РУС ENG 

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм исполнены на 68,1%

5 ноября 2014 г.

Фото ИТАР-ТАСС

Счетная палата Российской Федерации подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2014 г. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе. С полной версией доклада можно ознакомиться по ссылке.

Объем ВВП в январе-сентябре 2014 г. составил в текущих рыночных ценах 52,5 трлн. руб., или 73,5% установленного законом годового объема.

Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. составил 101,5%. Существенный спад зафиксирован по инвестициям в основной капитал – 97,5% (в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. – 99,4%). В январе-сентябре 2014 г. сохранялся недостаточный уровень кредитования нефинансового сектора экономики со стороны банковской системы и ухудшались условия кредитования, что негативно отражается на динамике инвестиций в основной капитал. «Реализация существующих рисков социально-экономического развития может привести к сохранению на относительно высоком уровне оттока капитала, дальнейшему ослаблению курса национальной валюты, повышению уровня инфляции, снижению кредитной активности, в том числе и из-за ухудшения условий заимствований, понижению устойчивости банковской системы, что в конечном итоге увеличивает вероятность более сильного замедления экономической динамики по сравнению с ожидаемой оценкой», –прокомментировала данные оперативного доклада Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, по итогам 2014 г. темп роста ВВП ожидается на уровне 100,5%.

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-сентябре 2014 г. составила $105,07 за баррель, что на 2,5% ниже уровня соответствующего периода прошлого года.

При этом в последние месяцы на мировом рынке наблюдается тенденция снижения цены на нефть марки «Юралс», которая составила в сентябре текущего года $95,84 за баррель против $101,1 за баррель в августе. По расчетам Счетной палаты, при сохранении в октябре-декабре 2014 г. средней цены на нефть марки «Юралс» на уровне, сложившемся с 1 по 22 октября текущего года ($87,03 за баррель), средняя цена на нефть марки «Юралс» составит в 2014 г. $100,6 за баррель, что ниже ее ожидаемого значения на $3,4 за баррель. «Наблюдаемая в настоящее время тенденция к снижению цен на нефть марки «Юралс» свидетельствует об усилении рисков недостижения ее ожидаемого значения по итогам текущего года», – пояснила Председатель Счетной палаты.

Уровень инфляции в сентябре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 6,3% (в сентябре 2013 г. по сравнению с декабрем 2012 г. – 4,7%). В материалах Счетной палаты в течение 2014 г. неоднократно отмечалось наличие рисков недостижения в 2014 г. целевого уровня инфляции (5%) из-за возможного более высокого роста цен на продовольственные товары по сравнению с прогнозируемым уровнем и ослаблением курса рубля к доллару США. Фактические отчетные данные Росстата по уровню инфляции подтвердили обоснованность отмеченных Счетной палатой рисков превышения планируемого уровня инфляции. «Риски превышения оцениваемого уровня инфляции 7,5% на 2014 год в значительной степени обусловлены высокими инфляционными ожиданиями, связанными с возможным превышением прогнозируемых темпов роста цен на продовольственные товары из-за увеличения цен на продовольствие вследствие ограничений на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», – отметила Татьяна Голикова. Между тем, по состоянию на 27 октября 2014 г. уровень инфляции составил 7,1%, что лишь на 0,4 процентного пункта ниже ожидаемой оценки.

Рост цен на продовольственные товары составил в сентябре 2014 г. относительно декабря 2013 г. 8,4% (в сентябре 2013 г. по сравнению с декабрем 2012 г. – 4,4%). За январь-сентябрь 2014 г. среди продовольственных товаров наибольшее удорожание произошло по мясу и птице – на 17,1% (за январь – сентябрь 2013 г. – снижение на 2,8%), по сахару-песку – на 16,4% (рост на 9,7%), по рыбе и морепродуктам – на 10,7% (рост на 4,4%), по маслу сливочному – на 10,2% (увеличение на 9,9%), по молоку и молочной продукции – на 10,1% (на 7,3%).

Вывоз капитала частным сектором в январе-сентябре 2014 г., по оценке Банка России, превысил ввоз на $85,2 млрд., что на $41,1 млрд. или в 1,9 раза выше уровня аналогичного периода 2013 г. ($44,1 млрд.). «Отток капитала в истекшем периоде текущего года уже составил 85% прогнозного показателя, что свидетельствует о наличии рисков превышения запланированного порога в $100 млрд. по итогам года», - сказала Татьяна Голикова.

Доходы федерального бюджета в январе-сентябре 2014 г. составили 10,7 трлн. руб., или 75,1% годового показателя (объем нефтегазовых доходов составил 5,5 трлн. руб., или 73,5% прогнозного значения). Доля нефтегазовых доходов составила 51,4% по сравнению с 49,7% в январе-сентябре 2013 г.

Вместе с этим, ожидается недопоступление таких видов налогов, как НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, акцизы по подакцизным товарам, НДПИ, отдельные виды госпошлины, таможенные пошлины, утилизационный сбор. «Мы неоднократно обращали внимание на необходимость более точного прогнозирования при расчете доходов федерального бюджета», - отметила глава контрольного ведомства.

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ за январь-август 2014 г. по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по ним, администрируемым ФНС России, увеличилась на 36,9 млрд. руб., или на 3,3%. По состоянию на 1 сентября 2014 г. объем задолженности составил 1,17 трлн. руб., из них более 20% составляет задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства. Недоимка увеличилась на 46,5 млрд. руб., или на 11,9%, и составила 438,4 млрд. руб. «Мы считаем, что активизация работы по взысканию недоимки и сокращению задолженности является существенным резервом для увеличения доходов федерального бюджета», - обратила внимание Татьяна Голикова.

Поступления средств в федеральный бюджет от приватизации по состоянию на 1 октября 2014 г. составили 28,2 млрд. руб., или 108,6% запланированного объема. 74,3% объема поступлений обеспечили средства от продажи акций ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «Архангельский траловый флот». Поступления от приватизации в 2014 г. увеличились по сравнению с 2013 г. почти на 8 млрд. руб., или на 39,4%.

Расходы федерального бюджета в январе-сентябре 2014 г. составили 9,57 трлн. руб., или 68,1% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, что выше аналогичного показателя за последние девять лет.

В январе-сентябре 2014 г., так же как и в предыдущие годы, отмечается неравномерность исполнения расходов федерального бюджета в течение финансового года. Так уровень исполнения расходов в феврале 2014 г. почти в 2 раза превысил уровень исполнения января и в 1,9 раза уровень исполнения мая 2014 г. Расходы в январе 2014 г. исполнены значительно ниже, чем за аналогичный период в 2013 и 2012 гг.

Ниже среднего уровня (67% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями) исполнение расходов по открытой части федерального бюджета наблюдается по 60 главным распорядителям бюджетных средств, из них по 11 исполнение составило менее 50%. К примеру, исполнение расходов Центральной избирательной комиссией составило 36,7%, Федеральным космическим агентством – 40,5%, Федеральным агентством воздушного транспорта – 41%, Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств – 42,2%.

В январе – сентябре 2014 г. до главных распорядителей бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на 2014 г. в сумме 13,41 трлн. руб., из них распределено по подведомственным распорядителям средств федерального бюджета 11,76 трлн. руб., или 87,7% доведенного объема. ЛБО на плановый период 2015 г. доведены в сумме 14,1 трлн. руб., из них распределено 4,98 трлн. руб., или 35,3%. ЛБО на плановый период 2016 г. доведены в сумме 14,7 трлн. руб., из них распределено 5,07 трлн. руб., или 34,6%.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации за январь - сентябрь 2014 г. исполнены в сумме 5,2 трлн. руб., или 68,1% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями.

На уровне 1% - 40% исполнены расходы по 2 госпрограммам, на уровне 40,1% - 60% - по 7, на уровне 60,1% - 80% - по 28, на уровне более 80% - по 2. Наименьший уровень исполнения расходов наблюдается по госпрограммам «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» и «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (23,3% и 35,7% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями соответственно). Наибольший уровень исполнения сложился по госпрограммам «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. и «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 гг. (80,5% и 87,2% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями соответственно).

Кассовые расходы на реализацию ФЦП в январе -сентябре 2014 г. исполнены на уровне 49,8% показателя сводной бюджетной росписи. «В целом уровень кассового исполнения расходов на реализацию федеральных целевых программ за девять месяцев текущего года выше уровня аналогичного периода 2013 года», - отметила Татьяна Голикова.

Кассовые расходы не осуществлялись по ФЦП «Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развития инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы». По состоянию на 1 октября 2014 г. ФЦП все еще была не утверждена. Глава контрольного ведомства обратила внимание, что на ее реализацию в федеральном бюджете на 2014 г. предусмотрено 300 млн. руб.

По 21 ФЦП кассовое исполнение расходов составило ниже среднего уровня, из них по 10 ФЦП – 30% и менее. Так, кассовое исполнение расходов по ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» в январе – сентябре 2014 г. составило лишь 2%, по ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» – 2,7%, по ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» – 3,3%, по ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012 - 2017 годы» – 14,4%, по ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» – 16,3%, по ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» – 21,9%, по Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2015 года – 23,3%, по ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы – 26,8%, по ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы» – 27,6%, по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» – 30%.

По 24 ФЦП кассовое исполнение расходов превысило средний уровень, из них по 4 ФЦП кассовое исполнение составило более 75%. Так, по ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)» исполнение составило 88%, по ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)» – 84,4%, по ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» – 80,5%, по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. – 76,6%.

Фактическое исполнение расходов федерального бюджета по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд составило 1,4 трлн. руб., или 57,3% показателя доведенных лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета. «Кассовое исполнение контрактуемых расходов по главным распорядителям с объемом лимитов бюджетных обязательств более 3 млрд. рублей варьируется от 0,5% по Россвязи до 96,4% по Росимуществу», - отметила Председатель Счетной палаты. При этом она добавила, что по 25 главным распорядителям исполнение составило менее 50%.

Профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2014 г. составил 1,12 трлн. руб. (2,1% ВВП за соответствующий период) при утвержденном годовом профиците 278,6 млрд. руб.

Остатки средств федерального бюджета за январь - сентябрь 2014 г. увеличились на 2,2 трлн. руб., или на 32,9%, и на 1 октября 2014 г. составили 8,7 трлн. руб.

Совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте за январь-сентябрь 2014 г. увеличился 24% (на 685,1 млрд. руб.) и по состоянию на 1 октября 2014 г. составил 3,5 трлн. руб. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 30 сентября 2014 г. составила 16,4 млрд. руб.

Совокупный объем Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте за отчетный период увеличился на 13% (на 376,2 млрд. руб.) и составил на 1 октября 2014г. 3,3 трлн. руб. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 30 сентября 2014 г. составила 12,3 млрд. руб., на депозитах в ВЭБе – 40,8 млрд. руб.

Государственный долг Российской Федерации за январь - сентябрь 2014 г. увеличился на 321,3 млрд. руб., или на 4,3%, и составил 7,9 трлн. руб. (11% прогнозируемого объема ВВП).

Счетная палата направила оперативный доклад в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Также аналитическая записка по докладу направлена Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву.


Материалы по теме

Наверх