РУС ENG 

Существуют риски невыполнения в 2014 г. ряда мероприятий ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 гг.

23 Декабря 2014 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ С.Савостьянов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». С отчетом выступил аудитор Счетной палаты Сергей Мовчан.

Как было отмечено на Коллегии, начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы Российской Федерации было положено в ходе реализации федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг.* и на 2007-2012 гг.** «Их реализация позволила существенно расширить судебную систему за счет формирования новых институтов, обеспечивающих исполнение судебных решений, и распределения компетенции судов общей юрисдикции различных уровней в целях оптимизации процессов судопроизводства», - отметил в ходе своего выступления Сергей Мовчан.

При этом он подчеркнул, что, несмотря на положительные результаты, остался нерешенным ряд важных проблем, касающихся дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации. Для решения указанных проблем была разработана новая ФЦП на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406). «В качестве основной цели новой Программы было определено повышение качества осуществления правосудия и совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Общий объем расходов на реализацию мероприятий ФЦП определен в объеме 90,2 млрд. рублей, что составляет 85,4% от общего объема бюджетных ассигнований, выделенных на две предыдущие программы», - сообщил аудитор.

Проведенный анализ показал, что мероприятия исследуемой ФЦП в основном направлены на развитие имущественного комплекса судебной системы и лишь в незначительной степени на формирование доверия граждан к правосудию. Из паспорта исследуемой Программы были исключены целевые индикаторы, которые позволяли получить достаточно объективную оценку отношения общества к судебной системе в целом. «Внесение указанных изменений фактически исключает мероприятия по проведению ежегодного мониторинга реализации Программы и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами, что ограничит возможность контроля за достижением целей и решением задач Программы», - заявил Сергей Мовчан.

Нормативно-правовое обеспечение управления реализацией ФЦП в 2013-2014 гг. в части полномочий государственного заказчика-координатора Программы (Минэкономразвития России) по управлению реализацией ФЦП не в полной мере отвечает требованиям руководящих документов. Так, Минэкономразвития России не разработано Положение об управлении реализацией целевой программы, предусмотренное Порядком разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Требует актуализации порядок организации в Минэкономразвития работ с федеральными целевыми программами и федеральной адресной инвестиционной программой.

Согласно результатам анализа реализации ФЦП за 2013 г, из 15 целевых индикаторов и показателей плановые значения были достигнуты по 13 позициям. При этом оценка общей эффективности реализации ФЦП в 2013 г, рассчитанная Минэкономразвития России, составила 116,8%, что говорит о необъективности проведенных расчетов.

Предварительный анализ итогов реализации мероприятий ФЦП за 9 месяцев 2014 г. выявил наличие рисков невыполнения ряда программных мероприятий.

Так, могут быть не освоены в полном объеме бюджетные инвестиции в сумме 352,47 млн. рублей, выделенные Минюсту России на реконструкцию административных зданий государственных судебно-экспертных учреждений, по причине длительного прохождения проектно-сметной документацией государственной экспертизы. Аналогичная ситуация может сложиться и с бюджетными ассигнованиями в сумме 181,11 млн. рублей, выделенными на оснащение современной приборной базой и информатизацию государственных судебно-экспертных учреждений по причине продолжающейся подготовки к процедуре размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.

Анализ исследуемой ФЦП и двух подпрограмм госпрограммы «Юстиция» показал, что при разных государственных заказчиках-координаторах (Минэкономразвития и Минюст России) осуществляется развитие одних и тех же процессов, что создает основу для неоптимального использования бюджетных и иных ресурсов.

Кроме того, в системе арбитражных судов отсутствует План информатизации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг., прошедший экспертную оценку в Минкомсвязи России, а также нормативные затраты на информатизацию арбитражных судов, что создает риски неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на эти цели.

Помимо этого, на Коллегии отмечалось, что мероприятия по объединению Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не оказали отрицательного влияния на степень достижения плановых показателей результативности мероприятий Программы. Вместе с тем, Счетная палата считает целесообразным рассмотреть вопрос о включении в действующую ФЦП комплекса мероприятий, связанных с созданием условий для функционирования Верховного Суда Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге, ресурсное обеспечение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств, учтенных в настоящее время в непрограммной части федерального бюджета. «Это позволит сосредоточить в Программе государственные ресурсы, направляемые на развитие судебной системы в части создания необходимых условий для обеспечения правосудия и обеспечит применение программно-целевого метода планирования и осуществления расходов средств федерального бюджета», - резюмировал свое выступление Сергей Мовчан.

Коллегия приняла решение направить информационные письма – в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

*ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. Цель – развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Общий объем финансирования расходов 44,9 млрд. рублей. В ходе реализации мероприятий ФЦП основные усилия и ресурсы (84,3% от общего объема расходов на ФЦП) были направлены на увеличение штатной численности судебного корпуса, создание мировой юстиции, повышение заработной платы судей и работников аппаратов судов, информатизацию деятельности судов

ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 гг. Цель - повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Общий объем расходов составил 60,7 млрд. рублей. Большая часть ресурсов направлена на расходы инвестиционного характера (83,6%): строительство и реконструкцию зданий судов общей юрисдикции, арбитражных судов, зданий для размещения территориальных органов Судебного департамента и приобретение жилья для судей и работников аппаратов судов.


Материалы по теме

Наверх