РУС ENG 

Объем госдолга Республики Ингушетия вырос в 2013 г. на 65%

20 августа 2014 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов в Республике Ингушетия». С сообщением выступил аудитор Юрий Росляк.

Консолидированный бюджет Республики Ингушетия за 2013 г. исполнен по доходам на сумму более 20,3 млрд. рублей, или на 89%, по расходам – на 24 млрд. рублей, или на 87,3%. Республиканский бюджет 2013 г. исполнен по доходам в сумме 19,5 млрд. рублей (на 89,2%), по расходам – на 23,2 млрд. рублей (87,4%). При этом в 2013 г. объем государственного долга увеличился на 65% и составил 2,38 млрд. рублей. Между тем в прошлом году из федерального бюджета в бюджет Республики Ингушетия поступило 17 млрд. рублей.

«Следует отметить, что в Ингушетии, несмотря на позитивные тенденции роста собственных доходов, сохраняется высокая зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета, - отметил Юрий Росляк. - Доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в объеме собственных доходов в 2013 году составила 83,7%. При этом в 2013 году на 65% вырос объем госдолга республики и составил 108% от собственных доходов бюджета».

Как отмечается в отчете Счетной палаты, анализ своевременности поступления межбюджетных трансфертов в регионах показал, что сохраняется негативная тенденция к перечислению отдельными главными распорядителями средств в конце финансового года. Так, из 3,6 млрд. рублей, перечисленных в декабре 2013 г., 40%, или 1,5 млрд. рублей поступило в республику после 20 декабря, что явилось причиной образования значительных остатков на конец финансового года. Как пояснил аудитор, в очередной раз «отличились» Минфин, Минстрой, Минздрав, Минрегион и Минэнерго.

«Позднее перечисление средств из федерального бюджета приводит к их неосвоению и невыполнению программ регионального развития при отсутствии собственных ресурсов, а также негативно влияет на исполнение бюджета и его сбалансированность, - заявил аудитор. - Министерствами не учитывается, что бюджет Республики не имеет достаточных ресурсов для маневрирования в ходе исполнения бюджетных назначений».

Правительством Республики в 2013 г. и 1 квартале 2014 г. не соблюдались условия заключенного в декабре 2011 г. соглашения с Минфином. В частности, касательно вопроса оптимизации долговой нагрузки бюджета, повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения налоговых и неналоговых доходов, повышения доли расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, соблюдения требования не допускать увеличение численности работников органов госвласти Республики, своевременного предоставления ежеквартальных отчетов. «В целом меры республиканского Правительства, направленные на увеличение поступлений собственных доходов и оптимизации расходов бюджетных средств в целях достижения сбалансированности бюджета, нельзя признать достаточными. В свою очередь Минфин России не обеспечил должный контроль за выполнением соглашения», - отметил Юрий Росялк.

Докладчик подчеркнул, что, несмотря на то, что Республика по итогам 2012 г. (по данным Минфина России) имеет высокую степень качества управления финансами, недостаточная исполнительская дисциплина в республиканских органах исполнительной власти привела к системным нарушениям законодательства. При этом общий объем средств, использованных с нарушением законодательства, составил более 1,3 млрд. рублей.

В частности, не утверждается программа работ за счет средств территориального дорожного фонда; в нарушение Бюджетного кодекса Минстроем республики с ООО «Мальтес» заключен 22 января 2013 г. госконтракт на сумму 791 млн. рублей в отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2013 г. Между тем соглашение на предоставления субсидии из федерального бюджета Правительством Ингушетии с Минрегионом было заключено только 27 февраля 2013 года. В ходе проверки использования средств, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов, установлено, что Правительством Республики не обеспечено финансирование расходных обязательств за счет средств республиканского бюджета на общую сумму более 85 млн. рублей по 6 соглашениям о предоставлении в 2013 г. субсидий из федерального бюджета на софинансирование трех ФЦП: «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия», «Повышение устойчивости жилых домов …в сейсмических районах…», «Юг России», а также мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.

Минстроем Республики не обеспечена результативность использования бюджетных средств на сумму 341 млн. рублей, выделенных на обеспечение жильем вынужденных переселенцев. Речь идет о строительстве 4 жилых домов селе Яндаре Назрановского района. Срок выполнения работ ООО «Мальтес» по контракту истек 22 марта 2014 г., но штрафные санкции к подрядчику не предъявлялись. При этом в нарушение Гражданского кодекса госконтрактом не установлены сроки выполнения работ по каждому жилому дому. Техническая готовность 4 домов составляет 32%.

Отдельно аудитор остановился на вопросе обеспечения жильем детей-сирот: «На учете на 1 января 2013 г. состояло 1 331 детей-сирот, из них обеспечению жильем в 2013 г. подлежало 747 детей. Правительством Республики не выполнены требования законодательства* в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, так как в 2013 г. не обеспечен жильем ни один человек».

По словам аудитора, в 2013 г. Ингушетии была предоставлена субсидия из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в сумме 21,4 млн. рублей. Средства республиканского бюджета на эти цели предусматривались в 2013 г. в сумме 24 млн. рублей. Минобрнауки республики с ООО «Мальтес» был заключен госконтракт от 7 октября 2013 г. на сумму 152 млн. рублей на оказание услуг по приобретению жилых помещений для детей-сирот. При этом на выполнение работ по контракту ООО «Мальтес» предоставлен аванс в сумме 45,4 млн. рублей. Соглашением от 26 декабря 2013 г. указанный госконтракт расторгнут. В нарушение названного соглашения ООО «Мальтес» не передало Минобрнауки республики в срок до 10 декабря 2013 г. 52 квартиры на сумму 45,4 млн. рублей.

Юрий Росляк сообщил, что в целом при проверке выявлен ряд систематических нарушений законодательства о госзакупках**, о которых необходимо проинформировать ФАС. Так, в заключенные госконтракты вносились изменения в части авансирования и продления сроков выполнения работ. Допускались нарушения при установлении в техническом части документации характеристик предлагаемого к поставке товара, а также отсутствовало размещение заказа для субъектов малого предпринимательства «Наиболее крупные заказы, такие как строительство светодиодного завода в городе Малгобек или строительство и реконструкция автодорог размещались по итогам несостоявшихся торгов, что приводило к отсутствию экономии бюджетных средств, так как госконтракты заключались по стартовой цене без тендерного снижения», - отметил аудитор.

Кроме того, в Республике не в полном объеме выполняются указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. Так, не установлена ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума, определенная в Республике Ингушетия, назначаемая для детей в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (Указ № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ»).

На заседании Коллегии Счетной палаты присутствовал глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров. В своем выступлении он отметил: «По итогам проверки Счетной палаты правительство республики изучило выявленные нарушения. Мы составили предварительный план по устранению недостатков. Работа уже проводится».

Коллегия приняла решение направить представления Министру финансов РФ и Главе Республики Ингушетия. В Минфин РФ направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения в соответствии со статьями 130 и 306.2 Бюджетного кодекса РФ. В Минздрав, Минобрнауки, Минстрой и ФАС России направлены информационные письма. Кроме того, информация об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Совет Федерации и Госдуму, а также полномочному представителю Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, Министру РФ по делам Северного Кавказа и в Генпрокуратуру.

Справочно:

Республика Ингушетия входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. В 2012 г. валовой региональный продукт составил 36 888,1 млн. рублей, в 2013 г. - по предварительной оценке – 41 690,7 млн. рублей. ВРП на душу населения в 2013 г. составил 93,1 тыс. рублей, что на 10,2% выше уровня 2012 г. В 2013 г. численность официально зарегистрированных безработных по сравнению с 2012 г. снизилась с 40,3 тыс. человек до 26 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы в процентах к экономически активному населению за тот же период снизился с 19,9% до 12%. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 г. составил 13,1 млрд. рублей, что в сравнении с 2012 г. составляет 133,2%.

*статья 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот …».

**94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в части: изменения существенных условий государственных контрактов (статья 9); неправомерного выбора способа размещения заказа (статья 10); отсутствия размещения заказа для субъектов малого предпринимательства (статья 15); размещения планов-графиков на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (статья 16); отсутствия параметров эквивалентности необходимого к поставке товара (статьи 34 и 41.6).

Вопреки требованиям частей 4, 8 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2014 г. в проекты государственных контрактов не включались обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, не устанавливался размер штрафа в виде фиксированной суммы.


Материалы по теме

Наверх