РУС ENG 

За 9 месяцев 2014 г. выявлено порядка 400 нарушений законодательства о закупках на общую сумму около 112 млрд. рублей

25 ноября 2014 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы за 9 месяцев 2014 г.». Мониторинг проводился на основании информации, представленной Минэкономразвития России, Федеральным казначейством, Федеральной антимонопольной службой, Общероссийским народным фронтом и другими. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Проведенный мониторинг показал, что цели, которые были поставлены перед новым законодательством в сфере закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), в настоящее время не достигнуты.

В частности, не выполнена задача повышения эффективности проводимых закупок. «Относительная экономия бюджетных средств по результатам осуществления закупок составила всего 4%., - подчеркнул Максим Рохмистров. – что практически в 2 раза ниже аналогичного периода 2013 года».

По мнению специалистов, снижение уровня экономии бюджетных средств может быть связано как с более внимательным подходом заказчиков к обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов, т.е. определением стартовой цены закупки, наиболее приближенной к сложившейся на рынке, так и с не высоким уровнем конкуренции на торгах.

На низком уровне остается и прозрачность закупок. «До настоящего времени срок запуска единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) не определен», - отметил Максим Рохмистров. В этой связи он также сообщил, что работа по обеспечению создания ЕИС была начата в 2013 году. В рамках соответствующего государственного контракта Минэкономразвития России были разработаны и приняты концепция и техническое задание на создание ЕИС как новой системы. Однако в течение 9-ти месяцев 2014 г. эти результаты не использовались. В конце сентября 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации функционал по созданию и развитию ЕИС был передан от Минэкономразвития России Федеральному казначейству. Ранее также было принято решение, что ЕИС будет создаваться на базе аппаратно-программного комплекса официального сайта zakupki.gov.ru, что, по мнению аудитора, ставит под сомнение возможность использования ранее разработанного технического задания на ее создание. «Учитывая, что для формирования программно-аппаратного комплекса ЕИС и ее опытной эксплуатации необходим определенный срок, а конкурс на разработку системы до настоящего времени не объявлен, декларируемая задача по повышению прозрачности закупок за счет внедрения ЕИС в 2014–2015 годах выполнена не будет», - констатировал Максим Рохмистров.

Помимо этого, не внедрена система планирования и обоснования закупок. По словам аудитора, статьи, регулирующие этап планирования закупок и процесс их обоснования, в том числе на основе нормирования, вступают в силу с 1 января 2015 года. Однако, учитывая, что план закупок формируется заказчиком в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета, полноценное планирование может начаться только для закупок, намеченных к осуществлению с 2016 г. В связи с этим задача по регулированию всего цикла закупок в течение 2014-2015 гг. выполнена не будет. С такой же отсрочкой будет внедряться и система нормирования, как неотъемлемая часть планирования закупок, что в свою очередь повлияет на эффективное решение задачи по пресечению закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами.

В своем выступлении аудитор также обратил внимание на большое количество нарушений, выявляемых в сфере закупок. «За 9 месяцев текущего года по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты выявлено порядка 400 нарушений законодательства о закупках (как процедурного, так и финансового характера) на общую сумму около 112 млрд. рублей», - сообщил Максим Рохмистров. При этом основная часть нарушений касается закупок, проведенных в 2013 г., а также контрактов, заключенных в 2014 г. по переходным положениям Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, в рамках проводимого Счетной палатой мониторинга закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей установлено, что за 9 месяцев 2014 г. четыре государственных контракта на общую сумму более 10 млрд. рублей были заключены федеральными заказчиками с организациями, которые в той или иной степени контролируются юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. «При этом в законодательстве до настоящего времени отсутствуют нормы, ограничивающие участие в государственных закупках офшорных компаний», - подчеркнул аудитор.

Результаты проведенного анализа также свидетельствуют об отсутствии положительной динамики по уменьшению нарушений законодательства о закупках, выявляемых другими контрольными органами. Так, 280 нарушений выявил Росфиннадзор, 189 нарушений – Рособоронзаказ, ФАС России по результатам плановых и внеплановых проверок выявляет нарушения в 58,5% закупок, осуществляемых по новому законодательству.

Кроме того, на Коллегии была отмечена необходимость повышения роли общественного контроля в сфере закупок. В настоящее время активную позицию в этом отношении занимает Общественный народный фронт (проект «За честные закупки»), обративший внимание на такие проблемные аспекты нового законодательства, как, например, отсутствие механизма предоставления преференций в отношении российских товаров, работ, услуг и непроработанность вопроса общественного обсуждения закупок стоимостью от 1 млрд. рублей и более.

Также требует совершенствования и организационная структура управления контрактной системой, в том числе в части координации подготовки нормативных правовых актов и ведомственных документов в соответствии с Планом внедрения Федерального закона № 44-ФЗ. «Анализ принятия в 2014 году подзаконных актов, предусмотренных соответствующими планами мероприятий, показал, что по состоянию на 28 октября 2014 года Правительством Российской Федерации из 34-х нормативных правовых актов принято 11, федеральными органами исполнительной власти из 8-ми ведомственных нормативных правовых актов принято 5», - отметил Максим Рохмистров.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Минэкономразвития России с предложениями по внесению ряда изменений в Федеральный закон о контрактной системе, в том числе о введении нормы, ограничивающей участие в государственных закупках оффшорных компаний.


Ключевые факты

  1. Цели, которые были поставлены перед новым законодательством в сфере закупок, в настоящее время не достигнуты.

  2. Относительная экономия бюджетных средств по результатам осуществления закупок составила всего 4%, что практически в 2 раза ниже аналогичного периода 2013 г.
  3. До настоящего времени срок запуска единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) не определен.
  4. За 9 месяцев 2014 г. выявлено порядка 400 нарушений законодательства о закупках на общую сумму около 112 млрд. руб.

Материалы по теме

Наверх