РУС ENG 

Средства Фонда национального благосостояния, направленные на строительство ЦКАД, не используются в полном объеме

5 Августа 2015 г.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ЦКАД) в Госкомпании «Автодор». С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Проверка показала, что в 2015 г. на реализацию проекта ЦКАД в общей сложности было направлено 39 млрд. руб. Из них 21,7 млрд. руб. – это средства Фонда национального благосостояния, вложенные 29 апреля в облигации Госкомпании «Автодор», 10 млрд. рублей – субсидия, направленная на реализацию проекта Минтрансом России. Помимо этого, неотработанный аванс 2014 г. составил 7,5 млрд. руб.

Как сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты, инвестиционный проект ЦКАД включает в себя 4 пусковых комплекса. В настоящее время Госкомпанией заключены инвестиционные соглашения на строительство двух пусковых комплексов, условиями которых предусмотрено выполнение работ в 2015 г. на общую сумму всего 4 млрд. руб.

В результате привлеченные средства ФНБ Госкомпанией не используются и находятся на ее счете в Газпромбанке. Сумма начисленных процентов в мае-июне 2015 г. составила 262 млн. руб. Тем не менее, Правительством принято решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд. руб. до конца 2015 г.

Еще один источник финансирования строительства ЦКАД - привлечение средств инвесторов. По плану в 2014 г. они должны были вложить в проект 370 млн. руб., а в текущем году – 8 млрд. руб. Тем не менее, до настоящего времени средства инвесторов ГК «Автодор» не привлекались.

Проверка показала, что реализация проекта ЦКАД осуществляется Госкомпанией неэффективно. Так, строительство 1-го пускового комплекса до сих пор не начиналось, несмотря на то, что соглашение заключено более года назад.

Строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов начнется в 2016 г. «В проекте соглашения на строительство 3-го пускового комплекса не учтены результаты технологического и ценового аудита, которые позволяют снизить стоимость строительства на общую сумму 4 млрд. руб.», - рассказал аудитор.

По его словам, строительство 5-го пускового комплекса также не начато, хотя соответствующее соглашение было заключено еще в декабре 2014 г. Подрядчику (ООО «Кольцевая магистраль») в 2014-2015 гг. предоставлен аванс в размере 11,2 млрд. руб., который находится в Газпромбанке. Начисленные в доход организации проценты составили 190 млн. руб.

В сметный расчет по строительству 5-го пускового комплекса необоснованно включены затраты на страхование строительных рисков в размере 644 млн. руб. «Приказом Минстроя России от 16 июня 2014 года данный вид расходов исключен из Перечня прочих затрат, включаемых в сметный расчет стоимости строительства», - уточнил Валерий Богомолов.

Отдельное внимание аудитор уделил вопросу, касающемуся проектной документации строительства ЦКАД. Как сообщил аудитор, ее стоимость составила 8 млрд. руб. Работы были приняты и оплачены Госкомпанией в конце 2012 г. «Согласно акту выполненных работ Госкомпания подтвердила отсутствие замечаний к указанной документации. Вместе с тем с 2014 г. Госкомпания корректирует проект различных участков ЦКАД. На сегодняшний день расходы на корректировку составили 100 млн. руб.», - рассказал Валерий Богомолов.

На Коллегии также было отмечено, что в нарушение распоряжения Правительства между Минфином и Минтрансом до настоящего времени не заключено соглашение о контроле целевого расходования средств ФНБ, направленных на реализацию проекта.

Коллегия приняла решение направить представление в Государственную компанию «Российские автомобильные дороги», информационное письмо – в Министерство финансов Российской Федерации, а также использовать материалы проверки в отчете за первое полугодие 2015 г. о ходе реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.



Ключевые факты

  1. В 2015 г. на реализацию проекта ЦКАД в общей сложности было направлено 39 млрд. руб. Из них 21,7 млрд. руб. – средства Фонда национального благосостояния.

  2. Госкомпанией заключены инвестиционные соглашения на строительство двух пусковых комплексов, условиями которых предусмотрено выполнение работ в 2015 г. на общую сумму всего 4 млрд. руб.

  3. Привлеченные средства ФНБ Госкомпанией не используются и находятся на ее счете в Газпромбанке. Сумма начисленных процентов в мае-июне 2015 г. составила 262 млн. руб.

  4. Правительством принято решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд. руб. до конца 2015 г.

  5. В проекте соглашения на строительство 3-го пускового комплекса не учтены результаты технологического и ценового аудита, которые позволяют снизить стоимость строительства на общую сумму 4 млрд. руб.


Материалы по теме

Наверх