РУС ENG 

Счетная палата выявила нарушения при реализации мероприятий ряда государственных программ Российской Федерации

2 сентября 2014 г.

Коллегия Счетной палата Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты анализа планирования и реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации.

В ходе проверок, проведенных на объектах контрольного мероприятия, были выявлены отдельные нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, в том числе случаи неэффективного и нецелевого использования средств федерального бюджета.

Например, в рамках анализа планирования и реализации мероприятий Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» была проведена проверка во ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина» (г. Новосибирск). При размещении предприятием государственного заказа на выполнение подрядных работ на строительство объектов допускались нарушения законодательства. Так, в составе конкурсной документации отсутствовали проектная документация, определяющая объем и содержание работ, а также смета, определяющая их цену.

Выявлены случаи закупки работ (услуг) без проведения торгов. В частности, с указанным нарушением были заключены договоры на оказание услуг строительного контроля на общую сумму 809,9 тыс. рублей и на оказание инжиниринговых услуг по обеспечению управления инвестиционными проектами в форме капитальных вложений в основные фонды на сумму около 2 млн. рублей.

В нарушение приказа Минпромторга России предприятием был заключен договор с ОАО «Авиапром» и оплачены инжиниринговые услуги, которые в большей части являются функциональными полномочиями министерства при осуществлении бюджетных инвестиций, а также входят в должностные обязанности работников самого предприятия. Таким образом, было допущено неэффективное использование средств в размере 2 млн. рублей.

В рамках анализа реализации Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» была проведена проверка во ФГУП «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (г. Москва) (далее – ФГУП «НАМИ»), которое реализует один их крупнейших проектов Программы по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей бизнес-класса на базе единой модульной платформы.

В ходе проверки, в частности, было установлено, что в 2013 г. Минпромторг России были направлены ФГУП «НАМИ» бюджетные ассигнования на проведение научно-исследовательских работ на общую сумму 92,1 млн. рублей.

Предприятием не были соблюдены порядок и сроки формирования плана закупки товаров (работ, услуг). Сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных предприятием, в 2013 г. были размещены на официальном сайте не в полном объеме. Информация за 2014 г. отсутствует, что является нарушением норм Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По отдельным договорам, заключенным предприятием с поставщиками (подрядчиками), поставка оборудования, материалов и выполнение работ осуществлялось с нарушением установленного срока более чем на 7 месяцев. При этом ФГУП «НАМИ» не воспользовалось установленным указанными договорами правом предъявления к поставщикам требований об уплате неустойки за просрочку.

Установлено также, что более 40% от общего объема научно-исследовательских разработок для предприятия в 2013 г. выполняло ООО «Маруся Инжиниринг», основным владельцем которого является компания «МАРУССИА ЛЮКС С.А.» (Великое Герцогство Люксембург). С апреля 2014 г. компания находится в процессе ликвидации. Более того, ФГУП «НАМИ» приняло у ООО «Маруся Инжиниринг» и оплатило некачественно выполненные работы на общую сумму 24,2 млн. рублей.

Проверка выявила недостоверность отчета, представленного ФГУП «НАМИ» в Минпромторг России об использовании 350 млн. рублей бюджетных средств - взноса Российской Федерации в уставный фонд предприятия. В него включены расходы на сумму 128,7 млн. рублей, произведенные предприятием до заключения договора и не отражен остаток неиспользованных средств в сумме 6,5 млн. рублей.

В ходе анализа реализации Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., объектами которого были Минкультуры России, Ростуризм, а также Правительства Республики Карелия и Республики Мордовия, были выявлены нарушения бюджетного законодательства. В частности, нецелевое использование средств выявлено в Республике Карелия. Так поступившие в республиканский бюджет 317 млн. рублей федеральных средств в качестве частичной компенсации расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, были направлены на совокупное покрытие расходов республиканского бюджета.

Правительством Республики Мордовия при проведении реконструкции Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова было закуплено оборудование на общую сумму 18,94 млн. рублей, которое до сих не установлено и уже более 7 месяцев хранится у поставщиков, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества.

Анализ реализации мероприятий по созданию туристско-рекреационных кластеров показал, что инвестиционные соглашения, заключенные регионами с инвесторами, в Ростуризме отсутствуют. Отчеты регионов не содержат информации, в рамках каких инвестиционных соглашений осуществляется создание туристической инфраструктуры, что не позволяет оценить исполнение обязательств инвесторами и выполнение сроков строительства объектов.

Проверкой также установлены факторы, указывающие на ограничение конкуренции со стороны Ростуризма при размещении государственных заказов у единственного поставщика (ООО «Мир без границ «Маркетинг и выставки», ООО «Айрис ПРО», ООО «БАЙКАЛ ЭКСПО»).

В частности, руководитель Ростуризма А.В.Радьков будучи Председателем Совета некоммерческого партнерства «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ», которое в свою очередь является учредителем Партнерства ООО «Мир без границ «Маркетинг и выставки», заключил с Ростуризмом 10 государственных контрактов на оказание услуг по оформлению стенда и организации участия Ростуризма в международных мероприятиях в области туризма на общую сумму 42,9 млн. рублей.

При этом государственные контракты на проведение мероприятий содержат значительный объем установленных техническим заданием услуг, который должен быть реализован за короткий срок – между заключением госконтракта и началом мероприятия от 1 до 5 дней.

В 2013 г. Ростуризмом было заключено 9 государственных контрактов на общую сумму 11,99 млн. рублей с ООО «Экспотур». При этом юридическим адресом одного из учредителей общества (52% в уставном капитале) значатся Британские Виргинские острова.

В ходе анализа реализации Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. были выявлены системные нарушения при расчете субсидий из федерального бюджета.

В частности, объемы субсидий для вузов-победителей, направленных на господдержку их конкурентоспособности, были рассчитаны в нарушение Правил распределения субсидий.

Аналогичная ситуация отмечается и при распределении субсидий на поддержку реализации мероприятий ФЦП «Развитие образования на 2011-2015 гг.». В результате неверного расчета размер субсидий был увеличен: в 2013 г. – 25 регионам на 12,6 млн. рублей, в 2014 г. – 20 регионам на 7,9 млн. рублей.

Выявлены нарушения при предоставлении субсидий Московской области на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году. Субсидии были направлены Правительством Московской области на создание дополнительных детсадовских мест за счет строительства 32 объектов дошкольных организаций, 2 из которых (детские сады в г. Истре и г. Ступино) отсутствуют в заявке, направленной в Минобрнауки России и размещенной на официальном сайте www.do.edu.ru., что говорит о недостаточном контроле со стороны Минобрнауки России.

Результаты проверки говорят об отстающих темпах реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). По состоянию на 22 июля 2014 года из 29 объектов капитального строительства, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2013 году, введен 21 объект, причем 9 – только в 2014 году, на момент проведения контрольного мероприятия 8 объектов в эксплуатацию не введены, а из 43 объектов, запланированных к вводу в 2014 году бюджетные средства не доведены по 35 объектам, что создает риски их несвоевременного ввода.

Минобрнауки перечислило ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс» бюджетные средства в сумме 259 млн. рублей на строительство общежития в г. Орле в отсутствие заключенного договора и до внесения указанного объекта в ФАИП. Что указывает на факт нецелевого использования средств федерального бюджета.

Минобрнауки полностью оплатило работы (в размере 26,9 млн. рублей) по государственному контракту на подготовку команд России к участию в общеобразовательных олимпиадах, заключенному с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. При этом подтверждающие документы на выполнение работ стоимостью 1,2 млн. рублей отсутствуют, что свидетельствует о причинении ущерба федеральному бюджету в размере указанной суммы.

В ходе анализа реализации Государственной программы «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 гг. было установлено, что ряд медицинских организаций, не выполнили установленные объемы государственного задания, при этом полностью израсходовали выделенные бюджетные средства, завысив тем самым фактически сложившуюся стоимость единицы показателя. Среди указанных организаций, в том числе ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России и ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Анализ эффективности расходования бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов Программы, показал, что до настоящего времени не введены в эксплуатацию 12 из 16 объектов (75%), запланированных к вводу в 2013 г. При этом по указанным 12 объектам в 2013 г. было освоено 980,5 млн. рублей (95,1% от профинансированных средств).

При оценке исполнения государственных контрактов (гражданско-правовых) договоров, выявлен значительный разброс цен на закупку одного и того же лекарственного препарата между регионами при сопоставимых условиях закупки (включая количество закупаемых лекарственных препаратов). Например, если в Тульской области лекарственный препарат «Капреомицин» был закуплен по цене 219,9 руб. за единицу, то в Курской области этот же препарат закупали по цене 522,37 рублей. В Волгоградской области противовирусный препарат «Ламивузин» закупался по цене 117,27 рублей за единицу, а в Курганской области – по цене 1 380 руб. В Камчатском крае лекарственный препарат «Левофлоксацин» был закуплен по цене 99,99 руб. за единицу, а в Челябинской области – по цене 226,16 рублей. В связи с этим Минздраву России необходимо проводить мониторинг осуществления региональных закупок.

В рамках анализа реализации Государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» установлено, что МЧС России не осуществлялся внутренний контроль за реализацией мероприятий госпрограммы в 2013 г. и первом квартале 2014 г.

В ходе проверки, проведенной в Главном управлении МЧС России по Вологодской области, были выявлены системные нарушения законодательства при заключении и реализации госконтрактов на общую сумму 116,1 млн. рублей.

По результатам проверок исполнения федерального бюджета за 2013 г., проведенных Счетной палатой в Минтрансе России, Росавтодоре, Росжелдоре, Росавиации и Росморречфлоте, были установлены недостатки и нарушения, связанные с использованием средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Развитие транспортной системы».

Субсидии, предоставленные из федерального бюджета Государственной компании «Автодор», по состоянию на 1 января 2013 г. не были использованы в сумме 54,4 млрд. рублей, на 1 января 2014 г. – в сумме 32,7 млрд. рублей и находятся на счетах Госкомпании. При этом в нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» все перечисленные Госкомпании в 2013 г. субсидии на организацию строительства (реконструкцию) в сумме 94,3 млрд. рублей были списаны Минтрансом России на расходы в отсутствие оформленных первичных учетных документов об их использовании.

Кроме того, Росавиация предоставила субсидию ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» на выполнение мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в том числе на проведение реконструкции аэропортов Ставрополь, Самара, Махачкала и Владикавказ в размере 631,9 млн. рублей. Однако реконструкция в срок, установленной программой, (декабрь 2013 года) не проведена.

В ходе проверок также были установлены нарушения и недостатки при исполнении государственных контрактов, связанных с реализацией инвестиционных проектов в области транспорта.

В частности, установлено, что в 2012-2013 гг. не осуществлялось начатое в 2009 г. строительство аварийно-спасательного судна MPSV06 мощностью 7 МВт по государственному контракту, заключенному в 2009 г. между Росморречфлотом и ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта», стоимостью 3,6 млрд. рублей (срок выполнения работ – 17 декабря 2011 г.). На момент окончания срока действия государственного контракта принято и оплачено работ на 15,8% от его стоимости. За период с декабря 2009 г. по декабрь 2011 г. ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» перечислило ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» с учетом средств аванса 1,5 млрд. рублей. По состоянию на декабрь 2011 г. принято работ на сумму 573,9 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2014 г. аванс в размере 950 млн. рублей не использован. В настоящее время незавершенное строительством судно и приобретенное для него оборудование находятся на верфи ОАО «Амурский судостроительный завод».

Не завершены работы и по строительству объекта «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)» (окончание срока строительства по договору – сентябрь 2013 г.). В связи с отставанием строительства объектов в зоне ответственности Правительства Республики Татарстан, завершение строительства планировалось не ранее II квартала 2014 г. По состоянию на 31 декабря 2013 г. подрядчиком ПСО «Казань» по указанному объекту не выполнены работы на общую сумму 711,2 млн. рублей (или 27% общей суммы).

Росжелдор перенес сроки исполнения государственного контракта на выполнение работ по корректировке технико-экономического обоснования, разработке проектной документации и строительству пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, заключенного в 2008 г. с ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» на сумму 34,4 млрд. рублей. Первоначальный срок окончания работ по строительству объекта был установлен 20 декабря 2012 года. Однако Росжелдор направил в Минтранс России предложения о переносе сроков окончания финансирования реализации проекта с 2013 на 2014 г., а также о внесении изменений в распределение бюджетных средств. На момент проведения проверки фактическая готовность мероприятия за весь период реализации объекта составила 89%.

По результатам проверки, проведенной в Ространснадзоре, выявлены нарушения при проведении закупок в рамках расходов по Программе. Ространснадзор в конкурсной документации и технических заданиях государственных контрактов на оказание услуг по технической эксплуатации и управлению транспортными средствами указывал наименование определенного производителя, технические характеристики которого исключают эквивалентность, и параметры автомобилей, определяющих конкретную марку автомобиля, его комплектацию без указания эквивалентности. По данному факту ФАС России назначено проведение внеплановой проверки.

Результаты анализа Государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» свидетельствуют о низком уровне выполнения мероприятий по реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных заключенными соглашениями между Минэнерго России и регионами.

Регионам были перечислены средства федерального бюджета на сумму 5,7 млрд. рублей, из которых было использовано всего 47,4% (неиспользованные средства составили порядка 3 млрд. рублей).

Выполнение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных заключенными соглашениями, большинством регионов осуществлялось на низком уровне. Так, в 15 субъектах по ряду мероприятий объем выполнения работ составил менее 20%. Например, в Краснодарском крае в 2013 г. из профинансированных средств федерального бюджета в размере 194 337,8 тыс. рублей (100%), было освоено 0,0 тыс. рублей. Также полностью остались не освоенными средства субсидии в размере 307 400,7 тыс. рублей (100%), полученные Московской областью. В Республике Хакасия объем освоенных средств составил 15 114 тыс. рублей или 5,1% от профинансированных средств (298 468,0 тыс. руб.). В Иркутской области из профинансированных средств федерального бюджета в сумме 241 660,5 тыс. рублей (100%), было освоено всего 599,2 тыс. руб. или 0,2%. Аналогичная ситуация отмечается и в Архангельской области, где из профинансированных в полном объеме бюджетных средств в размере 213 365,5 тыс. руб., освоено только 19 071,6 тыс. руб. или 8,9%.

Кроме того, 18 из 28 субъектов, получивших субсидию в 2013 г., не использовали в полном объеме средства федерального бюджета, предоставленные им в 2012 г. За счет остатков средств субсидии, полученной в 2012 г., субъектам в 2013 г. было возвращено 2,1 млрд. рублей, из которых освоено – 1,5 млрд. рублей, или 74,6%.

В рамках анализа Государственной программы «Информационное общество» было установлено, что ни к одному из государственных контрактов, заключенных Минкомсвязью России с ОАО «Ростелеком» в рамках реализации мероприятий Госпрограммы, не имеется согласованных сторонами расчетов, обосновывающих установленные в госконтрактах цены.

Данный подход к размещению государственных заказов влечет заключение контрактов по экономически необоснованным ценам, что в свою очередь не обеспечивает оптимизацию расходов федерального бюджета и противоречит требованиям бюджетного законодательства о принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Анализ реализации в 2013 г. основного мероприятия Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» «Создание территориально обособленного инновационного центра «Иннополис» (исполнитель – Минкомсвязь России) показал следующее.

Микомсвязью России были предоставлены ОАО «Иннополис» бюджетные инвестиции на финансирование проекта в общем объеме 4,7 млрд. руб. в качестве вклада в уставный капитал общества (1,7 млрд. руб. в 2012 г.; 3 млрд. руб. в 2013 г.).

В соответствии с банковскими выписками ОАО «Иннополис» по состоянию на 1 января 2013 г. имело свободные денежные средства в размере 1,8 млрд. рублей на расчетном счете в ОАО «АК БАРС» Банк. К 1 января 2014 г. сумма свободных денежных средств выросла почти на 3 млрд. руб. и составила 4,8 млрд. руб., в том числе: 3,3 млрд. руб. на расчетном счете в ОАО «АК БАРС» Банк и 1,5 млрд. руб. на депозитных счетах в ОАО «АК БАРС» Банк.

В пояснительной записке к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О создании инновационного центра «Иннополис» в Республике Татарстан» финансово-экономическое обоснование суммы взноса в уставный капитал ОАО «Иннополис» (3 млрд. рублей) отсутствует.

Недостаточная обоснованность объемов взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Иннополис» при планировании бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2013 г. привела к образованию значительного объема не использованных по состоянию на 1 января 2014 г средств в сумме 1,5 млрд. руб. (в том числе 1,4 млрд. руб. средств из федерального бюджета), которые размещались на депозитных счетах в ОАО «АК БАРС» Банк (по состоянию на 16 июля 2014 г. счета закрыты).

Общая сумма процентного дохода ОАО «Иннополис» от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах за период с 1 января 2012 г. по 16 июля 2014 г. составила 41,3 млн. рублей (в том числе 39,1 млн. рублей – по средствам федерального бюджета).

В соответствии с представленным отчетом по расходам, осуществленным ОАО «Иннополис» на реализацию основного мероприятия Госпрограммы, с 1 ноября 2013 г. по 6 июня 2014 г. сумма оплаченных расходов на строительство составила 1,7 млрд. рублей.


Материалы по теме

Наверх