РУС ENG 

Счетная палата провела проверку финансирования строительства атомных электростанций в России

15 января 2015 г.

Фото: ИТАР-ТАСС / Интерпресс / Г.Сафонов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2011 – 2013 годах на реализацию мероприятий по строительству энергоблоков на действующих атомных электростанциях, связанных с развитием атомного энергопромышленного комплекса в рамках Программы деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009 – 2015 годы)». Проверка носила плановый характер. С докладом по теме выступил аудитор Валерий Богомолов.

По словам Валерия Богомолова, согласно решению Правительства Российской Федерации общее финансирование мероприятий Программы деятельности ГК «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 гг.), направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций, было уменьшено на 18,4% до 941,8 млрд. руб., при этом бюджетное финансирование было сокращено на 30% до 424,6 млрд. руб. Аудитор отметил, что сроки строительства 7 из 9 строящихся энергоблоков атомных электростанций* были увеличены, а показатели их общей мощности и выработки электрической энергии существенно снижены.

Аудитор сообщил, что финансирование мероприятий, направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций в 2011-2013 гг. суммарно составило 184,8 млрд. руб., что соответствовало финансовым показателям Программы деятельности ГК «Росатом». Между тем, Валерий Богомолов обратил внимание, что концерн Росэнергоатом в 2011-2013 гг. финансировал филиалы за счет бюджетных инвестиций неравномерно. Так, по его словам, в IV квартале каждого финансового года до филиалов доводилось от 52,3% до 68,4% от годовых обязательств.

По словам Валерия Богомолова, средства имущественного взноса из Росатом поступали в Росэнергоатом через «Атомэнергопром» на основании трехстороннего инвестиционного соглашения. Вместе с тем, отметил он, движение указанных средств в 2012-2013 гг. от «Атомэнергопрома» в отдельных случаях осуществлялось с задержкой до 76 дней, что является нарушением сроков, установленных указанным соглашением.

Аудитор сказал, что, несмотря на то, что инвестиционная деятельность ГК «Росатом» в основном соответствовала стратегическим документам Российской Федерации в области развития атомной электроэнергетики, отдельные показатели, установленные Программой деятельности ГК Росатом и государственной программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» не выполнены. По его словам, ГК «Росатом» нарушены сроки ввода в эксплуатацию IV-ого энергоблока Белоярской АЭС (пуск осуществлен в 2014 г. вместо запланированного 2012 г.). Также пуск I-ого энергоблока Нововоронежской АЭС не будет осуществлен в 2014 г., что в свою очередь может привести к срыву срока пуска II-ого энергоблока в 2015 г. Кроме этого, существует риск нарушение сроков пуска III-ого и IV-ого энергоблоков Ленинградской АЭС и I-ого энергоблока Нижегородской АЭС, поскольку концерном Росэнергоатом до настоящего времени так и не началось их строительство.

В ходе выступления аудитором отмечено, что строительство энергоблоков атомных станций на Ленинградской АЭС, Нововоронежской АЭС и Белоярской АЭС ведется с превышением от 12 до 38 месяцев нормативных сроков строительства, утвержденных госэкспертизой, что в конечном итоге может привести к удорожанию реализации проектов.

Валерий Богомолов сообщил, что выездной проверкой Счетной палаты установлены факты неудовлетворительной работы генеральных подрядчиков ГК «Росатом» ОАО «Атомэнергопроект» и ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Атомэнергопроект» (в настоящее время – ОАО «Атомпроект») на объектах строительства Ленинградской АЭС и Нововоронежской АЭС. Аудитор отметил, что строительство I-ых очередей АЭС ведется в отсутствии необходимых положительных заключений Главгосэкспертизы. По его словам, на стройплощадке Ленинградской АЭС-2 отсутствует синхронизация графиков поставки оборудования и проведения строительно-монтажных работ, в результате чего оборудование стоимостью более 6,7 млрд. руб. к моменту физического пуска перестанет быть гарантийным.

Аудитор привел пример, когда строительство I-ого и II-ого энергоблоков Ленинградской АЭС-2 в июле 2011 г. было приостановлено более чем на 1 год по причине нарушения ОАО «СПбАЭП» технологии строительства при сооружении I-ого энергоблока АЭС, в результате которого произошло обрушение армокаркаса наружной защитной оболочки реактора. В результате инцидента, сообщил он, предполагаемая сумма удорожания строительства АЭС может составить 45,5 млн. руб.

Аудитор сказал, что объем незавершенного строительства АЭС в России в 2011-2013 гг. возрос в 2,5 раза, составив 342,6 млрд. руб. По словам аудитора, увеличение сроков строительства ведет к увеличению стоимости реализации объектов. Валерий Богомолов привел пример, когда в результате продления сроков строительство I-ой очереди Ленинградской АЭС (завершение строительства I-ого энергоблока перенесено с 2013 г. на 2015 г., II-ого энергоблока - с 2014 г. на 2017 г.) увеличение стоимости строительно-монтажных работ может составить порядка 4 млрд. руб.

Валерий Богомолов сообщил, что Минэнерго России и ГК «Росатом» в 2011-2013 гг. осуществляли некачественное планирование взаимосвязей мероприятий по строительству АЭС и развитию электросетевого комплекса под транспортировку вырабатываемой электроэнергии до потребителей. Он отметил, строительство II-ого, III-его и IV-ого энергоблоков Ленинградской АЭС ведется на территории, где уже функционируют действующие АЭС, при этом пропускная способность электросетей позволяет одновременно транспортировать электроэнергию не более 5-ти энергоблоков. «Сроки ввода новых и вывода старых энергоблоков из эксплуатации, утвержденные программой деятельности Росатома, предусматривают в период с 2017 по 2024 гг. одновременное функционирование 6-ти энергоблоков, что физически невозможно», - подчеркнул аудитор.

Аудитор обратил внимание на высокую долю заемных средств в общем объеме инвестиционного капитала концерна Росэнергоатом, в 2013 г. она составила 31% (63,5 из 205 млрд. руб.). При этом по его словам, на погашение займов и выплат процентов по ним концерн направлял до 68% своего Резерва развития. «Инвестиции за счет внешних займов на фоне дальнейшего снижения финансирования из собственных средств может привести к недофинансированию инвестиционных объектов или превышению рекомендуемых пределов долговых обязательств по займам», - сказал Валерий Богомолов.

На заседании Коллегии выступил генеральный директор Росэнергоатома Евгений Романов. В своем выступлении он отметил, что перенос сроков строительства энергоблока № 1 Нововоронежской АЭС на более поздний период связан с тем, что был изменен приоритет по развитию электроэнергетики в Южном регионе Российской Федерации. В связи с этим, по его словам, было принято решение об опережающем вводе в эксплуатацию энергоблока № 3 Ростовской АЭС.

Перенос строительства энергоблоков № 3 и № 4 Ленинградской АЭС произойдет в результате продления нормативных сроков эксплуатации действующих атомных энергоблоков типа РБМК, на которых специалистами Росэнергоатома была решена проблема с деградацией графитовой кладки.

Евгений Романов отметил, что на переносы сроков строительства атомных станций также значительное влияние оказало снижение бюджетного финансирования в период 2009-2015 гг. на 180 млрд. руб.

По словам гендиректора Росэнергоатома, в настоящий момент проводится работа по синхронизации сроков строительства энергоблоков атомных электростанций и внесению изменений в действующие программные документы, в том числе в долгосрочную программу деятельности ГК Росатом и государственную программу развития атомного энергопромышленного комплекса.

Коллегия приняла решение направить представления генеральному директору ГК «Росатом» Сергею Кириенко, генеральному директору ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгению Романову, и.о. генерального директора ОАО «Атомэнергопроэкт» Леониду Егорову, а также генеральному директору ОАО «Атомпроект» Сергею Онуфриенко. Отчет направлен в Палаты Федерального Собрания РФ.

*Речь идет о Белоярской АЭС (IV-ый энергоблок), Нововоронежской АЭС-2 (I-ый и II-ой энергоблоки), Ленинградской АЭС-2 (I-ый и II-ой энергоблоки), Ростовской АЭС (III-ий и IV-ый энергоблоки) и Балтийской АЭС (I-ый и II-ой энергоблоки).

Справочная информация:

Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» - орган управления использованием атомной энергии, наделенный полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять госуправление использованием атомной энергии; госуправление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

АО «Атомный энергопромышленный комплекс» - компания, консолидирующая гражданские активы российской атомной отрасли, обеспечивает полный цикл производства в сфере ядерной энергетики, от добычи урана до строительства АЭС и выработки электроэнергии.100% акций АО «Атомэнергопром» принадлежит ГК «Росатом».

ОАО «Концерн Росэнергоатом» - энергетическая компания, оператор российских атомных электростанций. Основным видом деятельности концерна является производство электрической и тепловой энергии атомными станциями и выполнение функций эксплуатирующей организации ядерных установок (атомных станций), радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. 97% акций принадлежит АО «Атомэнергопром», 3% акций – ГК «Росатом».

Схема. «Финансирование мероприятий строительства атомных станций в России за счет бюджетных средств»

Росавтом.jpg


Ключевые факты

  1. Финансирование мероприятий, направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций в 2011-2013 гг. суммарно составило 184,8 млрд. руб.

  2. Объем незавершенного строительства АЭС в России в 2011-2013 гг. возрос в 2,5 раза, составив 342,6 млрд. руб.

  3. Минэнерго России и ГК «Росатом» в 2011-2013 гг. осуществляли некачественное планирование взаимосвязей мероприятий по строительству АЭС и развитию электросетевого комплекса под транспортировку вырабатываемой электроэнергии до потребителей.

  4. Доля заемных средств в общем объеме инвесткапитала концерна Росэнергоатом, в 2013 г. она составила 31% (63,5 из 205 млрд. руб.).


Материалы по теме

Наверх