РУС ENG 

Не все медучреждения обеспечили выполнение плановых показателей мероприятий по модернизации здравоохранения

19 января 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Р.Шамуков

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных в 2012 году на реализацию мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, полномочия собственника которых осуществляют Минздрав России, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и Российская академия медицинских наук (РАМН)». В том числе в рамках контрольного мероприятия проведены проверки в федеральных государственных бюджетных учреждениях Минздрава России: Федеральном медицинском исследовательском центре имени В.А. Алмазова, Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова и Лечебно-реабилитационном центре. С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.

На Коллегии отмечалось, что в 2012 г. на реализацию мероприятий по модернизации федеральных государственных учреждений*, подведомственных Минздраву России, ФМБА России и РАМН, за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования было выделено 24,9 млрд. рублей**. «Освоение средств составило почти 100%», - отметил на Коллегии Александр Филипенко

При полном освоении средств не все мероприятия выполнены и не достигнуты установленные плановые значения. Так, в ходе выполнения мероприятий по капитальному ремонту не было отремонтировано от планируемого около 66 тыс. кв. метров помещений. Плановые показатели капитального ремонта не были достигнуты 2 учреждениями Минздрава России, 6 учреждениями ФМБА России и 1 учреждением РАМН.

В части текущего ремонта отремонтировано чуть более 265 тыс. кв. метров площадей при планируемых 270 тыс. Плановые показатели не выполнены двумя учреждениями Минздрава России и 1 учреждением ФМБА России. При этом по Минздраву России выявлено увеличение затраченных средств на текущий ремонт при меньшем объеме отремонтированных площадей.

В части приобретения медоборудования плановые показатели не были достигнуты 10 учреждениями ФМБА России и 4 учреждениями Минздрава России. При этом по Минздраву России отмечается увеличение финансовых средств по мероприятию при меньшем числе закупленного медоборудования на 415 единиц. Кроме того, несмотря на то, что в 2012 г. учреждения представляли в Минздравсоцразвития перечень планируемого к закупке оборудования, Минздрав России информацией о том, что фактически было приобретено федеральными медицинскими организациями, не располагает.

В части выполнения мероприятий по информатизации системы здравоохранения не были достигнуты плановые показатели в 10 учреждениях Минздрава России и 14 учреждениях ФМБА России. Как было отмечено на Коллегии, на реализацию указанных мероприятий было выделено 1,2 млрд. рублей. При этом интеграция созданных локальных сегментов информационной системы с федеральным сегментом не осуществлена. «При 100% освоении выделенных средств, обязательства Минздрава по внедрению компонентов единого информационного пространства в здравоохранении не выполнены. В нарушение Концепции информатизации здравоохранения единая государственная информационная система полностью в эксплуатацию Минздравом так и не введена. Отставание работ составляет более 1,5 лет», - сообщил Александр Филипенко.

В этой связи он также обратил внимание на то, что 21 ноября 2014 г. Минздравом размещено извещение на разработку в 30-дневный срок системы ведения электронной медкарты на сумму более 84 млн. рублей. «В условиях функционирования различных вариантов электронных медкарт, применяемых в регионах и федеральных учреждениях, возможность качественно выполнить эту работу в оговоренные сроки вызывает сомнение», - отметил аудитор.

Отдельно на Коллегии были рассмотрены результаты проверок, проведенных в трех федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздраву России.

По результатам проверок был выявлен ряд нарушений действующего законодательства, в том числе при организации и осуществлении закупок медоборудования. «Всего в ходе проверок указанных учреждений было выявлено нарушений на сумму свыше 58 млн. рублей», - сообщил Александр Филипенко.

В частности, в Центре им. Алмазова был проведен текущий ремонт траурного зала при том, что в соответствии с письмом Минздравсоцразвития от 2 марта 2012 г. капитальному и текущему ремонту подлежат только помещения, где непосредственно оказывается медпомощь. Кроме того, установленные в Центре отопительные системы (радиаторы) не соответствуют видам этих систем, указанным в контракте.

Помимо этого, в ходе проверки Центра было установлено нарушение закона о защите конкуренции. По контракту стоимостью около 80 млн. рублей в один лот были объединены 2 единицы медоборудования (МРТ и рентгенустановка), функционально между собой не связанные. Причем указанное медоборудование было поставлено с задержкой 38 дней, а введено в эксплуатацию с задержкой на 156 календарных дней без ведения учреждением претензионной работы.

Аналогичные нарушения выявлены и в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова. В один лот на сумму более 3 млн. рублей были объединены 2 различных вида оборудования (электрокардиограф и мониторы реанимационные). Кроме того, за счет средств, выделенных на закупку медицинского оборудования, были закуплены компьютеры, серверы и иное информационное оборудование на общую сумму около 27 млн. рублей, что свидетельствует о возможном нецелевом расходовании средств.

По данному учреждению также установлено нарушение порядка размещения заказа у единственного поставщика: уведомление в Управление ФАС России по г. Москве было направлено без копии акта обследования помещений, подтверждающего возникновение обстоятельств непреодолимой силы (протечку воды). Кроме того, в нарушение Градостроительного кодекса проектная документация по капитальному ремонту помещений общей стоимостью более 22 млн. рублей не утверждалась.

В свою очередь проверка Лечебно-реабилитационного центра показала, что центр за счет внебюджетных средств поручил проведение экспертизы сметной стоимости работ по капремонту организации, не имеющей необходимой аккредитации. В связи с этим оценить соответствие сметы выполненных работ на общую сумму более 66 млн. рублей Федеральным единичным расценкам не представилось возможным.

Также на Коллегии были представлены результаты оценки деятельности всех федеральных государственных учреждений, участвующих в программе модернизации. Так, было отмечено, что, несмотря на рекомендации Минздравсоцразвития от 1 марта 2012 г., ФМБА России и РАМН целевые значения показателей результативности для своих организаций не устанавливали. Минздрав России соответствующие данные у этих ведомств не запрашивал и деятельность их организаций не анализировал. По учреждениям, подведомственным Минздраву России, установлено, что показатели не были достигнуты по 17 организациям из 91. При этом наибольшее недостижение наблюдается по больничной летальности, послеоперационным осложнениям, расхождению клинического и патологоанатомического диагнозов. Например, в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова превышение фактических показателей над плановыми по больничной летальности составляло 35%, по послеоперационным осложнениям – на 30,0%. В центре им. Алмазова расхождения клинического и патологоанатомического диагноза отмечены в 4% случаев вместо планируемого 0%, послеоперационные осложнения - в 0,6% случаев вместо 0,5%, послеоперационная летальность в 1,0% случаев вместо 0,8%. «Это не соответствует положениям статьи 10 закона об основах охраны здоровья граждан в части качества и безопасности медпомощи», - подчеркнул Александр Филипенко.

Аудитор также отметил, что основной целью модернизации было вхождение федеральных государственных медицинских учреждений в программу обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако в проверяемых федеральных государственных учреждениях отмечен рост в 2013 году платных медицинских услуг населению. Например, в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова и Лечебно-реабилитационном центре платные больные составляли 85% всех пролеченных больных.

Как показали проверки Счетной палаты, участие федеральных медицинских организаций в системе ОМС в 2013-2014 годах ограничено. По мнению аудитора, это связано с отсутствием нормативного правового регулирования на уровне Минздрава России, единой тарифной политики и неравными условиями участия федеральных и региональных медицинских организаций в системе ОМС.

Коллегия приняла решение направить представления в Федеральный медицинский исследовательский центр им. А. Алмазова и Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова информационные письма - в Минздрав России и Лечебно-реабилитационный центр Минздрава России, а также обращения - в Генпрокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справка:

*Основная цель реализации мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, – повышение качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам.

**На модернизацию государственных учреждений, подведомственного Минздраву России, были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 9,9 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2014 г. было израсходовано 99,7% от предусмотренных бюджетных ассигнований.

На модернизацию государственных учреждений, подведомственных ФМБА России, были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2014 года было израсходовано 99,7% от предусмотренных бюджетных ассигнований.

На модернизацию государственных учреждений, подведомственных РАМН, были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 3,9 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2014 года было израсходовано 99,99% от предусмотренных бюджетных ассигнований.



Материалы по теме

Наверх