РУС ENG 

Разница ставок ввозных таможенных пошлин в отношении различных товаров и их частей приводит к созданию схем ухода от уплаты таможенных платежей

24 Февраля 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей, организации таможенного контроля, соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования в целях обеспечения доходов федерального бюджета при перемещении через таможенную границу Российской Федерации (Таможенного союза) машин, механизмов и оборудования для сельского хозяйства, строительной и дорожной техники и частей к ним в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года (при необходимости в более ранний период)». С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

На Коллегии отмечалось, что в 2012 г. на территорию Российской Федерации было ввезено машин, механизмов и оборудования для сельского хозяйства, строительной и дорожной техники и частей к ним стоимостью $15,2 млрд., в 2013 г. – $13,2 млрд., за 9 месяцев 2014 г. – $ 8,3 млрд. Сумма таможенных платежей, уплаченных в доходную часть федерального бюджета, составила в 2012 г. 103,8 млрд. рублей, в 2013 г. – 90,4 млрд. рублей, за 9 месяцев 2014 г. – 63, 8 млрд. рублей.

С территории Российской Федерации в 2012 г. было вывезено машин, механизмов и оборудования для сельского хозяйства, строительной и дорожной техники и частей к ним стоимостью $785,42 млн., в 2013 г.– $783,44 млн., за 9 месяцев 2014 года – $417,46 млн. «Данные товары, - уточнил Сергей Штогрин, - при экспорте не облагаются таможенными пошлинами, а только сборами за таможенное оформление. Сумма платежей по данным товарам составила в 2012 г. – 11 млн. рублей, в 2013 г. – 3,53 млн. рублей и за 9 месяцев 2014 г. – 2,57 млн. рублей».

Суммы доначисленных таможенных платежей в результате корректировок таможенной стоимости товаров снизились в 2013 г. по сравнению с показателями 2012 г. Так, если в 2012 г. было доначислено 319,8 млн. руб., то в 2013 г. – 192,9 млн. руб., за январь-сентябрь 2014 г. – 181,3 млн. руб. При этом отмечается рост возврата средств из федерального бюджета в результате оспаривания со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) проведенных корректировок таможенной стоимости. Так, в 2012 г. из федерального бюджета возвращено таможенных платежей на сумму 15,9 млн. руб., в 2013 г. – 85,9 млн. руб., за 9 месяцев 2014 г. – 102,9 млн. рублей.

В ходе проверки был выявлен ряд проблем, влияющих на эффективность проводимого таможенного контроля.

В частности, на Коллегии отмечалось, что одной из задач в сфере совершенствования таможенного регулирования для ФТС России является дальнейшее развитие системы управления рисками.

«Наряду с совершенствованием системы управления рисками, в том числе в части разработки новых профилей риска* в отношении строительной техники (бульдозеры, грейдеры, погрузчики и проч.), пока еще отмечаются проблемы, связанные с ее применением», - констатировал Сергей Штогрин.

Так, в ходе контрольного мероприятия были выявлены значительные различия в стоимости, заявленной при декларировании автопогрузчиков и сельхозтехники, и стоимости, приведенной в нейтральных источниках ценовой информации (справочниках цен).

24022015.JPG

«Установленные факты, - подчеркнул аудитор, - свидетельствуют о возможных нарушениях таможенного законодательства в части заявления недостоверных сведений, влияющих на сумму причитающихся к уплате таможенных платежей».

Как показала проверка, при проведении таможенного досмотра товаров не обеспечиваются достаточные действия для подтверждения заявленных при декларировании сведений. Так, при досмотре партии погрузчиков «Heli», имеющих различные характеристики, но заявляемых по одной цене ($1,17 тыс. за шт.), проведенном в июне 2014 г. Московским железнодорожным таможенным постом Московской таможни, не были проверены основные характеристики товара. Взвешивание груза не производилась, упаковка с техники во время досмотра не снималась. Отсутствуют изображения маркировочных сведений, нанесенных на товар, а к акту таможенного досмотра приложены фотографии маркировочных табличек без ссылок на товар, к которому они прилагаются. В результате определить достоверность задекларированных индивидуальных характеристик товара не представляется возможным.

На проводимом таможенном контроле также негативно сказывается некачественное описание участниками (ВЭД) товаров в декларациях. При этом ответственность за невыполнение требований Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза, для участников ВЭД отсутствует, что не позволяет обеспечить ее безусловное выполнение и, как следствие, усложняет работу таможенных органов.

Не в полной мере обеспечен контроль со стороны территориальных таможенных органов за соблюдением ограничений, введенных в рамках Таможенного союза на ввоз зерноуборочных комбайнов иностранного производства. Так, в нарушение межправительственного соглашения между Республикой Беларусь, Казахстаном и Россией «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» за период январь-сентябрь 2014 г. в Российскую Федерацию были ввезены 9 зерноуборочных комбайнов без лицензий Минпромторга России. «При этом к лицам, осуществившим ввоз зерноуборочных комбайнов, были применены минимальные взыскания – штраф в размере 50 тыс. рублей», - отметил Сергей Штогрин.

Другая проблема связана с разницей в стоимости и уровне ставок таможенных пошлин в отношении разных товаров и их частей, которая зачастую приводит к созданию схем ухода от уплаты таможенных платежей. Например, ставка ввозных таможенных пошлин на тягачи возрастом от 5 до 7 лет составляет 12%, а его отдельных частей (шасси-рама, коробка передач, тормозная система, двигатель) – 5%. «Такая разница обуславливает создание схем, связанных с ввозом частей бывших в употреблении транспортных средств с дальнейшей сборкой на территории Российской Федерации», - пояснил аудитор. При этом он отметил, что помимо минимизации причитающихся таможенных платежей, данная схема создает предпосылки для возникновения угрозы безопасности дорожного движения, неравные условия для официальных дилеров, осуществляющих ввоз аналогичных новых транспортных средств, и негативно сказывается на защите отечественных производителей аналогичной продукции.

По мнению аудитора, необходимо усилить контроль за лицензированием юридических лиц, осуществляющих промышленную сборку транспортных средств, организовать информационный обмен между ФТС России и заинтересованными контролирующими ведомствами об основных участниках ВЭД, осуществляющих ввоз бывших в употреблении запасных частей к транспортным средствам и провести проверки обоснованности выдачи паспортов на транспортные средства, собранные на территории Российской Федерации, и свидетельств о безопасности их конструкции.

Одной из проблем также является достоверное подтверждение соответствия транспортных средств требованиям действующего экологического класса. По результатам проверок, проведенных Росаккредитацией по обращениям Центральной акцизной таможни, у ряда органов по сертификации приостановлены или отозваны аттестаты аккредитации. По одному случаю сертификат соответствия признан необоснованно выданным. Однако в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» полномочиями по приостановлению или отзыву сертификатов соответствия наделен только орган, выдавший соответствующий сертификат. В тоже время, без присвоения документу статуса приостановленного, либо аннулированного у таможенных органов отсутствуют правовые основания для отказа в выпуске транспортного средства, либо отказа в выдаче паспорта транспортного средства. «Для решения данной проблемы необходимо внести изменения или дополнения в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части наделения уполномоченных государственных органов (Росстандарт или Росаккредитация), полномочиями по приостановлению и аннулированию действия сертификатов соответствия», - сказал аудитор.

Коллегия приняла решение направить представление в ФТС России. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

*профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (пункт 5 статья 127 Таможенного кодекса Таможенного союза).


Материалы по теме

Наверх