РУС ENG 

ОАО «РусГидро» обеспечена готовность объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока на уровне менее 11%

9 Июля 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ А.Петров

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка выполнения открытым акционерным обществом «Федеральная гидрогенерирующая компания – «РусГидро» инвестиционных программ в части мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1564 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» в 2013 – 2014 годах и истекшем периоде 2015 года». Счетная палата ежеквартально отчитывается по результатам осуществляемого мониторинга деятельности ОАО «РусГидро» согласно поручению Государственной Думы Российской Федерации. С докладами выступили аудиторы Валерий Богомолов и Андрей Перчян.

Реализация проектов по строительству ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ осуществляются по инвестиционным программам ОАО «РусГидро», с объемом финансирования на 2015 – 2017 годы в сумме 75,7 млрд. рублей. При этом плановые объемы финансирования строительства приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока, утвержденные Минэнерго России инвестпрограммой ОАО «РусГидро» на 2015-2017 гг., превышают сметную стоимость Якутской ГРЭС-2 (I-ая очередь) на 2,7 млрд. руб., ТЭЦ в г. Советская Гавань на 624,3 млн. руб.

Аудитор также обратил внимание на не соблюдение Министерством энергетики Российской Федерации установленных Правительством России сроков утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики*. К примеру, Минэнерго России с опозданием на 4 месяца была утверждена инвестпрограмма ОАО «РусГидро» на 2013-2015 гг. Изменения в инвестпрограмму ОАО «РусГидро» на 2014-2016 гг. были утверждены с опозданием на 2 месяца.

Аудитор отметил, что по итогам проведения ОАО «РусГидро» технологического и ценового аудита проектов объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока сметная стоимость некоторых объектов превысила их предельную оценочную стоимость**. Сметная стоимость строительства Сахалинской ГРЭС-2 (I-ая очередь) превысила предельную оценочную стоимость на 18,4 млрд. руб. и составила 34,7 млрд. руб., Якутской ГРЭС-2 – на 7,3 млрд. руб. и составила 26,2 млрд. руб. «Основными факторами увеличения стоимости проектов по Якутии и Сахалину послужили принятые проектные решения и уточнения технических параметров станций», - отметил Валерий Богомолов.

Аудитор сообщил, что по итогам I-ого квартала 2015 г. ОАО «РусГидро» обеспечена техническая готовность приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока на уровне менее 11%. В частности по Якутской ГРЭС-2 (I-ая очередь) она составила 7%, ТЭЦ г. Советская Гавань – 7,1%, Сахалинская ГРЭС-2 (I-ая очередь) – 0,8%, Благовещенская ТЭЦ (II-ая очередь) – 10,8%. «Одна из причин таких низких темпов работ - недостаточное количество работников на объектах, привлеченных субподрядными организациями», - пояснил аудитор.

По словам Валерия Богомолова, по итогам I-ого квартала 2015 г. ОАО «РусГидро» на строительство объектов электроэнергетики использовано 20,7 млрд. руб. из 50 млрд. руб., или 41%, средств федерального бюджета, внесенных в качестве взноса в уставной капитал компании. Аудитор обратил внимание, что общая сумма процентов, полученная ОАО «РусГидро» от размещения бюджетных средств на депозиты в частности в ОАО «Сбербанк России» за период 2013-2015гг. составила более 10 млрд. руб.

В свою очередь Андрей Перчян остановился на банковском сопровождении строительства объектов, осуществляемом ОАО «Сбербанк России» через систему обособленных банковских счетов (ОБС). Базовым соглашением*** не регламентирован порядок использования процентных доходов РусГидро и дочерних зависимых обществ (ДЗО) от размещения на депозиты временно свободных бюджетных средств. В результате использование этих доходов осуществлялось в отсутствие банковского сопровождения, минуя ОБС.

«29 апреля 2015 г. Правительством Российской Федерации было поручено Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину, Росимуществу совместно со Сбербанком и РусГидро проработать и представить предложения по дополнению Базового соглашения (со Сбербанком) положениями о порядке учета и расходования этих доходов», - добавил Андрей Перчян. Ведомства сошлись на необходимости включения положений о порядке расходования полученных доходов в дополнительные соглашения. Однако только в том случае, если Правительство примет решение о целесообразности установления порядка расходования доходов.

По словам аудитора, на 1 апреля 2015 г. в нарушение Базового соглашения РусГидро и Сбербанком не обеспечено заключение договоров банковского сопровождения с дочерними обществами.

«Сбербанк России считает нецелесообразным заключение этих договоров с ДЗО, так как между РусГидро и Банком заключен договор банковского сопровождения, предусматривающий обязательное открытие участниками строительства обособленных банковских счетов в Сбербанке и проведение расчетов по строительству только через такие счета», - рассказал аудитор, отметив, что этот вопрос обсуждается с весны прошлого года.

Также Андреем Перчяном отмечено, что ни Базовым соглашением ни Договором о предоставлении бюджетных инвестиций не регламентирован порядок учета и использования сумм налога на добавленную стоимость, в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации. Расчетно размер суммы налога, возмещенной из федерального бюджета может составить до 7,6 млрд. руб.

В свою очередь Валерий Богомолов отдельно остановился на низких темпах отчуждения непрофильных активов ОАО «РусГидро». По словам аудитора, за период 2010-2014 гг. было высвобождено только 54 объекта компании на общую сумму 28,3 млн. руб. «Это не соответствует требованию Правительства Российской Федерации по обеспечению ускоренного отчуждения непрофильных активов, в том числе в целях привлечения дополнительных источников финансирования», - отметил он.

Валерий Богомолова обратил особое внимание на длительность процесса отчуждения ОАО «РусГидро» 78 объектов железнодорожной инфраструктуры в Хабаровском крае и 6 объектов транспортной инфраструктуры в Карачаево-Черкесской республике.

По словам аудитора, по состоянию на 1 апреля 2015 г. в систему ключевых показателей эффективности ОАО «РусГидро» не были включены показатели оценки уровня дохода на капитал компании и ежегодного снижения операционных расходов не менее чем на 2 – 3%. По этой причине, отметил Валерий Богомолов, размеры вознаграждения членам Совета директоров и Ревизионной комиссии ОАО «РусГидро» не связаны с указанными показателями эффективности деятельности компании.

Аудитор сказал, что ОАО «РусГидро» не в полном объеме выполнялся правительственный План мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний.

Счетная палата направила представления об устранении нарушений Председателю Правления ОАО «РусГидро» Евгению Доду и в ОАО «Сбербанк России», информационное письмо Заместителю Председателя Правительства России – полномочному представителю Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу. Отчет направлен в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочная информация:

*Постановлением Правительства России от 1 декабря 2009 г. №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» установлены сроки утверждения инвестпрограмм субъектов электроэнергетики до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестпрограммы; корректировки до 1 октября текущего года.

**Предельная оценочная стоимость строительства приоритетных объектовэлектроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока была определена в Договоре о предоставлении бюджетных инвестиций №01-08/827 от 12 декабря 2012 г., заключенном между Росимуществом, Минэнерго России и ОАО «РусГидро». Согласно Договору,внесенные в качестве взноса в уставной капитал ОАО «РусГидро» средства федерального бюджета в размере 50 млрд. руб. должны быть направлены компанией на строительство приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока.

***Базовым соглашением от 14 декабря 2012 г. №С-718-АБ/Д07 о предоставлении бюджетных инвестиций на финансирование строительства объектов электроэнергетики на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, заключенным между Минэкономразвития России, Минэнерго России, ОАО «РусГидро» и ОАО «Сбербанк России», не регламентирован порядок использования процентных доходов ОАО «РусГидро» и его ДЗО от размещения в депозиты временно свободных бюджетных средств.


Ключевые факты

  1. Плановые объемы финансирования строительства приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока, утвержденные Минэнерго России инвестпрограммой ОАО «РусГидро» на 2015-2017 гг., превышают сметную стоимость Якутской ГРЭС-2 (I-ая очередь) на 2,7 млрд. руб., ТЭЦ в г. Советская Гавань на 624,3 млн. руб.

  2. Минэнерго России с опозданием на 4 месяца была утверждена инвестпрограмма ОАО «РусГидро» на 2013-2015 гг. Изменения в инвестпрограмму ОАО «РусГидро» на 2014-2016 гг. были утверждены с опозданием на 2 месяца.

  3. Сметная стоимость строительства Сахалинской ГРЭС-2 (I-ая очередь) превысила предельную оценочную стоимость на 18,4 млрд. руб. и составила 34,7 млрд. руб., Якутской ГРЭС-2 – на 7,3 млрд. руб. и составила 26,2 млрд. руб.
  4. По итогам I-ого квартала 2015 г. ОАО "РусГидро" обеспечена техническая готовность приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока на уровне менее 11%.
  5. На строительство объектов электроэнергетики использовано 20,7 млрд. руб. из 50 млрд. руб., или 41%, средств федерального бюджета, внесенных в качестве взноса в уставной капитал компании.

Материалы по теме

Наверх