РУС ENG 

Поступления в федеральный бюджет от приватизации в 2010-2014 гг. составили лишь 21% первоначального плана

19 марта 2015 г.

В.Смирнов/Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности приватизации федерального имущества за 2010 - 2014 годы, в том числе последующих инвестиций в виде взносов в уставные капиталы акционерных обществ». Проверка была проведена по поручению Государственной Думы Российской Федерации. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Аудитор сообщил, что поступления в федеральный бюджет от приватизации пакетов акций компаний с государственным участием в 2010-2014 гг. составили лишь 21% от первоначально запланированного в законах о федеральном бюджете объема, или 256,1 млрд. руб., из которых 190,8 млрд. руб. составили поступления от продажи акций крупнейших акционерных обществ, таких как ОАО «Интер РАО ЕЭС, ОАО «ВТБ». «Основной объем поступлений от продажи акций в течение последних лет формировался за счет продаж пакетов акций крупнейших компаний на основании решений Президента и Правительства и, по большому счету, не зависел от реализации прогнозного плана приватизации. При этом ежегодно плановые задания существенно корректировались в зависимости от показателей фактического выполнения», - сказал аудитор. Из доклада Максима Рохмистрова следует, что в 2010-2014 гг. было приватизировано 1180 пакетов акций хозяйственных обществ, 274 ФГУП, а также 533 объектов иного госимущества.

Аудитор сообщил, что прогнозы поступлений в федеральный бюджет от приватизации, заложенные в правительственных программах приватизации на 2010-2014 гг., носили декларативный характер. «При внесении изменений в план приватизации, в части включения или исключения отдельных позиций, корректировка планового задания по ожидаемым поступлениям не производится», - сказал Максим Рохмистров. Кроме того, по его словам, прогнозы поступлений в программах приватизации не соответствовали показателям ожидаемых поступлений, устанавливаемых в законах о бюджете на соответствующий год. «При этом первоначальные цифры в законах о бюджете в последующем существенно корректировались в сторону уменьшения. Например, плановое задание в 2013 году было уменьшено более чем в 8 раз: с 427,7 млрд. руб. до 52 млрд. руб.», - пояснил он.

График 1. Поступления от приватизации в 2010-2014 гг.

19.03.2015.JPG

По словам аудитора, до настоящего времени отсутствует утвержденная методика составления прогноза поступлений от приватизации. «Основным фактором изменения планового задания по приватизации в законах о бюджете являлось его прогнозируемое недостижение», - сказал Максим Рохмистров.

Из слов аудитора следует, что в 2010-2014 гг. продажа крупнейших государственных активов происходила в условиях недостаточного правового регулирования, при отсутствии необходимого нормативного правового акта, предусмотренного Законом о приватизации. Он отметил, что примененные способы продаж таких активов не обеспечили необходимый уровень конкуренции. «Так называемые конкурентные переговоры, а это наиболее распространенный способ отчуждения пакетов акций крупнейших компаний, по своему характеру представляют собой аналог конкурса, предусмотренного законом о приватизации, но без возможности постприватизационного контроля», - отметил Максим Рохмистров.

По словам аудитора, в 2010-2014 гг. планы по приватизации пакетов акций акционерных обществ, находящихся в собственности Российской Федерации, не были полностью реализованы. Согласно докладу, в 2010 г. приватизация этой категории госимущества была выполнена только на 20% от плана, в 2011-2013 гг. – на 56%, по состоянию на 5 ноября 2014 г. – на 5% от плана на 2014-2016 гг. Максим Рохмистров сказал, что основная работа по анализу активов, подлежащих реализации, происходила параллельно либо после проведения оценки пакетов акций.

Максим Рохмистров также обратил внимание, что в 2010-2014 гг. применялся механизм продажи федеральной собственности с привлечением агентов. Однако, по его словам, эффективность передачи функций привлекаемым юридическим лицам никем не оценивалась.

Максим Рохмистров сообщил, что в 2010-2014 гг. были отмечены низкие темпы акционирования ФГУП. По его словам, в среднем в год приватизировалось 60 предприятий. «Такая тенденция делает невозможным достижение соответствующего целевого показателя, государственной программы по управлению федеральным имуществом», - сказал аудитор.

По словам докладчика, со стороны органов государственной власти отсутствовал контроль за государственной регистрацией подведомственными ФГУП прав на используемое имущество. «Как результат, период с момента принятия решения о преобразовании ФГУП до его регистрации в ОАО мог достигать 5 лет. Затягивание приватизации ФГУП приводит к рискам изменения состава и характеристик имущества ФГУП», - сказал Максим Рохмистров.

Аудитор отметил, что темпы приватизации иного имущества казны, также неудовлетворительны. Так, в период 2010-2014 гг. было продано лишь 76 объектов и 457 объектов внесены в интегрированные структуры.

Основные проблемы в области приватизации госимущества, по мнению Аудитора, связаны с низким качеством планирования и неэффективным управлением федеральным имуществом со стороны органов государственной власти, а также отсутствием взаимосвязи приватизационных процессов с отраслевыми документами стратегического планирования.

По словам Максима Рохмистрова, в 2010-2014 гг. за счет средств федерального бюджета были осуществлены взносы в уставные капиталы 67 акционерных обществ с государственным участием, включенных в прогнозные планы приватизации, на общую сумму 740,5 млрд. руб. Согласно докладу аудитора, наибольший объем федеральных средств был направлен ОАО «РЖД» (382,4 млрд. руб., или 51,6% всех средств), ОАО «Россельхозбанк» (111 млрд. руб., или 15%), ОАО «РусГидро» (65,4 млрд. руб., или 8,8%), ОАО «РОСНАНО» (47,2 млрд. руб., или 6,4%). Аудитор сообщил, что такие бюджетные инвестиции не были связаны с задачами по управлению пакетами акций акционерных обществ с государственным участием. Как следствие, по его словам, отсутствовала взаимосвязь между принятием решений Правительства России о включении организаций в прогнозные планы приватизации и планированием бюджетных инвестиций в рамках соответствующих федеральных целевых программ. «В результате предоставление бюджетных инвестиций не вызвало кратного повышения стоимости акций таких обществ при приватизации, а также не привело к увеличению их капитализации», - сказал аудитор.

Коллегия приняла решение отправить обращение в Генпрокуратуру, информационные письма в Правительство России и Министерство экономического развития России. Отчет направлен в Государственную Думу Российской Федерации и Совет Федерации Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх