РУС ENG 

Доклад Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты, приуроченной к 20-летию контрольного органа

28 января 2015 г.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

20 лет назад, с принятием Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», открыта новая страница в истории российского государственного контроля.

Счетная палата занимает особое место в общей системе управления государством.

Ее деятельность не связана с узковедомственными интересами и осуществляется самостоятельно и независимо.

Счетная палата анализирует и формирует значительный массив информации об использовании государственных ресурсов, которым не обладает ни один другой государственный орган.

Это, в сочетании с профессиональной работой всего коллектива, имеет исключительное значение для эффективности внешнего государственного контроля в современных условиях.

За минувшие два десятилетия была проведена значительная работа по укреплению бюджетной дисциплины в стране.

Счетной палатой проведено почти 8 тысяч выездных проверок и свыше тысячи – камеральных проверок.

По итогам проведенных проверок предприятиям и организациям, включая органы исполнительной власти, вынесено почти 9 тысяч представлений и предписаний.

В 1995-2014 годах Счетной палатой выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму около 4,6 трлн. рублей, в том числе в 2013-2014 годах – на сумму свыше 1 трлн. 120 млрд. рублей.

Но только количество проведенных проверок не может свидетельствовать о масштабности нашей работы. Необходим поиск новых подходов, концентрация усилий в тех областях и на тех объектах, где есть риски или признаки финансовых нарушений, в первую очередь с целью их предупреждения.

Что же мы предприняли для этого?

Прежде всего, это изменение качества законодательной базы внешнего государственного аудита, которое должно соответствовать требованиям современного этапа государственных и социально-экономических преобразований.

В этом направлении уже проведена значительная работа.

Внесены изменения в Бюджетный кодекс, приняты новая редакция закона о Счетной палате, закона о парламентском контроле, закон о стратегическом планировании. Это позволило выйти на качественно новый уровень в развитии государственного контроля в России – переход от финансового контроля к государственному аудиту. При этом бюджетное законодательство и законодательство о государственном финансовом контроле приведено в соответствие с лучшей международной практикой.

Новым законом «О Счетной палате» значительно расширены виды аудита, контрольные полномочия и перечень объектов проверок.

Введена новая функция по проведению экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных актов, которые влекут за собой либо дополнительные доходы либо дополнительные расходы бюджета, а также государственных программ.

В 2014 году были подготовлены экспертные заключения по 1300 проектов законов.

Полномочия Счетной палаты значительно расширены, при этом, особо позволю себе подчеркнуть – без увеличения численности. Задача не простая, так как нагрузка возросла, но нас это не пугает.

Впереди – дальнейшее совершенствование нашей деятельности, а также развитие государственного аудита на региональном и муниципальном уровнях.

Хочу отметить, что предстоит достаточно сложная и масштабная работа, которая потребует как от сотрудников Счетной палаты, так и от наших коллег из региональных и муниципальных контрольно-счетных органов полной отдачи.

Ключевой отправной пункт внешнего государственного аудита –это контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета.

Давайте посмотрим, как это выглядит на примере 2014 года.

За год выявлено более 2,5 тысяч нарушений на общую сумму 488 млрд. рублей, что составляет 8,2% от общего объема проверенных средств – 5 трлн. 945 млрд. рублей. В том числе:

· 394 млрд. рублей - нарушения в ходе использования бюджетных средств,

· 94млрд. рублей –прочие нарушения объектами аудита.

Давайте посмотрим, как выглядит статистика применительно к федеральному бюджету 2014 года. Из общей суммы проверенных средств 5 трлн. 256 млрд. рублей – это исключительно средства федерального бюджета, то есть 37,8% от общего объема расходов, которые были утверждены на 2014 год.

Таким образом, если предположить, что проверками был бы охвачен весь объем бюджета, сумма нарушений в использовании бюджетных средств могла бы достигнуть 1 трлн. 43 млрд. рублей или 7,5% расходов бюджета.

Основные нарушения связаны с несоблюдением «принципа эффективности и результативности средств бюджета».

Среди ведомств, где выявлены значительные объемы нарушений:

· в Федеральном агентстве лесного хозяйства -18,5% (к общему объему бюджетных средств 2014 года),

· в Федеральном агентстве водных ресурсов – 17,9%

· в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору – 16,2%.

Среди основных объектов аудита – это, конечно, министерства и ведомства, а также их подведомственные организации, по которым выявлено почти 2 тысячи нарушений на сумму более 250 млрд. рублей. Это говорит о многом. Видимо, руководители министерств и ведомств пока до конца не чувствуют всю полноту ответственности за использование доверенных им государственных ресурсов или недостаточно информированы о ситуации в подведомственных им организациях.

По акционерным обществам в 2014 году выявлено также значительное количество различного вида нарушений на общую сумму порядка 130 млрд. рублей, или более четверти общей суммы нарушений.

В рамках новых законодательных полномочий Счетной палаты в 2014 году начата работа по составлению протоколов об административных правонарушениях. К этой работе подходим очень аккуратно, но в тоже время чрезвычайно требовательно.

По состоянию на 23 января 2015 года составлено 92 протокола об административных правонарушениях, завершено производство по 56 административным делам.

Особое внимание в работе Счетной палаты уделялось сотрудничеству с правоохранительными органами, поскольку нормы законодательства в этой части подверглись значительным изменениям.

В следственные органы и Прокуратуру в 2014 году направлено 158 материалов. Следственными органами возбуждено 24 уголовных дела по выявленным нарушениям. По 14 материалам МВД и Следственный комитет проводят доследственную проверку. По направленным материалам также приняты меры прокурорского реагирования, а именно: внесено 152 представления, возбуждено 34 дела об административном правонарушении и направлено 80 исковых заявлений в арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Владимир Владимирович, Вы обратили внимание на многочисленные нарушения бюджетной дисциплины, по которым Счетной палатой направлены предписания, и указали на то, но кардинальных изменений пока не происходит.

В этой связи в 2014 году мы предложили изменить норму закона «О Счетной палате» в этой части. Теперь Счетной палате законом предоставлено право, в случае если после двукратного направления представлений и однократного направления предписаний, проверяемый объект на это не реагирует, обратиться в Государственную Думу, которая может принять решение о приостановлении всех видов финансовых операций по тому объекту аудита, который допустил неисполнение предписания. В совокупности с этой нормой будет применяться норма Кодекса об административных правонарушениях:

в частности, привлечение должностных лиц, не исполнивших предписания Счетной палаты, к административной ответственности, как в виде штрафа от 20 до 50 тысяч, так и до дисквалификации должностного лица от одного года до двух лет, соответственно в судебном порядке.

Хочу отметить еще одну новеллу 2014 года. При проведении внешнего государственного аудита Счетная палата начала широко использовать современные информационные технологии.

С учетом удаленного доступа к государственным информационным системам федеральных органов государственной власти значительно повышена эффективность деятельности Счетной палаты, расширен масштаб аудита и возможность его непрерывного проведения.

Сейчас Счетной палатой реализован удаленный доступ к более чем 25 федеральным государственным информационным системам.

На слайдах наглядно показаны примеры фактически выявленных нарушений в 2014 году с применением удаленного аудита, когда инспекторы не выходили на объекты контроля.

Современные технологии аудита направлены также на обеспечение публичности и максимальной прозрачности его проведения.

Таким образом, появляется возможность общественного контроля, что в совокупности с административной и уголовной ответственностью будет стимулировать проверяемые организации к снижению нарушений и повышению финансовой дисциплины.

Результаты нашей работы свидетельствуют о наличии значительных резервов повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, эффективности использования его средств.

Счетной палатой систематически, на протяжении многих лет отмечается неравномерность исполнения расходов федерального бюджета в течение года и низкий уровень исполнения отдельными главными распорядителями. При этом, если ситуация и улучшается, то крайне медленными темпами.

В 2014 году продолжилась практика контрактации во второй половине года. В IV квартале 2014 года заключались контракты со значительными объемами исполнения и, как правило, на исполнение контракта отводилось либо месяц или половина месяца, что свидетельствует о сговоре на рынке.

Продолжалась практика позднего принятия решений и доведения субсидий, иных межбюджетных трансфертов до регионов, не позволяющая им выполнять в срок намеченные мероприятия. Последствия – это остатки бюджетных средств в регионах, которые возвращаются в федеральный бюджет и потом снова в течение определенного периода требуют подтверждения для их возврата, чтобы снова начать работу по этим деньгам.

Не могу не сказать о дебиторской задолженности, объем которой по оперативным данным, на начало 2015 года приблизился к 4 трлн. рублей, т.е. только за один год она возросла на 1,7 трлн. рублей. Если мы соотнесем это с объемом бюджета в 15 трлн. рублей, то мы увидим, какой значительный объем средств у нас по сути не задействован до конца.

Это ведет к отвлечению значительных бюджетных средств без достижения целевых показателей, снижает эффективность исполнения, а также говорит о постоянном фактическом скрытом субсидировании федеральным бюджетом отдельных отраслей экономики.

В структуре дебиторской задолженности основную долю составляет задолженность по выданным авансам (69,8%). Ее основной объем сформирован в результате авансовых платежей по контрактам организаций оборонно-промышленного комплекса и строительных организаций.

В настоящее время в рамках антикризисного плана Правительства по отдельным проектам предусмотрено авансирование до 80% от суммы контракта. Наверное, эта мера оправдана, но она возможна только при жесточайшем контроле использования, в том числе целевого, средств со стороны министерств, Минфина и Федерального казначейства, которые к этой работе уже активно подключились.

Кратко остановлюсь на проблемах установления государственных заданий и исполнении всем хорошо известного 83-ФЗ.

В 2014 году по результатам проверок установлено, что базовые (отраслевые) перечни государственных услуг несвоевременно разрабатывались и утверждались рядом федеральных органов исполнительной власти (Минсельхоз России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минприроды России, Минкомзвязь России, Минфин России, Минтранс России, Минэкономразвития России, Минтруд России, МЧС России, Минюст России, Минстрой России, Роскосмос, Ростехнадзор).

В ряде случаев отдельные ведомства переводили «государственные услуги» в категорию «государственные работы» без наличия достаточных обоснований, чтобы бесконтрольно использовать финансовые ресурсы.

Затраты по аналогичным услугам (работам), выполняемым различными федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными одному ведомству, существенно различались. Например, по учреждениям Минсельхоза России установлены отклонения в 108 и 57,5 раз(услуги в сфере правового обеспечения и в сфере продовольственных рынков), Минприроды России в 3,5 раза.

Есть примеры, когда государственное задание устанавливалось таким образом имеет явно заниженные показатели, за выполнение которых бюджетные учреждения отчитываются уже в 1 квартале.

Таким образом, несовершенство правового регулирования и методологического обеспечения порядка нормирования государственных (услуг) работ способствует образованию необоснованных остатков бюджетных средств на конец финансового года и возникновению рисков невыполнения установленных госзаданий. К сожалению, ответственность министерств и ведомств за создание подобной ситуации в нормативных актах не конкретизирована, а, наверное, это требует изменения законодательства.

Еще одна проблема – бюджетные инвестиции, причем не только на стадии исполнения Федеральной адресной инвестиционной программы, но и на стадии ее формирования.

Правительством и регионами, конечно, принимаются меры по упорядочению процедур в этой сфере, но, к сожалению, проблемы остаются.

Среди них:

- срыв ввода объектов в эксплуатацию (в 2013 году из запланированных к вводу 897 строек и объектов, введено – 528);

- рост объёма незавершенного строительства (только за 2013 год увеличение составило 183 млрд. рублей). Общий объем незавершенного строительства на 1 января 2014 года составлял 485 млрд. рублей или почти половину общего объема адресной инвестиционной программы на 2014 год;

- включение в Программу объектов не обеспеченных утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации или с иными ограничениями в использовании бюджетных ассигнований;

- позднее заключение соглашений с регионами по предоставлению субсидий на софинансирование строительства объектов региональной и муниципальной собственности и др.

Итоги исполнения Федеральной адресной инвестиционной программы 2014 года пока не подведены, но по предварительным данным, кассовое исполнение Федеральной адресной инвестиционной программы за 2014 год составило 89% (план – 886 млрд. рублей, исполнение – 786,5 млрд. рублей). Неисполненный объем бюджетных назначений – 99,5 млрд. рублей. Это свидетельствует о повторении ситуации 2013 года. Счетная палата планирует проконтролировать ситуацию в этой сфере, сконцентрировав внимание на объектах незавершенного строительства.

Владимир Владимирович сегодня уже акцентировал внимание на проблеме госзакупок.

Безусловно, полноценное внедрение в Российской Федерации контрактной системы в сфере закупок должно стать важнейшим инструментом эффективного и результативного расходования средств.

Новый закон действует всего один год, но уже видны серьезные проблемы.

Первое – это прозрачность закупок. В соответствии с новым законом, это должна обеспечивать Единая информационная система в сфере закупок. 

Второе. Постоянно откладывается на законодательном уровне внедрение системы обоснования и нормирования закупок (последние изменения законодательства от 31 декабря 2014 года переносят вступление этих норм с 2015 на 2016 год).

С момента вступления в силу нового законодательства о контрактной системе мы наладили тесное взаимодействие с нашими коллегами из правительственных структур, а также общественными организациями, такими как Общероссийский Народный фронт, чей проект «За честные закупки» активно участвует в осуществлении общественного контроля. Коллеги присылают нам факты, и мы их включаем в контрольные мероприятия.

Существенный блок вопросов, безусловно, связан с контролем эффективности расходов региональных бюджетов. Это достаточно большой объем долга (по состоянию на 01.01.2015 – 2047 млрд. рублей, увеличение за год составило более 310 млрд. рублей). С учетом наличия ежегодных значительных объемов остатков межбюджетных трансфертов в бюджетах субъектов можно говорить о проблемах в бюджетном процессе, по которым нужно принимать решение совместно с региональными контрольно-счетными органами.

(справочно – остатки межбюджетных трансфертов на счетах субъектов РФ на 01.01.2014 – 199,1 млрд. рублей, на 01.01.2015 – 109,4 млрд. рублей.).

В своих заключениях Счетная палата неоднократно отмечала нереалистичность прогнозов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с отсутствуем реальной оценки налоговых и неналоговых доходов в разрезе субъектов Российской Федерации, что в свою очередь создает риски искажения объективно складывающейся ситуации в регионах, а также объема необходимой финансовой помощи из федерального бюджета.

Это, конечно, не исчерпывающий перечень проблемных вопросов.

Текущая ситуация ставит перед нами новые задачи. Сегодня, в начале 2015 года, в условиях новых экономических вызовов, роль и значение государственного контроля за каждым рублем возрастает. И мы понимаем свою ответственность и готовы к этой работе.

В настоящее время Правительством развернута работа по внесению изменений в федеральный бюджет 2015 года.

Бюджетные ограничения 2015 года, по мнению Счетной палаты, не должны сводиться к механическому, пропорциональному сокращению статей расходов бюджета. Уравниловки в этой ситуации быть не должно. Принципиально важно, чтобы все решения об оптимизации бюджетных назначений принимались с учетом оценки эффективности расходования бюджетных средств, выбранных экономических приоритетов, во избежание рисков, с пониманием конечного результата, тем более, как уже было отмечено, 7,5% расходов федерального бюджета в 2014 году - это неэффективные расходы. Было бы целесообразным прежде чем обращаться к использованию накопленных резервов разобраться с эффективностью запланированных трат внутри госпрограмм, сосредоточив усилия на создании прозрачных и четких механизмов использования бюджетных средств и их оперативного доведения до получателей.

Необходимое условие качественной подготовки изменений в федеральный бюджет, особенно в сегодняшних условиях, – повышение точности прогнозирования основных макроэкономических показателей, используемых в бюджетных расчетах, их тщательное обсуждение и проработка.

Полагаем, что при корректировке Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», такие подходы будут учтены, а мы готовы к совместной работе с Правительством.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вы уже обратили внимание на необходимость осуществления Счетной палатой мониторинга хода выполнения антикризисного плана Правительства.

Мы понимаем, что эта крайне сложная и ответственная работа, и видим в ней качественно новое содержание в части выстраивания конструктивного взаимодействия с Правительством по минимизации рисков невыполнения мероприятий антикризисного плана.

При этом полагаем, что все мероприятия плана должны найти свое отражение в государственных программах.

В 2014 году мы провели экспертизу и аудит государственных программ. К сожалению, по мнению Счетной палаты, принятые госпрограммы пока еще не стали полноценным инструментом экономического и бюджетного планирования, но, надеемся, что сейчас, в ходе их корректировки, будут четко установлены отраслевые приоритеты, определено взаимовлияние госпрограмм, выделены важнейшие мероприятия в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

При проведении мониторинга антикризисного плана и экспертизе госпрограмм мы уделим особое внимание вопросам повышения внутренней и внешней конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в первую очередь, по учету мероприятий политики импортозамещения.

Каков бы ни был широк спектр направлений деятельности Счетной палаты, мы никогда не останемся в стороне от решения задач государственной важности, касающихся улучшения условий жизни наших граждан.

Это проблемы и занятости, и пенсионного обеспечения, и социального обслуживания и так далее. Проводимая федеральными и региональными органами исполнительной власти оптимизация бюджетной сети в сфере образования, здравоохранения, культуры не должна приводить к ухудшению обслуживания и снижению объемов предоставляемых населению услуг. К сожалению, начали проявляться отдельные перекосы в решении этих важнейших задач.

Свою работу мы тоже настроим с учетом концентрации имеющихся ресурсов на выявлении системных проблем с акцентом на упреждение финансовых нарушений, сократив точечные проверки. В этой связи план работы Счетной палаты на 2015 год будет откорректирован.

Не могу не сказать еще об одном знаковом сегменте нашей работы. За двадцатилетний период с момента создания Счетная палата достигла значимых результатов в сфере международного сотрудничества. В настоящее время Россия является единственной страной в мире, чей высший орган финансового контроля представлен в Управляющих советах Международной, Европейской и Азиатской организаций высших органов финансового контроля, что свидетельствует о высоком авторитете Счетной палаты России в мировом аудиторском сообществе.

В настоящее время мы активно подключились к реализации договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), являясь координатором деятельности по институированию органов аудита и контроля. На базе наработок, имеющихся у Российской Федерации, формируется предложения по созданию законодательной базы деятельности высших органов финансового контроля этой организации.

В заключение выступления хочу поблагодарить коллектив Счетной палаты за проводимую работу, базирующуюся на принципах профессионализма, объективности и ответственности. Соблюдение этих принципов абсолютно необходимо при выполнении такой важной и сложной функции, как государственный аудит.

Наш коллектив проводит большую организационную, контрольно-ревизионную, аналитическую и методологическую работу. За двадцатилетний период деятельности Счетная палата справедливо заслужила общественное признание, уважение коллег в государственных органах.

И в этом большая заслуга коллектива и Председателей Счетной палаты Хачима Мухамедовича Кармокова и Сергея Вадимовича Степашина.

Однако впереди сложное, напряжённое время, когда решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности во многом будет зависеть от каждого из нас на своём рабочем месте.

Заверяю Вас, уважаемый Владимир Владимирович, что коллектив Счетной палаты выполнит все поставленные Вами задачи, оправдает оказанное доверие и подтвердит свой профессиональный уровень.

Безусловно, сотрудники Счетной палаты ощущают личную ответственность за качество выполняемой работы, за принимаемые решения.

Наверх