РУС ENG 

Минкультуры России не осуществляет должный контроль за деятельностью подведомственных учреждений

18 ноября 2014 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ИДР

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2012-2013 гг. и истекшем периоде 2014 года». Проверка проводилась в отношении двух бюджетных учреждений культуры - Российской государственной библиотеки и Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.

Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны Минкультуры России за деятельностью подведомственных ему учреждений. «Мероприятия, проводимые учреждениями на своих объектах, с Минкультуры не согласовываются. Распоряжение федеральным имуществом также осуществляется без согласования с Министерством. Кроме того, подход Минкультуры к формированию госзадания для подведомственных учреждений не позволяет обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием средств», - констатировал Александр Филипенко.

Он также сообщил, что в ходе проверки обоих учреждений были выявлены нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, в том числе неэффективное использование федеральной собственности.

ФГБУК «Российская государственная библиотека»*

По словам аудитора, финансирование государственного задания, устанавливаемого Российской государственной библиотеке (далее – Библиотека), каждый год увеличивается. При этом предусмотренные объемы ряда госуслуг уменьшаются, что соответственно приводит к увеличению нормативных затрат на их оказание. В то же время в проверяемый период исполнение Библиотекой госзадания значительно превысило плановые значения практически по всем показателям. «То есть фактическая стоимость нормативных затрат меньше стоимости, установленной при формировании госзадания, что требует пересмотра подходов к планированию госзадания и нормативных затрат на его оказание, корректировки показателей», - пояснил Александр Филипенко.

Проверка показала, что в нарушение Федерального закона «О некоммерческих организациях», Библиотекой оказывались услуги, не установленные Уставом, государственным заданием и ведомственным перечнем. В частности, в рамках выполнения государственного задания Библиотекой на безвозмездной основе предоставлялись услуги по проверке текста на заимствование (совпадение) с использованием системы «Антиплагиат» на сумму порядка 1 млн. рублей. Более того, для оказания этой услуги за счет субсидий, выделенных на выполнение госзадания, было приобретено оборудование на сумму 2,9 млн. рублей. «Указанное нарушение, - отметил Александр Филипенко, - содержит признаки нецелевого расходования бюджетных средств и требует правовой оценки со стороны Следственного комитета».

Согласно результатам проверки, Библиотекой без согласования с Минкультуры России было заключено 29 договоров на проведение мероприятий в культурно-выставочном комплексе «Дом Пашкова» на сумму 24 млн. рублей. При этом, исходя из утвержденного прейскуранта цен и количества дней, в течение которых проводились мероприятия, минимальная стоимость заключенных договоров должна была составить порядка 178 млн. рублей (расчетно). «Таким образом, учреждением недополучено доходов от внебюджетной деятельности в сумме около 153 млн. рублей (расчетно)», - подчеркнул Александр Филипенко.

В рамках реализации мероприятий ФЦП «Культура России» (2006-2011 гг.) в период с 2008 по 2011 год за счет средств федерального бюджета были оплачены проектно-изыскательские работы на строительство нового здания на ул. Воздвиженка в сумме 712,9 млн. рублей. На 2012 г. Библиотеке были предусмотрены еще 80 млн. рублей на завершение проектно-изыскательных работ, в том числе на расселение жилого дома. Однако, как показала проверка, эти средства были не использованы и возвращены в бюджет в связи с нерешенностью земельных и имущественных вопросов. «В 2013 г. Минкультуры обратилось в Правительство с предложением о переносе строительства в Новую Москву, - отметил Александр Филипенко. – Однако на момент проведения проверки этот вопрос окончательно решен не был, новый земельный участок не выделен. Таким образом, затраченные на разработку и согласование документации бюджетные средства в сумме 712,9 млн. рублей были использованы без достижения заданного результата».

Проверка эффективности использования Библиотекой федеральной собственности, в частности, показала, что на балансе Библиотеки числится оздоровительный лагерь, объекты и земельный участок которого не используются с 1996 г. При этом Библиотека тратит на его содержание средства, в том числе из федерального бюджета. Например, в проверяемый период было затрачено почти 840 тыс. рублей бюджетных средств.

Кроме того, расположенное на территории Библиотеки здание площадью 400 кв. метров со всеми коммуникациями используется под офис сторонней организацией. «Здание на балансе Библиотеки не числится, документов о закреплении его за Библиотекой и договора на пользование сторонней организацией нет. При этом коммунальные платежи сторонней организацией не осуществлялись, а расходы по его содержанию несла Библиотека», - отметил аудитор.

В числе нарушений аудитор также отметил предоставление Библиотекой без согласия собственника в пользование сторонней организации помещения на ул. Воздвиженка для организации услуг питания. «Фактически сторонней организацией использовалось помещение площадью 990 кв. метров, а возмещение затрат на коммунальные услуги по договору осуществлялось из расчета за 249,6 кв. метров», - констатировал аудитор.

ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»**

Как отметил аудитор, докладывая о результатах проверки Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (далее – Агентство), расходы по содержанию Агентства, включая прочие услуги (вневедомственная охрана, нотариальные услуги, уборка территории и другие) составляют 43% от общей суммы расходов, а на проведение работ по ремонту и реставрации объектов культурного наследия, являющихся одним из основных видов деятельности – 33,0%. «При этом, несмотря на рост доходов Агентства, расходы на ремонтно-реставрационные работы в 2013 году снизились на 15% по сравнению с предыдущим годом», - подчеркнул аудитор.

Дебиторская задолженность Агентства от приносящей доход деятельности возросла более чем на 18%. Причем по 2 арендаторам задолженность на сумму более 90 млн. рублей (без учета пени) является нереальной к взысканию в связи с проведением процедуры их банкротства.

Согласно результатам проверки, в государственное задание, установленное Агентству на 2014 г., была включена работа, не предусмотренная ведомственным перечнем государственных услуг. Установлено также, что ни в госзадании, ни в соглашениях о предоставлении субсидии на его финансовое обеспечение, не определены конкретные объекты, на которых должны быть организованы мероприятия по выполнению работ. В отчетах Агентства об исполнении госсзадания информация об объектах, на которых проводятся ремонтно-реставрационные работы, также не представлена. «Таким образом, отсутствует возможность контроля за целевым использованием предоставленных субсидий», - подчеркнул Александр Филипенко.

По словам аудитора, распоряжение федеральным имуществом осуществлялось Агентством с нарушениями действующего законодательства. Так, 15 объектов недвижимого имущества, числящиеся на балансе Агентства в составе основных средств, в реестр федерального имущества не внесены. Не зарегистрированы 14 договоров аренды. Кроме того, охранные обязательства оформлялись арендаторами и пользователями объектов с нарушением сроков, предусмотренных договорами, до 8 лет.

В качестве примера отсутствия контроля со стороны Агентства за использованием вверенного ему имущества аудитор привел случай, когда арендатор объекта культурного наследия «Жилой дом, начало XIX» передал его в субаренду без уведомления Агентства. «При том, что передача объекта в субаренду состоялась в сентябре 2012 г., Агентством этот факт был установлен только в 2013 году. Исковое заявление о выселении субарендатора из занимаемых площадей подано в Арбитражный суд в июне 2014 года», - подчеркнул Александр Филипенко.

Проверкой также установлено, что в октябре 2013 г. Агентством был перечислен аванс ООО «АРТ-Реставрация» в сумме 9,3 млн. рублей за ремонтно-реставрационные работы на усадьбе Кривякино со сроком исполнения 10 месяцев. На момент проведения проверки работы не проводились, разрешение на их производство отсутствует. При этом авансированные средства возвращены не были. «Исковое заявление в суд о взыскании денежных средств было направлено Агентством за несколько дней до окончания проверки», - уточнил аудитор.

Помимо этого, еще по 2 объектам культурного наследия (Усадьба Филимонки и Усадьба Знаменское-Губайлово) в 2011 г. была разработана научно-проектная документация, однако, реставрация объектов до сих пор не начата.

Коллегия приняла решение направить представления руководителям проверенных учреждений, информационные письма в Минкультуры и Росимущество, обращения - в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.

Справка:

* По состоянию на 1 января 2014 г. на праве оперативного управления ФГБУК «Российская государственная библиотека» использует и распоряжается имуществом в количестве 19 объектов, из них 5 земельных участков общей площадью 7,1 га балансовой стоимостью 4,1 млрд. рублей.

В проверяемый период Минкультуры России были предусмотрены Библиотеке субсидии за счет средств федерального бюджета в общей сумме 6,1 млрд. рублей, в том числе на финансовое обеспечение государственного задания – 4,8 млрд. рублей, на иные цели – 1,3 млрд. рублей. Кассовое исполнение субсидий федерального бюджета Библиотекой в 2012 г. составило 1,5 млрд. рублей (85,9%), в 2013 г. – 1,8 млрд. рублей (79,5%), за первое полугодие 2014 г. – 860,1 млн. рублей (40,0%).

** По состоянию на 1 января 2014 г. на праве оперативного управления ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» использует и распоряжается имуществом в количестве 271 объекта культурного наследия, из них 30 земельных участков общей площадью 17,4 га, общей балансовой стоимостью 5,5 млрд. рублей.

В проверяемый период Минкультуры России были предусмотрены Агентству субсидии федерального бюджета в общей сумме 125,4 млн. рублей, в том числе на финансовое обеспечение государственного задания – 123,8 млн. рублей; на иные цели – 1,6 млн. рублей. Кассовое исполнение субсидий федерального бюджета Агентством в 2012 г. составило 40,4 млн. рублей, (99,6%), в 2013 г. – 35,3 млн. рублей (75,2%), за 1 полугодие 2014 г. – 12,3 млн. рублей (32,5%).


Материалы по теме

Наверх