РУС ENG 

Инвестиционные программы «Транснефти» не в полной мере соответствуют показателям стратегического планирования РФ

18 Марта 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки формирования и выполнения инвестиционной программы акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть» в 2012 – 2014 гг. С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

По мнению проверяющего, слабое взаимодействие Минэнерго России с ОАО «АК «Транснефть» негативно сказалось на определении ряда плановых значений Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Параметры инвестиционных программ АК «Транснефть» не соответствуют показателям отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе значениям Генеральной схемы развития нефтяной отрасли РФ до 2020 г., утвержденной Минэнерго. «Запланированные в инвестиционной программе компании на 2012 - 2020 гг. объемы строительства линейной части трубопроводов в целом составляют 77% от предусмотренных Генеральной схемой развития нефтяной отрасли, в том числе по программе развития магистральных нефтепродуктопроводов - только 24%», - уточнил Валерий Богомолов.

Из-за вышеуказанного слабого взаимодействия Минэнерго России и АК «Транснефть», последняя вынуждена была корректировать инвестпроекты в ходе их реализации. Требовалось включение дополнительных объектов инфраструктуры, исключение инвестиционных проектов по причине потери их актуальности, или разработка новых технических решений.

«В основном это обусловлено недостаточной проработкой инвестиционных проектов на стадии их формирования. Так, 63% инвестиционных проектов ИП-2014-2020 уже в первом году реализации требовали корректировки их стоимости», - уточнил Валерий Богомолов.

Еще одна причина снижения эффективности реализации инвестиционной программы - слабое взаимодействие АК «Транснефть» с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями. Здесь также можно отметить слабую координирующую роль Минэнерго России. Это привело к тому, что первая очередь проекта МН «Заполярье-Пурпе» не введена в эксплуатацию в срок.

Так, в 2010 г. такие нефтяные компании, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «СеверЭнергия», ЗАО «Мессояханефтегаз» при обосновании строительства МН «Заполярье-Пурпе» подтвердили максимальный объем сдачи нефти. Для транспортировки по нефтепроводу планировалось обеспечить 48 млн. тонн нефти в год, по общему объему сдачи нефти в период 2015-2025 гг. - 418 млн. тонн. АК «Транснефть» на основании этих заявок разработала проектные решения. Однако эти плановые объемы снизились почти в два раза и составили 184,5 млн. тонн.

В связи со сложившейся ситуацией при строительстве МН «Заполярье-Пурпе» выпадающие доходы компании ориентировочно составят 120 млрд. руб. Схожие проблемы и у проекта МН «Куюмба-Тайшет». По нему компания недополучит 23 млрд. руб. «Такое положение дел приводит к сокращению налогов в федеральный бюджет», - резюмировал аудитор.

В результате уменьшения выручки также снижаются возможности компании по привлечению собственных средств на финансирование инвестиционных проектов. Их удельный вес при финансировании проектов в 2012 г. составил 69,1%, в 2013-2015 гг. – 56,5%, а в программе на 2014-2020 гг. – всего 33,6%. Зависимость от привлечения заемных средств увеличивает долговую нагрузку компании.

Собственные средства компания получает в виде инвестиционной составляющей в тарифах на регулируемые виды деятельности. Федеральной службой по тарифам ежегодно, за исключением 2014 г., проводилась индексация. В частности, увеличение тарифов на услуги по транспортировке нефти с 1 ноября 2011 г. составила 5%, с 6 ноября 2012 г. - 5,5%. Вместе с тем анализ результатов деятельности компании показал, что рентабельность продаж в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилась с 2,7% до 1,7%. «Снижение рентабельности обусловлено превышением темпа роста себестоимости продаж над темпами роста выручки», - уточнил Валерий Богомолов.

Отдельно аудитор остановился на нарушении АК «Транснефть» законодательства, регламентирующего закупочную деятельность. Общая стоимость продукции, необходимой для реализации Инвестиционной программы компании, но закупленной с нарушениями, превысила 31 млрд. руб. «В 2013 г. закупка труб большого диаметра на сумму 6,8 млрд. руб. произведена без проведения конкурсных процедур в рамках действовавшего на тот момент контракта путем заключения дополнительного соглашения», - привел пример Валерий Богомолов.

Также отмечены случаи недостаточного изучения рынка товаров при осуществлении закупочной деятельности. В 2014 г. без проведения конкурсных процедур произведена закупка присадки противотурбулентной иностранного производства на сумму 60,6 млн. рублей. При этом цена закупленного товара за единицу более чем в 2,4 раза превышала его стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Коллегия приняла решение направить представление ОАО «АК «Транснефть», информационные письма заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Аркадию Дворковичу и в Минэнерго России, а также отчеты в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочная информация:

* Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» учреждено в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г.

Доля Российской Федерации в уставном капитале 78%.

По состоянию на 1 января 2014 г. Компанией эксплуатировалось 72,9 тыс. км трубопроводов, в том числе: магистральных нефтепроводов – 53,6 тыс. км; магистральных нефтепродуктопроводов – 19,3 тыс. км, 416 магистральных нефтеперекачивающих станций. МН и МНПП ОАО «АК «Транснефть» расположены во всех 8-ми федеральных округах страны на территории 60 субъектов Российской Федерации.

Объем транспортировки нефти по системе МН ОАО «АК «Транснефть» составлял в 2011 г. – 88,5%, в 2012 г. – 89%, в 2013 г. – 88,1% общего объема добычи нефти в Российской Федерации, что определяло доминирующее положение компании в области транспортировки нефти.


Ключевые факты

  1. Запланированные в инвестиционной программе «Транснефти» на 2012 - 2020 гг. объемы строительства линейной части трубопроводов в целом составляют 77% от предусмотренных Генеральной схемой развития нефтяной отрасли.

  2. 63% инвестиционных проектов ИП-2014-2020 уже в первый год реализации требовали корректировки стоимости.

  3. Для транспортировки по нефтепроводу «Заполярье-Пурпе» планировалось обеспечить 48 млн. тонн нефти в год, по общему объему сдачи нефти в период 2015-2025 гг. - 418 млн. тонн. Впоследствии плановые объемы снизились почти в два раза и составили 184,5 млн. тонн.

  4. Общая стоимость продукции, необходимой для реализации Инвестиционной программы «Транснефти», но закупленной с нарушениями, превысила 31 млрд. руб.

  5. В 2014 г. без проведения конкурсных процедур произведена закупка присадки противотурбулентной иностранного производства на сумму 60,6 млн. рублей. При этом цена закупленного товара за единицу более чем в 2,4 раза превышала его стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх