РУС ENG 

В рамках Комплексной программы создания технопарков практически не начато строительство трех

13 января 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/Ю.Машков

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка обоснованности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»*. С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

Аудитор отметил, что на момент проверки из 16 технопарков, на строительство которых в рамках Комплексной программы выделялись бюджетные средства, практически не начато строительство трех: в Московской области (2) и в Санкт-Петербурге (1). А предоставленные в 2007 г. средства субсидии 241,7 млн. руб. возвращены в федеральный бюджет. Полностью закончено строительство только 5 технопарков: по одному – в Кемеровской и Тюменской областях и трех – в Татарстане.

Как пояснил Сергей Агапцов, сейчас строительство 8 технопарков находится на разных стадиях завершенности: в 5 из них уже размещены компании-резиденты, но строительство всех объектов не закончено (в Мордовии, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской и Самарской областях). В оставшихся 3 технопарках (в Калужской, Свердловской областях и г. Москве) степень готовности объектов недвижимости не позволяет разместить компании-резиденты. Всего в рамках программы на 1 июля 2014 г. введено 26 объектов недвижимости, к концу текущего года планируется ввести в эксплуатацию еще 19 объектов.

При этом, как сообщил аудитор, в ходе проверки оказалось невозможно определить общую балансовую стоимость объектов технопарков, введенных в эксплуатацию, поскольку у Минкомсвязи отсутствует информация по ряду из них. Также у министерства отсутствуют информация об оформлении прав собственности регионов на данные объекты.

На 1 июля текущего года экспорт продукции осуществляется по 3 технопаркам (от 2 до 6 % общей выручки компаний-резидентов). Но из всех технопарков только 5 имеют значимые достижения по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Кроме того, по 4 из 13 технопарков отсутствуют фактические показатели результативности реализации программы (в Калужской Пензенской, Свердловской областях и в г. Москве). Плановые значения не достигнуты ни по одному из 9 оставшихся технопарков.

По показателям наиболее успешно развиваются «Академпарк» в Новосибирске - объем произведенных 156 компаниями-резидентами продукции и услуг в сфере высоких технологий в 2013 г. составил 6,46 млрд. руб. А также «Технопарк Мордовия» в части НИОКР - в 2013 г. получено 67 патентов на изобретение и зарегистрировано 44 программы для ЭВМ.

Вместе с тем, в Республике Татарстан «ИТ-парк» (Набережные Челны), функционирующий с 2012 г. и разместивший 70 компаний-резидентов, представил информацию о получении одного свидетельства о госрегистрации программы для ЭВМ.

По результатам контрольного мероприятия выявлен ряд недостатков в деятельности Минкомсвязи. «Так, Счетная палата неоднократно отмечала, что Минкомсвязью по различным причинам затягивались сроки разработки нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета», - сообщил Сергей Агапцов.

Аудитор привел пример: в 2013 г. субсидии в рамках Комплексной программы были перечислены министерством 4 регионам в последних числах декабря. Таким образом, региональные власти фактически были лишены возможности расходования средств и вынуждены были вернуть в январе 2014 г. в федеральный бюджет 992,7 млн. руб. Указанные средства вновь были перечислены в регионы в марте - апреле 2014 г.

Сергей Агапцов сообщил, что 3 из 6 ведомственных актов Минкомсвязи по реализации Комплексной программы в 2013 и 2014 гг. приняты с нарушением установленного срока, а один – с опозданием более чем на 7 месяцев.

«Кроме того, вызывает сомнение объективность показателя «Количество созданных рабочих мест в технопарке, – отметил аудитор. - В представленной министерством информации количество созданных рабочих мест на 1 января текущего года на 3 тыс. больше, чем установлено в результате выборочной проверки в ходе контрольного мероприятия».

Имеются недостатки и в организации исполнения полномочий регионами. По результатам проверки исполнения Нижегородской и Самарской областями обязательств по созданию технопарков установлены факты использования бюджетных средств как минимум на 115,9 млн. руб. на цели, не относящиеся к целям предоставления субсидий из федерального бюджета. служебных обязанностей или возможном наличии коррупционной составляющей.

При проектировании и строительстве «ИТ-парка Анкудиновка» более 75% средств федерального бюджета (около 788 млн. руб.) направлено на создание инженерной инфраструктуры в г. Нижний Новгород, а оставшиеся средства – на строительство основных объектов технопарка, которое так и не завершено. За счет средств, предусмотренных на технопарк, на территории Нижнего Новгорода построен водовод, имеющий технические характеристики, сомнительные для объекта, предназначенного исключительно для нужд технопарка: диаметр 1,2 м., протяженность более 14 км. При этом протяженность данного водовода по территории технопарка составляет порядка 0,6 км., а диаметр существующих городских сетей водовода – в среднем порядка 0,5 м. То есть данный водовод предназначен не только для нужд технопарка, но и для нужд всего города. Между тем увеличение проектной мощности и протяженности водовода привели к увеличению затрат с планируемых 88,2 млн. до 1,2 млрд. руб. бюджетных средств.

В нарушение принципа эффективности при создании технопарка в Нижегородской области средства федерального бюджета в размере 62,4 млн. руб. и средства бюджета Нижегородской области в размере 24,6 млн. руб. израсходованы на проектирование инженерной инфраструктуры и социальных объектов «ИТ-парка Анкудиновка», проектная документация по которым не будет использована при строительстве.

В результате проверки документов по строительству технопарка «Жигулевская долина» выявлен факт завышения затрат: первоначальная стоимость его отдельных объектов, отраженная в актах приема-передачи, превышает фактическую стоимость, подтвержденную первичными документами, на 150,3 млн. руб.

Кроме того, в 2011 г. при строительстве технопарка за счет бюджета Самарской области было приобретено оборудование на 218,9 млн. руб., необходимость в котором тогда отсутствовала из-за того, что оно предназначалось для монтажа в зданиях, строительство которых только начиналось и до сих пор не закончено. Аналогично при строительстве технопарка «Рамеев»: приобретенное в 2011-2012 гг. за счет средств областного бюджета оборудование на сумму 139 млн. руб. до настоящего времени находится на складе. Более двух лет технологическое оборудование в Пензенской области хранится в сооружении, которое находится в аварийном состоянии, а в Самарской – на открытой местности на территории строительства технопарка.

«В связи с несвоевременным приобретением и необеспечением условий для сохранности дорогостоящего оборудования для технопарков существуют риски его морального и физического износа, то есть снижения стоимости до момента ввода в эксплуатацию (вплоть до его утраты)», - отметил аудитор.

На момент окончания проверки «ИТ-парк Анкудиновка», как и технопарк «Рамеев», не имеют фактических показателей результативности реализации проектов.

По состоянию на август текущего года здание бизнес-инкубатора «ИТ-парка Анкудиновка» наполовину пустовало: в нем располагалось только 3 компании-резидента, несмотря на представляемую в Минкомсвязь отчетность о заключении договоров с 33 резидентами.

Распоряжением Правительства РФ 6 декабря текущего года бюджету Нижегородской области для окончания строительства «ИТ-парка Анкудиновка» в 2014 г. предоставлено право на получение субсидии из федерального бюджета в размере 214,6 млн. рублей. «С учетом сроков принятия решения о выделении дополнительного финансирования освоение средств практически невозможно», – констатирует Сергей Агапцов.

В свою очередь, Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров признал, что результаты реализации Комплексной программы, к сожалению, далеки от ожидаемых. «Сроки строительства затянулись, и только в конце текущего года** (если регионы не подведут) будут введены в эксплуатацию 6 оставшихся объектов, и тем самым будет решена первая задача комплексной программы «Создать технопарки», – заверил он. Министр также пояснил, что из-за отставания в решении этой задачи об эффективности реализации Комплексной программы возможно будет говорить лишь к концу 2018 г., когда технопарки должны быть загружены не менее чем на 90 %, бюджетная эффективность - составить 55 % (возврат проинвестированных средств в виде налогов), а доля экспорта продукции высоких технологий в выручке компаний-резидентов – не менее 12 %.

Коллегия приняла решение направить обращение в Генпрокуратуру РФ. Представления Счетной палаты направлены Министерству связи и массовых коммуникаций РФ; Правительству Нижегородской области; Правительству Пензенской области; Правительству Самарской области. Информация об итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия направлен также в Совет Федерации и Государственную Думу.

Справочно:

*Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р (с изменениями) была одобрена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в соответствии с которой в период 2006-2014 гг. планировалось создать технопарки в сфере высоких технологий на территориях 12 регионов России.

К концу текущего года освоение средств федерального бюджета составит 94,7 %. В рамках Комплексной программы в 2007 – 2014 гг. была осуществлена государственная поддержка создания и развития 16 технопарков в 13 регионах России: в Мордовии, Татарстане (три технопарка), Калужской, Кемеровской, Московской (два технопарка), Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Свердловской и Тюменской областях, г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Тамбовской области средства федерального бюджета не выделялись. Таким образом, за счет бюджетных средств, выделенных на реализацию Комплексной программы, в период 2007 – 2014 годов осуществлялось строительство13 технопарков в 11 субъектах Российской Федерации.

За период с 2007 г. по настоящее время на реализацию Комплексной программы были предоставлены бюджетные средства на общую сумму 30,5 млрд. рублей (13,1 млрд. – из федерального бюджета, 17,5 млрд. – из 11 региональных).

** 2014 г.


Ключевые факты

  1. Из 16 технопарков, на строительство которых в рамках Комплексной программы выделялись бюджетные средства, практически не начато строительство трех: в Московской области (2) и в Санкт-Петербурге (1).
  2. Только 5 технопарков имеют значимые достижения по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
  3. Увеличение проектной мощности и протяженности водовода "ИТ-парка Анкудиновка" привели к росту затрат с планируемых 88,2 млн. до 1,2 млрд. рублей

Материалы по теме

Наверх