструкция по ним в Подпрограмму не включены.

По итогам рассмотрения отчета Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление исполняющему обязанности губернатора Волгоградской области и информационное письмо в ФСБ России.


Ключевые факты

  1. Перечисленные Росавтодором субсидии региональным бюджетам на софинансирование строительства автомобильных дорог не позволило регионам обеспечить их эффективное использование
  2. На 1 января 2014 г. объем дебиторской задолженности в части реализации мероприятий Подпрограммы составил 43,5 млрд. рублей или 46,6 % от общего объема дебиторской задолженности Росавтодора
  3. В 2012 году было освоено 28 млрд. рублей или 33% от объема перечисленных субсидий (83 млрд. рублей), в 2013 году – 9 млрд. рублей или 25 % от объема перечисленных средств (36 млрд. рублей). Причина низкого уровня освоения федеральных средств - доведение значительного объема субсидий до региональных бюджетов в декабре 2012-2013 гг.
  4. Минтрансом России не разработан Порядок взаимодействия между государственным заказчиком – координатором, государственным заказчиком и органом текущего управления реализацией ФЦП «Развитие транспортной системы (2010-2020 гг.)»
  5. Миндортрансом Волгоградской области в 2012-2013 гг. не использованы субсидии, выделенные на софинансирование строительства автомобильных дорог общегосударственного и межмуниципального значения на общую сумму 719,4 млн. рублей или 15,3% от выделенной суммы (4,7 млрд. рублей)

Материалы по теме

Наверх