РУС ENG 

Минтрансом России и ОАО «РЖД» сорваны сроки правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте

4 февраля 2015 г.

Фото: ИТАР-ТАСС / Владимир Смирнов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности размеров потерь в доходах, возникающих в результате оказываемых открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, субсидируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Проверка носила плановый характер. С докладом по теме выступил аудитор Валерий Богомолов.

Аудитор сообщил, что за период 2012 - 2013 гг. и I-ое полугодие 2014 г. ОАО «РЖД» было получено в общей сложности 58 млрд. руб. федеральных субсидий на компенсацию потерь доходов госкомпании, возникших в результате применения льготного тарифа* при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Аудитор отметил, что федеральным бюджетом на 2015 - 2017 гг. на эти цели предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 25 млрд. руб. Вместе с этим, Валерий Богомолов обратил внимание, что в 2014 г. Правительством России льготный тариф на период 2015 - 2017 гг. установлен не был.

Валерий Богомолов сказал, работа Минтранса России и ОАО «РЖД» по реализации правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте**, предусматривающая в т.ч. создание компаний по перевозке пассажиров в пригородном сообщении (далее - пригородные пассажирские компании), была частично завершена только в 2012 г. (отклонение от установленного срока составило 7 лет). Тем не менее, по словам аудитора, госкомпанией совместно с региональными властями так и не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Также, Валерий Богомолов отметил, ОАО «РЖД» не были переданы пригородным пассажирским компаниям мотор-вагонные подвижные составы и мотор-вагонные депо. Между тем, по его словам, в 2012-2014 гг. 80% от общего объема расходов пригородных пассажирских компаний приходится на оплату за пользование подвижным составом, его техническое обслуживание и ремонт, а также оплату услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с ОАО «РЖД».

По словам Валерия Богомолова, в 2013 г. 19 из 25 действующих пригородных пассажирских компаний были убыточными. Аудитор сообщил, что, несмотря на действующий льготный тариф при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, убытки пригородных пассажирских компаний за 2013 г. совокупно составили 6,5 млрд. руб. По словам аудитора, наибольшие убытки имели такие компании как «Черноземье» (1,3 млрд. руб.) и «Северная ППК» (около 1,3 млрд. руб.). «Расходы компаний «Черноземье» и «Северная ППК» по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении более чем в три раза превышали доходы, полученные от перевозочной деятельности», - сказал аудитор. Он отметил, что в 2013 г. прибыль получили Центральная, Московско-Тверская и Северо-Западная пригородные пассажирские компании.

Аудитор сообщил, что в результате неудовлетворительной работы властей отдельных регионов России в 2012 - 2014 гг. произошел резкий рост тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. По его словам, наибольший рост тарифов на перевозки пассажиров в 2014 г. наблюдался в Республике Бурятия (293%), Республике Татарстан (225%), Пензенской области (167%), Амурской области (150%), а также Кировской области (143%). «Рост тарифов на пригородные перевозки в этих регионах превышал как уровень инфляции, так и рост реальных доходов населения», - сказал Валерий Богомолов.

Аудитор отметил, в 2012-2014 гг. было отменено 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня. Между тем, как отметил аудитор, ежегодно наблюдается увеличение количества граждан, пользующихся железнодорожным транспортом. Так, по слова Валерия Богомолова, в 2013 г. в пригородном сообщении было перевезено 969 млн. человек, что на 27 млн.человек больше чем в 2012 г.

Валерий Богомолов сказал, что за 2012 - 2013 гг. и I-ое полугодие 2014 г. Росжелдором были компенсированы убытки ОАО «РЖД», связанные с оказываемыми услугами ООО «Аэроэкспресс», в сумме 1,5 млрд. руб. Между тем, по его мнению, возмещение ОАО «РЖД» таких убытков за счет бюджетных средств представляется необоснованным, поскольку ООО «Аэроэкспресс» использует в своей деятельности коммерческие тарифы и не включено в реестр субъектов естественных монополий. «В данном же случае получается, что тарифы на перевозку пассажиров государством не регулируются, но в то же время осуществляется субсидирование коммерчески эффективного нерегулируемого сегмента пригородных пассажирских перевозок», - сказал аудитор.

Кроме этого, по мнению аудитора, двухуровневое регулирование тарифов в пассажирских перевозках железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ФСТ России и регионам требует пересмотра. «Инфраструктура железнодорожного транспорта используется для всех видов перевозок, включающих грузовые, дальнего следования и пригородного сообщения, и соответственно все затраты на предоставление услуг инфраструктуры может объективно рассчитать только ФСТ России, а возможности перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт подвижного состава у регионов отсутствуют», - пояснил аудитор.

Коллегия приняла решение направить представления в ОАО «РЖД», Росжелдор, ФСТ России, информационное письмо в Правительство России, Минтранс России. Отчет направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

*ФСТ России на основании постановления Правительства России от 17 октября 2011 г. №844 с целью снижения тарифной нагрузки на пригородные пассажирские компании был установлен льготный исключительный тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. (впоследствии период действия был продлен по 31 декабря 2014 г.). Льготный исключительный тариф был установлен в виде коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Таким образом, практически вся (99%) инфраструктурная составляющая тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении была отнесена на федеральный бюджет.

**Постановление Правительства России от 18 мая 2001 г. № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте».


Ключевые факты

  1. За период 2012 - 2013 гг. и I-ое полугодие 2014 г. ОАО «РЖД» было получено 58 млрд. руб. федеральных субсидий на компенсацию потерь доходов, возникших в результате применения льготного тарифа.

  2. Работа Минтранса России и ОАО «РЖД» по реализации правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте была частично завершена только в 2012 г. (c отклонением от срока 7 лет).

  3. В 2013 г. 19 из 25 действующих пригородных пассажирских компаний были убыточными: за 2013 г. их убытки совокупно составили 6,5 млрд. руб. 

  4. В 2012-2014 гг. было отменено 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня.


Материалы по теме

Наверх