РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты №9

24 Сентября 2014 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №9 за 2014 г. В документе представлена информация о проверках АИЖК, электросетевых компаний, ПФР и негосударственных пенсионных фондов, администрирования консолидированных групп налогоплательщиков.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу.

Необходимо внести существенные изменения в стратегию развития Агентства по ипотечному жилищному кредитованию для повышения его эффективности

В отчете аудитора Андрея Перчяна представлены результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности реализации открытым акционерным обществом «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года».

Счетная палата проанализировала результаты основных направлений деятельности АИЖК и пришла к выводу, что она неэффективна и не вносит существенного вклада в реализацию Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в России.

В отчете отмечается, что деятельность АИЖК по развитию первичного рынка ипотечного жилищного кредитования признана неэффективной. Из 25 показателей бизнес-планов по объемам рефинансирования закладных не выполнено 23, в том числе значимых для социальной стабильности, например, выкуп закладных по продуктам для незащищенных и социально значимых слоев населения.

Деятельность АИЖК по развитию вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования признана недостаточно эффективной. Объем рынка ипотечных ценных бумаг остается незначительным и не превышает 11% от объема выданных кредитов.

Меры, принимаемые АИЖК для развития рынка строительства жилья экономкласса и арендного жилья, недостаточны. АИЖК принимало участие в реализации всего трех проектов в рамках ИКП «Арендное жилье» - выкуплено три закладных юридических лиц на общую сумму 150,5 млн. руб.

Деятельность дочернего общества – Страховой компании АИЖК не оказывает существенного влияния на рынок ипотечного жилищного кредитования. Доля застрахованных ипотечных кредитов за 2010-2013 гг. составляет всего 1,44% от общего количества.

Также в отчете указано, что деятельность Агентства по реализации Программы помощи заемщикам, испытывающим временные финансовые трудности, является неэффективной. Из 5 разработанных механизмов поддержки заемщиков 2 оказались полностью провальными. А в 2013 году Агентство прекратило деятельность по поддержке ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложном финансовом положении.

«ФСК ЕЭС» и «Россети» не обеспечили выполнение плановых параметров инвестиционных программ

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Аудит формирования и выполнения инвестиционных программ электросетевых компаний в 2011-2013 годах».

Из отчета следует, что ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ОАО «Российские сети» формировали свои инвестиционные программы, игнорируя требования действующего законодательства, а руководством компаний «ФСК ЕЭС» и «Россети» не обеспечено выполнение плановых параметров инвестиционных программ.

Инвестиционная программа «ФСК ЕЭС» в 2011-2013 гг. фактически выполнена только на 72% от запланированного ввода мощностей, в то время как фактическое финансирование составило 95% от запланированного объема. Объем незавершенного строительства в рамках инвестиционной программы на 31 декабря 2013 г. составил 500 млрд. руб.

Также в отчете отмечено, что «ФСК ЕЭС» получен чистый убыток в 2013 г. в размере более 25 млрд. руб.

Показатель чистой прибыли ОАО «Россети» имеет устойчивую тенденцию к снижению: снижение с 2011 года на 177,4 млрд. рублей, или на 242,3%, до отрицательного значения (-)250,6 млрд. руб. в 2013 году.

Средства НПФ, лишенных лицензии, переводятся в Пенсионный фонд несвоевременно и не в полном объеме

В отчете аудитора Владимира Катренко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами требований действующего законодательства при передаче средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, у которых аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, за 2012-2013 годы (совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации)».

В документе отмечено, что в период с 2009 по 2013 гг. ФСФР аннулированы лицензии 18 НПФ, в том числе в 2009 году – 5, в 2010 году – 2, в 2012 – 4, в 2013 г. – 7 НПФ. В этих НПФ формировало накопительную часть трудовой пенсии 21,8 тыс. застрахованных лиц, объем пенсионных накоплений которых составлял 776,7 млн. рублей. Большинством из этих НПФ (9 из 11) не исполнялись требования законодательства в части своевременной передачи в ПФР средств пенсионных накоплений и информации о суммах переданных средств в отношении каждого застрахованного лица

В действующем законодательстве не определена ответственность должностных лиц НПФ, у которых аннулирована лицензия, за нарушение сроков передачи средств пенсионных накоплений и представления информации о суммах средств в отношении каждого застрахованного лица.

Кроме того, в отчете отмечено, что в ходе проверки деятельности самого Пенсионного фонда были установлены нарушения действующего законодательства, связанные с несвоевременной передачей средств пенсионных накоплений. В частности, поступивших от трех НПФ с аннулированной в проверяемом периоде лицензией («Сибирский межрегиональный», «Железнодорожный», «Генеральный Пенсионный Фонд»), в государственную управляющую компанию на общую сумму 168,8 млн. рублей. Кроме того, Пенсионным фондом не исполнялись требования законодательства в части направления застрахованным лицам уведомления о суммах пенсионных накоплений, полученных от НПФ, у которых аннулирована лицензия.

В долгосрочной перспективе фактор КГН не влечет уменьшения поступлений в бюджет

В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков».

В отчете говорится, что на снижение поступления налога на прибыль от КГН в 2013 году оказали влияние следующие факторы:

- замедление темпов роста экономики (в целом по стране снижение сальдированного финансового результата составило 14 %, в том числе снижение прибыли прибыльных организаций - 3,2 % и рост убытков в 1,7 раза) и другие факторы (например, индексация налоговых ставок). Недопоступление оценивается в размере 61,1 млрд. рублей;

- рост расходов по амортизационным отчислениям (крупнейший налогоплательщик газовой отрасли увеличил амортизационные отчисления в 2013 году на 400 млрд. рублей в связи с вводом в эксплуатацию объектов по крупным инвестиционным проектам. Недопоступило только по одному этому факту 68,2 млрд. рублей);

- эффект КГН (за счет консолидации убытков внутри КГН) - 16,4 млрд. рублей, или 11,2 % от общего объема снижения.

Также отмечается, что Федеральной налоговой службой за период деятельности консолидированных групп налогоплательщиков не выработан достаточный инструментарий особых подходов к администрированию КГН для минимизации возможности злоупотребления правом.

Наверх