РУС ENG 

Счетная палата подготовила экспертную оценку исполнения бюджетов внебюджетных фондов за 2013 г.

8 сентября 2014 г.

Фото: ИТАР-ТАСС

Счетная палата Российской Федерации подготовила заключения на отчеты об исполнении бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 г. Среди прочего заключения направлены на оказание экспертной поддержки нормотворческой деятельности Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Заключение на отчет об исполнении бюджета ПФР

В заключении сказано, что бюджет ПФР за 2013 г. исполнен с профицитом в объеме 9,8 млрд. руб. Общий объем всех межбюджетных трансфертов бюджету ПФР в 2013 г. составил 2,8 трлн. руб. или 44,6% от всех доходов ПФР за соответствующий период. Остаток средств федерального бюджета, переданных на сбалансированность бюджета ПФР, в 2013 г. снизился в 3,7 раза и составил – 91,3 млрд. руб.

По состоянию на 1 января 2014 г. в резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством была зачислена сумма 11,8 млрд. руб. – средства, поступившие на формирование накопительной части пенсии, и не учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц. Данная сумма образовалось в период 2002 - 2013 гг. по причине того, что работодатели (страхователями) представляли в ПФР отчетность, с неверно указанными персональными данными застрахованных лиц, либо не предоставляли необходимую отчетность.

В бюджет ПФР в 2013 г. поступили страховые взносы на обязательное социальное страхование в объеме 3,5 трлн. руб. При этом обеспеченность финансирования страховой части трудовых пенсий поступившими страховыми взносами в 2013 г. составила 61% против 62,2% в 2012 г. Снижение показателя обусловлено опережающими темпами роста размера страховой части трудовой пенсии по отношению к темпам роста собираемости страховых взносов. Такая ситуация ведет к необходимости пропорционального увеличения суммы трансферта из федерального бюджета на сбалансированность бюджета ПФР.

Между тем, эффективность администрирования страховых взносов зависит эффективности функционирующей системы сбора страховых взносов в целом. Тем не менее, до настоящего времени не налажен надлежащий информационный обмен между ПФР и Федеральной налоговой службой.

В действующем законодательстве отмечается наличие проблем правового характера, которые препятствуют эффективной работе ПФР по администрированию страховых взносов. Так, отсутствует уголовная ответственность страхователей за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Кроме этого, в случае банкротства предприятия погашение задолженности по текущим платежам по страховым взносам предусмотрено только в IV очереди, после удовлетворения требований по коммунальным и эксплуатационным платежам.

ПФР в 2013 г. неоднократно нарушал нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия формирования накопительной части трудовой пенсии. Так, несвоевременно переданы в управляющие компании средства пенсионных накоплений в сумме 4,4 млрд. руб. Также ПФР несвоевременно передал в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании средства материнского семейного капитала в сумме 33,3 млн. руб. Кроме этого, ПФР было выплачено правопреемникам умерших застрахованных лиц 1,2 млрд. руб. средств пенсионных накоплений с нарушением установленных сроков.

По состоянию на 1 января 2014 г. в деятельность по обязательному пенсионному страхованию было вовлечено 95 НПФ. В 2013 г. были аннулированы лицензии у 7 НПФ, средства пенсионных накоплений 4 НПФ были возвращены в ПФР (НПФ «Объединенные регионы», НПФ «Железнодорожный», НПФ «Генеральный», НПФ «Порт-Гарант»).

За период 2005 - 2013 гг. Фонд передал в негосударственные пенсионные фонды более 980 млрд. руб. средств пенсионных накоплений. По данным Центрального банка Российской Федерации, средняя доходность инвестирования средств пенсионных накоплений в НПФ по итогам 2013 г. составила 7,5% (по состоянию на 1 января 2014 г.). Отметим, инфляция за период 2013 г. составила 6,5%. Максимальные значения начисленной доходности получены НПФ «Магнит» (13%), НПФ «Альянс» (9,84%), НПФ «Капитан» (9,75%), отрицательные значения по доходности получены - НПФ «Родник» (-4,44%), НПФ «Гарант-Проф» (-3,7%). Доходность выше уровня инфляции показали 63 НПФ, ниже инфляции - 25 НПФ. Стоит учитывать, что пенсионные накопления инвестируются в долгосрочные финансовые инструменты, в связи с этим необоснованно оценивать успешность инвестиционной политики конкретного НПФ, исходя из данных лишь одного года. Тем не менее, расчетные показатели прироста пенсионных накоплений практически во всех НПФ в 2004-2013 гг. не превысили средний уровень инфляции за период осуществления ими деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

  • Справочно: таблица, содержащая информацию о доходности инвестирования средств пенсионных накоплений по отдельным НПФ за период 2013 г., размещена в конце тексты пресс-релиза.

По состоянию на 1 января 2013 г. ПФР был заключен 61 договор доверительного управления с 52 управляющими компаниями (включая государственную УК – 2 договора), по состоянию на 1 января 2014 г. - 40 договоров доверительного управления с 35 УК (включая государственную УК – 2 договора). В 2013 г. прекращено действие 21 договора доверительного управления с 17 УК.

Сумма средств пенсионных накоплений, переданная ПФР в доверительное управление УК, на 1 января 2014 г. составила более 1,5 трлн. руб. По результатам 2013 г. доходы от инвестирования средств, по данным ПФР, получены всеми УК, за исключением ТРИНФИКО и АК БАРС КАПИТАЛ. Показатели прироста пенсионных накоплений варьировались от 0,5% в УК «Доверие Капитал» до 14,6% в УК «Альянс РОСНО». 16 из 34 УК по результатам 2013 г. обеспечили доходность, превышающую уровень инфляции.

Счетная палата направила представление об устранении выявленных нарушений Министру труда и социальной защиты Российской Федерации Максиму Топилину и Председателю Правления ПФР Антону Дроздову. Заключение направлено в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, а также в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и ПФР.

Заключение на отчет об исполнении бюджета ФСС

Согласно заключению, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации по доходам исполнен в сумме 630,8 млрд. руб. или 102,2% к показателю, утвержденному законом о бюджете фонда на 2013 год. По расходам - в сумме 566,2 млрд. руб. или 93,4% к показателю закона и 91,4% к утвержденным назначениям сводной бюджетной росписи расходов бюджета ФСС. При исполнении бюджета сложился профицит по двум видам обязательного социального страхования на сумму 38,2 млрд. руб.

Внешней проверкой расхождений с отчетом Правительства об исполнении бюджета ФСС за 2013 год по доходам и расходам не установлено. Однако в ходе контрольного мероприятия выявлено наличие некоторых проблем.

Так, в 2013 году в процессе исполнения бюджета было внесено 91 изменение в сводную бюджетную роспись расходов на общую сумму 23,7 млрд. руб., последняя - 12 декабря. Несмотря на это, 41 статья расходов не исполнена, причем по 6 статьям исполнение ниже 50%. Сумма неисполненных назначений составила почти 53 млрд. руб. или 9,4% от общей суммы расходов.

Также в 2013 году пять раз вносились изменения в план инвестиций в строительство объектов и приобретение зданий и помещений, а выполнен план на общую сумму 520,6 млн. руб. или на 61,1% от утвержденных показателей.

Все это говорит о наличии недостатков в планировании и механизме принятия управленческих решений в ФСС.

По результатам проверки Счетная палата выявила, что есть острая необходимость принять совместное решение Минтруда и Минфина по обеспечению равномерного финансирования в течение финансового года расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и предоставление отдельным категориям граждан санаторно-курортного лечения.

Так, в декабре 2013 года межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации были увеличены на сумму 4,7 млрд. рублей, четверть из которых остались неосвоенными из-за позднего выделения. В результате показатель по исполнению заявок инвалидов ухудшился на 4,6% по сравнению с 2012 годом.

Санаторно-курортным лечением и льготным проездом до места лечения и обратно обеспечено лишь 25% от числа обратившихся граждан. В то же время остаток неиспользованных на эти цели средств составил более 320 млн. руб., основная часть которых была выделена в декабре 2013 года. Своевременное использование этих денег позволило бы еще более 16 тыс. граждан воспользоваться санаторно-курортным лечением.

По итогам контрольного мероприятия в Министерство труда и социальной защиты направлено информационное письмо, в Фонд социального страхования Российской Федерации - представление, а также заключение - в Совет Федерации, Государственную Думу и в Правительство.

Заключение на отчет об исполнении бюджета ФОМС

Согласно заключению, бюджет Фонда за 2013 г. исполнен по доходам на 104% к объему доходов, утвержденному законом о бюджете Фонда, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в сумме 25,8 млрд. рублей. По сравнению с 2012 годом доходы увеличились на 13,9%. В общем объеме доходов основную долю составили страховые взносы на ОМС – более 1 трлн. рублей или 97,4%. Из них страховые взносы на ОМС работающего населения составили 64%.

Расходы исполнены на 99% общего объема планируемых расходов, в том числе по межбюджетным трансфертам, переданным бюджету Фонда социального страхования в сумме 17,8 млрд. рублей. Расходы увеличились на 12,5%. Основную долю расходов (99,9%), составили расходы по разделу 09 «Здравоохранение», в том числе на субвенции в бюджеты терфондов ОМС (97,8% всех расходов). Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и другие мероприятия составили 0,1%, или 692,6 млн. рублей. Профицит бюджета составил 52,6 млрд. рублей, как за счет дополнительно полученных доходов, так и за счет большого объема неисполненных назначений, которые составили 84,3 млрд. рублей или 7,4% от планируемых расходов. Из них 52,6 млрд. рублей – средства, выделенные на строительство перинатальных центров.

В ходе проверки исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 г. был выявлен ряд нарушений финансовой дисциплины и действующего законодательства.

В частности, проверка показала, что при отсутствии оснований, установленных законом о бюджете Фонда, сформировавшиеся на 1 января 2013 г. на счете Фонда остатки средств на выполнение программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на сумму 244,9 млн. рублей были направлены на увеличение нормированного страхового запаса (далее – НСЗ).

Кроме того, при отсутствии доходов, позволяющих Фонду в соответствии с вышеуказанным законом формировать субвенции в бюджеты территориальных фондов ОМС в размере не менее 82,1 млрд. рублей ежемесячно, в начале марта 2013 г. из средств НСЗ терфондам было дополнительно перечислено 20 млрд. рублей. Это создало риск неисполнения основных расходных обязательств Фонда в части финансового обеспечения базовой программы ОМС.

Как показала проверка, суммарно за 2013 г. из средств НСЗ дополнительно в бюджеты терфондов было направлено 40 млрд. рублей. При этом в соответствии с положениями Федерального закона о бюджете дополнительные субвенции были распределены Фондом пропорционально распределению основной субвенции, исходя из численности застрахованных на 1 апреля 2012 г, в то время как на момент распределения субвенции численность застрахованных изменилась. В результате это привело к неравномерному финансовому обеспечению территориальных программ ОМС и к фактическому изменению размера норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС.

В дальнейшем, по мнению Счетной палаты, это требует изменения принципов распределения дополнительных субвенций Фонда из средств НСЗ с учетом изменения численности застрахованного населения.

Также в ходе контрольного мероприятия были выявлены нарушения при осуществлении расходов на единовременные компенсационные выплаты медработникам.

Так, в соответствии с бюджетной росписью Фонда на эти цели из средств НСЗ в январе 2013 г. было выделено 2,5 млрд. рублей. Однако изменения в росписи не сопровождались переводом средств со счета по учету средств НСЗ на счет по учету средств ОМС. Выплаты производились со счета НСЗ. То есть Фондом был нарушен режим функционирования счетов, открытых в Банке России. При этом действующие формы финансовой отчетности не обеспечивают достаточную прозрачность движения средств НСЗ.

Проверкой также установлено, что в связи с отсутствием соглашений между исполнительными органами власти регионов, Минздравом России и Фондом в 2013 г. не были исполнены бюджетные назначения в размере 52,7 млрд. рублей на финансирование программ по модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

Кроме того, в 2013 г. Фондом были направлены средства в размере 11,4 млн. рублей на оплату работ по соглашению с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по совершенствованию системы оплаты медицинской помощи в отдельных регионах, в том числе в рамках внедрения оплаты специализированной медпомощи на основании клинико-статистических групп (КСГ).

  • Справочно: клинико-статистическая группа заболеваний (КСГ) - группа заболеваний, относящихся к одному профилю стационарной медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов).

В соответствии с отчетом МБРР результаты проведенных исследований не являются окончательными, в связи с чем требуется продолжение работы над расширением действующего перечня КСГ. В отчете также был предложен перечень дальнейших мероприятий, что послужило основанием для заключения Фондом нового соглашения с банком о продолжении работ.

Таким образом, проводимые в соответствии с приказом Фонда от 14 ноября 2013 г. № 229 мероприятия по внедрению на всей территории страны КСГ не имеют достаточных оснований.

По итогам проверки будет направлено представление в ФОМС, информационные письма – в Минздрав и Минфин России. Заключение Счетной палаты об исполнении бюджета ФОМС за 2013 г. направляется в палаты Федерального Собрания, профильные комитеты и Правительство Российской Федерации.

Доходности инвестирования средств пенсионных накоплений по отдельным НПФ (2013 г.)

Доходность выше инфляции

Некоммерческая организация Негосударственный Пенсионный Фонд «Наследие»

6,55%

Негосударственный пенсионный фонд «Поволжский»

9,45%

Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики

8,38%

Некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Уралоборонзаводский»

8,16%

Некоммеpческая оpганизация «Негосудаpственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАPАНТ»

8,89%

Негосударственный пенсионный фонд «ГЕФЕСТ»

7,37%

Негосударственный пенсионный фонд «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»

7,59%

Негосударственный пенсионный фонд «Капитан»

9,75%

Негосударственный пенсионный фонд «Негосударственный Сберегательный Пенсионный Фонд»

10,2%

Некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Уральский финансовый дом»

7,98%

Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанка

6,95%

Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд

6,61%

Некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Владимир»

7,46%

Негосударственный пенсионный фонд «Райффайзен»

7,71%

Негосударственный пенсионный фонд «Санкт-Петербург»

7,14%

Негосударственный пенсионный фонд «Первый Русский Пенсионный Фонд»

7,81%

Некоммерческая организация социального обеспечения Межрегиональный негосударственный «Большой пенсионный фонд»

7,25%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Эрэл»

9,01%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Негосударственный пенсионный фонд Оборонно-промышленного комплекса»

6,99%

Негосударственный пенсионный фонд «Социальный мир»

6,53%

Негосударственный Пенсионный Фонд «СТАЙЕР»

7,62%

Негосударственный пенсионный фонд «Благовест»

6,65%

Негосударственный пенсионный фонд «Время»

8,75%

Негосударственный пенсионный фонд «АПК-Фонд»

7,97%

Негосударственный пенсионный фонд «Башкомснаббанк»

9,71%

Негосударственный пенсионный фонд «Роствертол»

8,27%

Негосударственный пенсионный фонд «Согласие»

8,92%

Некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Стратегия»

6,94%

Негосударственный пенсионный фонд «СТРОЙКОМПЛЕКС» (некоммерческая организация)

7,67%

Межрегиональный Транспортный Негосударственный пенсионный фонд «Дорога»

7,85%

Негосударственный пенсионный фонд «Национальный негосударственный фонд пенсионного и социального обеспечения металлургов»

8,11%

Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие»

8,45%

Некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Атомгарант»

8,22%

некоммерческая организация «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

8,23%

Оренбургский негосударственный пенсионный фонд «Доверие»

8,35%

Республиканский Негосударственный Пенсионный Фонд «Социальная защита»

7,43%

Негосударственный пенсионный фонд «Пенсион-Инвест»

7,79%

Некоммерческая организация Негосударственный пенсионный фонд ВТБ Пенсионный фонд

6,59%

Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД»

7,23%

Негосударственный пенсионный фонд «Магнит»

13,3%

Негосударственный пенсионный фонд «СтальФонд»

7%

Негосударственный пенсионный фонд «Русский Стандарт”

6,93%

Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие»

6,9%

Негосударственный пенсионный фонд «Доверие»

7,35%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Социум»

8,53%

Негосударственный пенсионный фонд открытого акционерного общества энергетики и электрификации МОСЭНЕРГО

8,87%

Негосударственный пенсионный фонд «РЕГИОНФОНД»

8,9%

Негосударственный пенсионный фонд «Участие»

7,47%

Негосударственный пенсионный фонд «Нефтегарант»

8,04%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Транснефть»

6,65%

Некоммерческая организация Негосударственный пенсионный фонд «Оборонно-промышленный фонд»

7,51%

Негосударственный пенсионный фонд «Первый промышленный альянс»

8,68%

Негосударственный пенсионный фонд «Профессиональный»

7,4%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Урало-Сибирский Пенсионный Фонд»

8,38%

Негосударственный Пенсионный Фонд «ВНИИЭФ-ГАРАНТ»

8,23%

Негосударственный пенсионный фонд «Защита будущего»

8,5%

Негосударственный пенсионный фонд «Европейский пенсионный фонд»

7,69%

Негосударственный пенсионный фонд «Волга-капитал»

8,96%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Торгово-промышленный пенсионный фонд»

7,99%

Некоммерческая организация Негосударственный пенсионный фонд «Сберегательный Фонд РЕСО»

8,67%

КИТ Финанс Негосударственный пенсионный фонд

7,91%

Негосударственный пенсионный фонд «ОБРАЗОВАНИЕ»

8,39%

Негосударственный пенсионный фонд «Альянс»

9,84%

Доходность ниже инфляции

Негосударственный пенсионный фонд «Пенсионный фонд Промышленно-строительного банка»

4,86%

Негосударственный пенсионный фонд «Ренессанс Жизнь и Пенсии»

6,34%

Негосударственный пенсионный фонд «Алмазная осень»

5,03%

Негосударственный пенсионный фонд «Московия»

1,5%

Негосударственный пенсионный фонд «Промагрофонд»

4,47%

Негосударственный пенсионный фонд «Телеком-Союз»

5,6%

Негосударственный пенсионный фонд «Мечел-Фонд»

5,47%

Негосударственный пенсионный фонд «Профсоюзный негосударственный пенсионный фонд «Гарант-Проф» - некоммерческая организация - социального обеспечения

-3,7%

Негосударственный пенсионный фонд «Российский Пенсионный Фонд»

6,12%

Некоммерческая организация Негосударственный пенсионный фонд открытого акционерного общества «АВТОВАЗ»

6,45%

Негосударственный пенсионный фонд «ЦЕРИХ»

6,25%

Негосударственный пенсионный фонд «Империя»

1,6%

Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука»

6,11%

Некоммерческая организация «Национальный негосударственный пенсионный фонд»

4,94%

Некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Адекта-Пенсия»

2,44%

НПФ «Первый национальный пенсионный фонд»

6,18%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Тихий Дон»

6,34%

Межрегиональный негосударственный пенсионный фонд «АКВИЛОН»

5,27%

Негосударственный пенсионный фонд «Сберегательный»

3,76%

Негосударственный пенсионный фонд «Родник»

-4,44%

Негосударственный Пенсионный Фонд «УГМК-Перспектива»

6,07%

Негосударственный Пенсионный Фонд «Новый век»

5,63%

Негосударственный пенсионный фонд «Право»

5,91%

Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС»

6,22%

Негосударственный пенсионный фонд «Индустриальный»

5,86%


Материалы по теме

Теги:
ПФР, ФСС, ФОМС, НПФ, УК
Наверх