РУС ENG 

Существующий процесс ценообразования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на 20-45%

9 февраля 2015 г.

Фото ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах анализа деятельности Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы», Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и иных организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Доклад был подготовлен аудиторами Сергеем Агапцовым и Юрием Росляком.

Строительная отрасль входит в число наиболее финансово емких отраслей экономики России. По статистическим данным, ежегодные расходы федерального бюджета на капитальное строительство составляют более 1 трлн. руб. В отрасли задействованы 218 тыс. строительных организаций, в том числе 879 государственных, 2,8 млн. профильных специалистов.

Наряду с Минстроем основными объектами контрольного мероприятия стали: ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве» (ФЦЦС), который разрабатывает и проводит экспертизу сметных нормативов (используются для расчета объема финансирования строительства) и ФАУ «Главгосэкспертиза России» (Госэкспертиза), которое проводит экспертизу проектной и сметной документации.

Как отмечалось на коллегии, в ходе контрольного мероприятия выявлено несовершенство действующей нормативно-правовой базы. «При наличии объективной потребности проведения государственной политики в вопросах ценообразования и сметного нормирования эта функция фактически на сегодня утрачена. Это результат деятельности органов государственной власти на протяжении целого ряда последних лет», - заявил Юрий Росляк. Существующий процесс ценообразования и сметного нормирования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство и характеризуется наличием коррупционных рисков.

Аудиторами отмечено отсутствие системной и плановой работы Минрегиона России, затем Минстроя России в части разработки сметных нормативов на востребованные новые технологии и материалы.

Минстрой России передал реализацию государственной функции разрабатываемых сметных нормативов подведомственному ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве». Разработанные нормативы утверждались Минстроем России путем внесения в федеральный реестр сметных нормативов. Особое внимание в отчете аудиторов уделено деятельности ФЦЦС по разработке и экспертизе новых сметных нормативов. По заявлению проверяющих, во время проведения контрольного мероприятия руководство ФЦЦС препятствовало работе инспекторов и не предоставляло документы в срок. В связи с этим было составлено 5 актов и 1 предписание Счетной палаты.

Утвержденная еще Госстроем России в 2012 году без каких-либо законодательных оснований классификация сметных нормативов предусматривает возможность использования индивидуальных нормативов для отдельных объектов (индивидуальные нормативы) или даже целых отраслей (отраслевые нормативы). «Такая процедура обеспечивает избирательный подход и приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20-45%», - пояснил Сергей Агапцов.

В настоящий момент действует более 150 подобных сметных нормативов, характеризующихся направленностью на увеличение стоимости строительства. Данные нормативы регулярно применяются государственными заказчиками и крупными коммерческими организациями с государственным участием, среди которых – ГК «Росатом», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РЖД» (отраслевые нормативы), а также при реализации таких проектов как, например, научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум», объекты Спецстроя России (индивидуальные нормативы).

Анализ результатов применения индивидуальных нормативов, по оценкам аудиторов, при строительстве объектов космодрома «Восточный» показал увеличение сметной стоимости строительства на 20% (13,2 млрд. руб.).

Как отметил Сергей Агапцов, ФЦЦС по существу не может осуществлять свою уставную деятельность – в организации нет квалифицированных кадров, утрачены информационные системы и архивы, часть бухгалтерских документов и отчетности. Субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания ФЦЦС не выделялись в период с 2012 по 2014 гг.

Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой. Данные организации оказывают на федеральном и региональном уровнях весь спектр услуг по ценообразованию и сметному нормированию, а также обучению, аттестации кадров, издательской деятельности, разработке и распространению специализированных программных продуктов, зачастую выступая от лица самого ФЦЦС. Так, например, бывшим руководителем ФЦЦС через некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», аффилированную лично с ним и его супругой, выстроена система коммерческих организаций, оказывающих услуги по разработке индивидуальных и отраслевых сметных нормативов, их согласования в ФЦЦС. Эти коммерческие организации используют государственные названия («Госнорматив», «Госстройсмета», «Национальная ассоциация») и символику, создающую ложное впечатление об официальном характере их работы.

Услуга по разработке сметных нормативов является платной, так, стоимость разработки только двух сметных нормативов для «Росатома» и космодрома «Восточный» составила 944 млн. руб. Более того заключения ФЦЦС по итогам проведенной экспертизы ряда индивидуальных сметных нормативов были подготовлены экспертами-сотрудниками коммерческих организаций, которые фактически и разработали данные нормативы. «Таким образом, государственная функция разработки и экспертизы сметных нормативов отдана фактически на откуп коммерческим структурам», - отметил Агапцов.

Установлено, что данные нормативы применяются, в том числе для реконструкции и строительства таких объектов, как: аэропорты, Приморский океанариум в г. Владивосток, метрополитены. Например, сравнительный анализ территориальной сметной нормативной базы г. Москвы с ФСНБ-2001 показал существенное превышение ряда расценок федеральной базы. Так, например, начальная сметная стоимость строительства участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена от станции «Марьино» до станции «Зябликово» при использовании ФСНБ-2001 составляет 4,1 млрд. руб., а при использовании сметной нормативной базы г. Москвы – 2,1 млрд. руб.

Выявлены нарушения допущенные Минстроем России при ведении федерального реестра сметных нормативов. Минстроем России и ФЦЦС не представлены материалы, обосновывающие разработку и применение более 140 сметных нормативов. Выявлены факты внесения в федеральный реестр 80 нормативов с нарушениями действующих нормативно-правовых актов.

В отчете отмечается, что Минстроем России федеральный реестр сметных нормативов не включен в перечень общедоступной информации и не оформлен как государственная информационная система. На официальном сайте Минстроя России некоторые нормативы либо вовсе не размещаются, либо - спустя несколько месяцев со дня их утверждения.

«Федеральный реестр сметных нормативов не является на сегодня государственной базой данных, обеспечивающий доступ к государственным, территориальным и отраслевым сметным нормативам», - отметил аудитор Юрий Росляк. Распространением информации по этим нормативам занимается коммерческая структура. «Правовая неурегулированность дала возможность ряду коммерческих компаний зарегистрировать права обладания на базы данных сметных нормативов, утвержденных Минстроем России в качестве государственных, и распространять их на возмездной основе», - заявил Сергей Агапцов. - Поэтому и точность, так называемых, «эталонных» баз данных сметных нормативов государством не гарантирована».

Министерство не представило разъяснения, кто фактически проводит работу по ведению реестра в электронном виде, как и кем обеспечивается его защита от несанкционированного доступа и изменения. На официальном сайте Минстроя России разделы реестра и содержащиеся в них документы не соответствуют классификации, утвержденной приказом Госстроя, что, по мнению аудиторов, свидетельствует о превышении Минстроем России установленных полномочий.

Федеральная сметно-нормативная база разработана и утверждена в 2001 году. Несмотря на корректировки в 2009 и 2014 годах, она не учитывает ряд новых современных механизмов и материалов, обеспечивающих сокращение издержек.

Минстроем России и его предшественниками не принимались меры, направленные на снижение сметной стоимости объектов капитального строительства, оценке эффективности капитальных вложений и выбору оптимальных проектных решений. Госэкспертизой «уже сегодня выпущены положительные заключения на сметную документацию с применением повышающих нормативов с общей стоимостью согласованных объектов 206 млрд. рублей», - сказал Сергей Агапцов.

Причины выявленных нарушений Минстрой России видит в отсутствии необходимого финансирования. В тоже время установлено, что свободные остатки денежных средств подведомственного учреждения Минстрою России Госэкспертизы на конец 2014 года составляют более 12 млрд. руб.

Коллегия приняла решение направить представления Счетной палаты Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов»; обращения в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу; информационное письмо депутату Государственной Думы Тамаре Плетневой, в Федеральную налоговую службу; отчет о результатах контрольного мероприятия и информацию о его основных итогах - в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Информационное письмо направлено Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Обращение – в Следственный комитет Российской Федерации.

Справочно:

Начиная с 2004 года функции органа государственной власти, ответственного за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, в том числе в части ценообразования и сметного нормирования, последовательно переходили от Росстроя к Минрегиону России, от Минрегиона России к Госстрою.

В настоящее время государственную политику в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Полномочия по разработке и экспертизе сметных нормативов Минстрой России осуществляет через подведомственное ему федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве», полномочия по проведению экспертизы проектной и сметной документации – через подведомственное ему федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы».


Ключевые факты

  1. Ежегодные расходы федерального бюджета на капитальное строительство составляют более 1 трлн. руб. В отрасли задействованы 218 тыс. строительных организаций, в том числе 879 государственных, 2,8 млн. профильных специалистов.

  2. Существующий процесс ценообразования и сметного нормирования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство и характеризуется наличием коррупционных рисков.

  3. В настоящий момент действует более 150 индивидуальных сметных нормативов, характеризующихся направленностью на увеличение стоимости строительства.

  4. Анализ результатов применения индивидуальных нормативов при строительстве объектов космодрома «Восточный» показал увеличение сметной стоимости строительства на 20% (13,2 млрд. руб.).

  5. Минстроем России и ФЦЦС не представлены материалы, обосновывающие разработку и применение более 140 сметных нормативов. Выявлены факты внесения в федеральный реестр 80 нормативов с нарушениями действующих нормативно-правовых актов.


Материалы по теме

Наверх